Дело № 2-5820/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2019 года г. о.Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овакимяна ФИО10, Гладковой ФИО11, Зориной ФИО12 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Овакимян К.В., Гладкова Л.В., Зорина Л.И., уточнив исковые требования обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.
В обосновании иска указали, что являются членами <данные изъяты> и за ними закреплены земельные участки: за Овакимян К.В. закреплен земельный участок № площадью 753 кв.м.; за ФИО3 закреплен земельный участок № площадью 769 кв.м.; за Зориной Л.И. закреплен земельный участок № площадью 725 кв.м.
Решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от 09 сентября 1988 года № утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.
Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 27 марта 1992 года № № утвержден земельный фонд под коллективное садоводство и передан администрации города Фрязино площадью 13,2 га (пункт 2 Постановления).
Согласно Протокола отвода земельного участка от 1992 года, на основании Постановления Главы администрации Щёлковского района № от 27 марта 1992 года, землеустроитель института Центргипрозем произвел отвод в натуре отвод земельного участка на площадь 9,77 га С\т «Лира». Отвод произведен при участии представителей от следующих землепользователей: <адрес>
Акт выбора земельного участка под коллективное садоводство согласован всеми уполномоченным органами.
Постановлением Главы администрации города Фрязино Московской области от 03 июля 1992 года № закреплен земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес>) в охранной зоне ЛЭП-500, за <данные изъяты> по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления). Обязать правление с/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка, представить в Горкомзем г. Фрязино копии землеотводных документов, утвержденные списки членов садоводческого товарищества и зарегистрированный устав Товарищества.
Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14 августа 1992 года № утверждены границы отвода земельного участка с/т «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления).
Пунктом 3 указанного Постановления указано, Райкомзему выдать документы, удостоверяющие право пользования земельным участком под коллективное садоводство и внести изменения в земельно-учетную документацию. Выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серия №
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № от 07 июня 2016 года № № сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
При обращении <данные изъяты> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление), письмом от 30 сентября 2016 года № было отказано, так как по мнению Управления передача в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно земельных участков «для коллективного садоводства» противоречит действующему законодательству.
Также, СНТ «Лира» было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.
Письмом от 08 августа 2017 года Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано СНТ «Лира» предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка № категория земель – земли лесного фонда.
Председателем <данные изъяты>» 07 ноября 2017 года исх. № в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме. Из ответа от 07.12.2017 года следует, что если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими документами или правоудостовряющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель определяется в соответствии, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).
Истцы обращались в Администрацию Щёлковского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, но были даны отказы в связи с нахождением земельного участка в границах садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, отсутствие проекта организации и застройки территории или проекта межевания территории указанного объединения, а также наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Заключением кадастрового инженера, указанное в ответе Администрации Щёлковского муниципального района, подтверждается. Кадастровый инженер пришел к выводу, что при выполнении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером № была допущена кадастровая ошибка и не учтены данные земельного отвода <данные изъяты> или учтены некорректно при межевании земель Лесного фонда.
На основании изложенного, истцы просят суд:
1. Установить границы земельного участка №, площадью 722 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта.
2. Признать за Овакимяном ФИО13 право собственности на земельный участок № площадью 722 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
3. Установить границы земельного участка №, площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
4. Признать за Гладковой ФИО14 право собственности на земельный участок № площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
5. Установить границы земельного участка №, площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
6. Признать за Зориной ФИО15 право собственности на земельный участок № площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
7. Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №№, согласно заключения эксперта.
В судебное заседание истцы Овакимян К.В., Гладкова Л.В., Зориноа Л.И.., не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, их представитель Евстегнеева Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истцов и их представителя по доверенности, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, с учетом результатов проведенной по делу землеустроительной экспертизы № 2-5820/2019.
В судебное заседание представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства не явился, извещен надлежащим образов о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации городского округа Щёлково Московской области не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области, не явился, извещен надлежащим образов о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, направил письменные возражения относительно исковых требований, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта, суд приходит к следующим выводам.
Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Согласно статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истцы являются членами СНТ «Лира» и за ними закреплены земельные участки: за Овакимян К.В. закреплен земельный участок № площадью 753 кв.м.; за Гладковой Л.В. закреплен земельный участок № площадью 769 кв.м.; за Зориной Л.И. закреплен земельный участок № площадью 725 кв.м.
Решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от 09 сентября 1988 года № утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.
Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 27.03.1992 г № был утвержден земельный фонд общей площадью 13,2 га за счёт земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес>) – 12,9 га – и земель колхоза им. Ленина – 0,3 га по фактическому пользованию и передан администрации гор. Фрязино для последующего его распределения между организациями и предприятиями г. Фрязино.
Постановлением Главы Администрации города Фрязино Московской области от 03.07.1992 г № закреплён земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес> в охранной зоне ЛЭП-500 за <данные изъяты> по фактическому пользованию. Также согласно этому постановлению обязать правление с/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка.
Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14.08.1992 г № в соответствии с Постановлением администрации Щёлковского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № при рассмотрении материалов Технического дела по отводу в натуре земельного участка, утверждены границы отвода земельного участка садоводческого товарищества «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию.
Таким образом, садоводческому товариществу «Лира» в соответствии с Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14.08.1992 г № было предоставлено 9,77 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для садоводчества и выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № №
Сведения о земельном участке, расположенного в <адрес>», внесены в ГКН (ЕГРН) 29.01.2008 года и имеют статус «ранее учтенные». Земельному участку присвоен кадастровый №.
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Между тем, в материалы дела представлена копия Технического дела по отводу в натуре земельного участка садоводческому товариществу «Лира» из земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза Щёлковского района Московской области, предоставленное территориальным отделом № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
Так, в соответствии с материалами Технического дела, на основании Постановления администрации Щёлковского района Московской области от 27.03.1992 г № в 1992 году был произведён отвод земельного участка садоводческому товариществу «Лира» площадью 9,77 га при участии представителя Щёлковского учебно-опытного лесхоза и представителя Колхоза им. Ленина, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка.
Также в материалах дела представлен Проект выбора земельного участка под коллективное садоводство «Лира», согласованный, в том числе с Комитетом по земельной реформе, Комитетом по экологии и природопользованию и учебно-опытным лесхозом.
В материалах Технического дела представлен Журнал измерения углов и линий осевого теодолитного хода, в котором есть вычисленные координаты межевых знаков, установленных в поворотных точках.
При обращении <данные изъяты>» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра), письмом от 30 сентября 2016 года № было отказано.
Также, <данные изъяты> было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.
Письмом от 08 августа 2017 года Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано <данные изъяты>» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка №, категория земель – земли лесного фонда.
Председателем <данные изъяты>» 07 ноября 2017 года в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме. Ответом от 07.12.2017 года № № был дан отказ.
Истцы обращались в Администрацию Щёлковского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, но были даны отказы в связи с нахождением земельного участка в границах садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, отсутствие проекта организации и застройки территории или проекта межевания территории указанного объединения, а также наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Заключение кадастрового инженера подтверждает, что вероятно, при выполнении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером № была допущена кадастровая ошибка и не учтены данные земельного отвода СНТ «Лира» или учтены некорректно при межевании земель Лесного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, Определением Щелковского суда от 06 ноября 2019 года по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Индивидуальному предпринимателю ФИО1, являющейся членом НП <данные изъяты> находящейся по адресу: <адрес> тел.: №.
Из заключения эксперта следует, что 03 декабря 2019 года, в присутствии истцов, было проведено обследование объектов экспертизы - земельных участков №№ в <данные изъяты> <адрес>. При обследовании были проведены геодезические работы по определению местоположения границ исследуемых земельных участков, была произведена фотосъемка местности, материалы которой представлены в приложении. В результате произведенных работ и рассмотрения материалов гражданского дела, эксперт пришел к следующему заключению, что границы исследуемых участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки истцов.
В ходе обследования установлено, что границы земельного участка №, находящегося в пользовании истца Овакимян В.К., закреплены на местности забором, на участке расположен садовый дом и служебные постройки, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка № представлен в приложении №, координаты его границ - в таблице №. Каталог координат представлен в системе координат МСК-50, в соответствии с Приказом Управления Роснедвижимости по <адрес> от 11.08.2009г. № «Об утверждении Схемы реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости». <адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 772 кв.м., что на 19 кв.м. больше площади, указанной в Выписки из протокола общего собрания <данные изъяты> № от 10.07.2010 года (753 кв.м.). Координаты поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице №.
