Дело № 2-142/2020
УИД №
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 11 июня 2020 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Коноваленко Л.В.,
при секретаре Савиной Е.Н.,
с участием процессуального истца прокурора Красногорского района Алтайского края Грибанова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Мещерякова А.А. к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому бюджетному учреждению здравоохранения «Красногорская Центральная районная больница» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного от места его жительства до места получения медицинской помощи и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногорского района Алтайского края, действуя в интересах Мещерякова А.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому бюджетному учреждению здравоохранения «Красногорская Центральная районная больница»( далее КГБУЗ «Красногорская ЦРБ») о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку Мещерякова А.А., страдающего хронической почечной болезнью от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению Мещерякова А.А. проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также необеспечением финансирования указанных мероприятий. Также установлено, что истец Мещеряков А.А. проживающий в <адрес>, является <данные изъяты> <данные изъяты> группы. Имея хроническое заболевание почек, Мещеряков А.А. вынужден проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю, лечение хронической почечной недостаточности, которая осуществляется посредством гемодиализа. Данная процедура для Мещерякова А.А. является жизненно необходимой. Ближайшим на расстоянии более 80 км. от <адрес> лечебным учреждением, в котором с 20.02.2020г. организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является ООО « Нефролайн- Барнаул» <адрес>. В связи с отдаленностью медицинского учреждения Мещеряков А.А. вынужден добираться на личном автомобиле, что приводит к дополнительным затратам. Кроме того, истцу необходимы лекарственные препараты, часть из которых Мещеряков А.А. приобретает за свой счет. В месяц на дорогу Мещерякову А.А. требуется значительная сумма денежных средств, при том, что размер пенсии Мещерякова А.А. с ЕДВ составляет <данные изъяты> руб.
Пропуск необходимой процедуры гемодиализа может привести к летальному исходу.
Согласно информации Министерства здравоохранения Алтайского края проезд пациентов до места оказания медицинских услуг и обратно не включен в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности не относится к медицинским услугам, в связи с чем, организация доставки Мещерякова А.А. на процедуру гемодиализа не представляется возможным.
Из ответа КГБУЗ « Красногорская ЦРБ» следует, что медицинское учреждение осуществляет доставку пациентов на процедуру гемодиализа по решению суда, согласно графика гемодиализа: понедельник, среда, пятница. Возможность организации доставки на процедуру гемодиализа Мещерякова А.А. у медицинского учреждения отсутствует, поскольку Мещеряков А.А. проходит процедуру гемодиализа согласно графика, установленного ООО « Нефролайн- Барнаул»: вторник, четверг, суббота.
Из информации администрации Красногорского района установлено, что транспортировка больных в медицинские учреждения администрацией района не осуществляется.
Географическая удаленность между населенными пунктами ( <адрес> и <адрес>), состояние здоровья Мещерякова А.А., нуждающегося в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в отделении гемодиализа, невозможность проведения гемодиализа по месту жительства свидетельствуют о том, что проезд от места жительства к месту получения данной процедуры и обратно является неотъемлемой частью вида медицинских услуг. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Алтайского края на 2020 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением правительства Алтайского края от 31.12.2019 № 545.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья согласно п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Федерального закона № 323-ФЗ) относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенных законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан.
В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденном указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 151, Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство здравоохранения Алтайского края в силу п.2.1 Положения наделено полномочиями, в том числе, по разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; по обеспечению оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
В связи с изложенным, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ « Красногорская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку Мещерякова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего хронической почечной болезнью, проживающего на территории Красногорского района Алтайского края, от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Истец Мещеряков А.А., представитель ответчикв Министерства здравоохранения Алтайского края, представитель КГБУЗ «Красногорская ЦРБ», извещенные о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, - не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд с учетом положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании прокурор Красногорского района Алтайского края Грибанов А.В.исковые требования поддержал в части предъявленной к Министерству здравоохранения Алтайского края, указав, что на КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» соответствующая обязанность должна быть возложена Министерством в рамках имеющихся у него полномочий.
Ответчики Министерство здравоохранения Алтайского края и КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» представили письменный отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих возражений указали, что в целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 1506 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019г. и на плановый период 2020 и 2021г.
В соответствии со ст. 81 ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в РФ», постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2018г. № 482 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019г. и на плановый период 2020г. и 2021г.» при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья ( в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Приказом Минздрава РФ № 1271н от 20.12.2012г. «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности» и Приказом Минздравсоцразвития РФ № 17н от 18.01.2012г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нефрология» такая услуга, как транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях, не предусмотрена. В состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ не входят, как у отделений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, так и у учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, к которым относится КГБУЗ «Красногорская ЦРБ».
П.2 ст. 26.3 ФЗ « Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г. № 184-ФЗ не относит решение вопросов по регулярной транспортировке граждан в медицинские учреждения в полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Граждане, могут компенсировать затраты на оплату проезда для проведения процедур гемодиализа, посредством получения материальной помощи в порядке, установленном подп.3 п.4 постановления Правительства Алтайского края от 5 октября 2007 г. N 466 « Об утверждении правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» (в ред. от 25.03.2020г.)
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мещеряков А.А., проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом <данные изъяты>. ( л.д. 10.)
Согласно справке ООО « Нефролайн-Барнаул» <адрес>, с 20.02.2020г. Мещеряков А.А. получает программный гемодиализ по жизненным показаниям 3 раза в неделю по 4 часа. Дни диализа вторник, четверг, суббота 1 смена, с 09-00 до 13-00. ( л.д. 9)
В судебном заседании установлено, что Мещеряков А.А. добирается до места лечения и обратно самостоятельно за свой счет.
Из информации Министерства здравоохранения Алтайского края следует, что в тариф по уплате услуг диализа стоимость доставки больного в лечебное учреждение не входит (л.д. 29).
В соответствии со сведениями, размещенных в сети Интернет и являющихся общедоступными расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 91 км.
По информации МП «Красногорское АТП» стоимость проезда на рейсовом автобусе транспортного сообщения «<адрес>» составляет 280 руб..
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека;
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от № 323 является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323).
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 13 Письма Минздрава России от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, в том числе в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, и порядок ее организации рекомендуется устанавливать в территориальной программе.
Пунктом 16 указанного письма предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. № 1271-н заместительная терапия методом перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 545, действующим на дату разрешения спора, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.
Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико-санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.
Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю нефрология, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.01.2012г. № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №151 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.
Согласно абзацу 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относится непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец (<адрес>) не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте - <адрес>, при необходимости Мещерякову А.А. в данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входит, суд приходит к выводу, что на Министерстве здравоохранения Алтайского края лежит обязанность по финансированию перевозки нуждающихся в медицинской помощи граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа. Суд также исходит из того, что Правительство Алтайского края гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно, обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке Мещерякова А.А. от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Транспортная доступность и так называемая географическая доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ населенного пункта, где он проживает, либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
В данном случае значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего, в том числе, Мещерякову А.А., заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места его постоянного жительства, создает для него значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из <адрес> в <адрес>, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида 2 группы преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние около 100 километров за свой счет, несмотря на состояние своего здоровья.
Доводы стороны ответчиков о том, что транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях законом не предусмотрена, проезд до места проведения процедуры гемодиализа подлежит оплате за счет пациента с последующим получением материальной помощи в органах социальной защиты, судом отклоняются ввиду нижеследующего.
Действительно, постановлением Правительства Алтайского края № 129 от 25.03.2020 внесены изменения в Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края № 466 от 05.10.2007.
Согласно абз. 2 подпункта 3 пункта 4 указанного постановления одним из видов материальной помощи в денежной форме, являющейся единовременной выплатой, является материальная помощь гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа, в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом.
В соответствии с п. 5 постановления, материальная помощь малоимущим гражданам и семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в денежной форме оказывается в пределах средств, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Порядок же рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи и ее размер определяются Министерством социальной защиты Алтайского края. (п. 6).
При этом п.п. 9 п. 22 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи в качестве одного из оснований для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи указано отсутствие средств краевого бюджета на финансирование указанных расходов в текущем финансовом году.
Таким образом, при отсутствии средств краевого бюджета на финансирование расходов по доставке истца к месту проведении процедуры гемодиализа и обратно, в предоставлении материальной помощи будет отказано на законных основаниях, что, в свою очередь затруднит либо сделает невозможным прохождение истцом процедуры гемодиализа.
Кроме того, анализируя изложенное, суд приходит к выводу, учитывая единовременный характер материальной помощи гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа, в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно, что законодательное закрепление права на материальную помощь, не является гарантией полной компенсации расходов истца Мещерякова А.А. на проезд, поскольку процедура гемодиализа должна проводиться три раза в неделю, предусмотреть же объем расходов, которые понесет истец, учитывая возможность передвижения как автомобильным (автобус, маршрутное такси, такси), так и железнодорожным транспортом, не представляется возможным.
Кроме того, последним абзацем раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрено, что оплата услуги по транспортировке пациентов осуществляется органами социальной защиты населения Алтайского края. Из анализа содержания указанной нормы следует, что оплата услуги может быть произведена как самому гражданину, так и органу, оказавшему такую услугу, в данном случае – Министерству здравоохранения Алтайского края. При этом, второй способ оплаты, учитывая безотлагательный характер услуг по доставке истца к месту проведении процедуры гемодиализа и обратно, учитывая инвалидность <данные изъяты> у истца, отдаленность места его проживания от органов исполнительной власти Алтайского края, является более предпочтительным.
Отсутствие на уровне Алтайского края нормы, регулирующей вопрос о доставке лиц, страдающих почечной недостаточностью, в медицинское учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, а также невключение таких расходов в структуру тарифов на оплату медицинской помощи не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи.
Не включение в состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходов на доставку пациентов на гемодиализ в рамках программы государственных гарантий медицинская эвакуация пациентов, страдающих почечной недостаточностью, а также то, что доставка пациентов для прохождения гемодиализа является транспортной услугой, обеспечение амбулаторных больных транспортными услугами не входит в компетенцию Министерства здравоохранения Алтайского края не является основанием для отказа в удовлетворении иска и возложении на указанное Министерство заявленной в иске обязанности, поскольку Правительство Алтайского края гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, при этом оказание такой помощи возложено на Министерство здравоохранения Алтайского края.
Ссылка ответчика об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи является необоснованной, т.к. по существу противоречат нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона № 323"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым оказываемая медицинская помощь (в т.ч. и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения нуждающиеся в постоянной медицинской помощи граждане лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться им бесплатно.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, не указание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание наличие по настоящему делу особых обстоятельств, связанных с состоянием здоровья материального истца Мещерякова А.А., являющегося инвалидом <данные изъяты> группы, необходимостью по жизненным показаниям получения им специализированной высокотехнологичной медицинской помощи в медицинское учреждение <адрес> по графику проведения гемодиализа – 3 раза в неделю, его имущественное и социальное положение, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Мещерякова А.А. удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по организации и обеспечению доставки Мещерякова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего хронической почечной болезнью, проживающего в селе <адрес>, с места фактического его проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: Л.В. Коноваленко
.
.
.
.
.