Границы земельного участка №, находящегося в пользовании истца Гладковой Л.В., закреплены на местности ограждением, на участке расположен садовый дом, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка № представлен в приложении №, координаты его границ – в таблице №. Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 828 кв.м., что на 74 кв.м. больше площади, указанной в Выписке из протокола общего собрания <данные изъяты>» № от 10.07.2010 года (754 кв.м.). Координаты поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице №.
Границы земельного участка №, находящегося в пользовании истца Зориной Л.И., закреплены на местности ограждением, на участке расположен двухэтажный садовый дом и служебные постройки, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка № представлен в приложении №, координаты его границ – в таблице №. Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 811 кв.м., что на 86 кв.м. больше декларированной. Координаты поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице №.
Экспертом установлено, что сведения о земельном участке СНТ «Лира» внесены в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером № что подтверждается представленным в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка, сведения об объекте имеют статус «ранее учтенные», дата внесения номера в ЕГРН – 29.01.2008 года (л.д. 29-31, том 1). Разрешенное использование участка: под коллективное садоводство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В материалах дела представлено Техническое дело по отводу в натуре границ земельного участка <данные изъяты> из земель Щелковского учебно-опытного лесхоза <адрес> (л.д. 9-120, том 2) и чертеж границ земель <данные изъяты>» (л.д.17, том 2).
Экспертом было проведено наложение границ землеотвода <данные изъяты>» площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района <адрес> от 14 августа 1992 г. №, на границы исследуемых участков. В результате сравнения установлено, что границы земельного участка № полностью расположены в границах землеотвода <данные изъяты> границы участков №№ и № по фактическому пользованию выходят за границы отвода <данные изъяты> северные границы участков №№ смещены от границ отвода на расстояние 2,1-2,7 метров (линия на плане № см. Приложение 5, линия на плане 24-28, см. Приложение 6).
Варианты установления границ исследуемых участков в пределах границ землеотвода <данные изъяты>», представлены экспертом в Приложении №№ каталоги координат границ участков - в таблицах №
При сравнении данных, полученных в результате обследования, с данными о координатах участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, экспертом установлено, что границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № накладываются (пересекают) на фактические границы земельных участков №№ и 16, а также накладываются на объекты недвижимости, расположенные на данных участках. Площади наложений (пересечения) составляют: 772 кв.м.(на участок №), 771 кв.м. (на участок №) и 764 кв.м. (на участок №). Наложение (пересечение) границ земельных участков представлено в Приложении № заключения эксперта, каталоги наложений – в таблицах №№ заключения эксперта.
Эксперт также указывает, что исследуемые земельные участки истцов не имеют общей границы с лесным массивом, участки расположены на расстоянии 50 метров от границ Лесного фонда.
Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выд. <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.05.2013г. Площадь участка составляет 6 895 981 кв. м., категория земель - земли лесного фонда. Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № в 2013 году устанавливались в соответствии с лесоустроительной документацией картометрическим методом, то есть без геодезической съемки территории объекта.
Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № были установлены в 2013 году, границы землеотвода <данные изъяты> утверждены в 1992 году на основании Постановления Главы Администрации № от 14.08.1992 года (л.д. 21, том 1).
Экспертом было проведено наложение границ землеотвода <данные изъяты> площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района <адрес> от 14 августа 1992 г. №, на границы участка лесного фонда с кадастровым номером №, а также на планшеты лесоустройства с использованием ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
В результате сравнения установлено, что западная граница землеотвода <данные изъяты> частично расположена в границах земель лесного фонда с кадастровым номером № (см. Приложение №).
Таким образом, усматривается, что изначально земельный участок, составляющий территорию <данные изъяты>», предоставлялся администрацией <адрес> задолго до формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка лесного фонда. Земельный участок, предоставленный <данные изъяты> Государственным Актом №, имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», назначение «под коллективное садоводство», следовательно, не может входить в состав земель лесного фонда.
В 1992 году границы землеотвода <данные изъяты> были согласованы с учебно-опытным лесхозом и устанавливались с выносом точек в натуре, в присутствии представителей агентства лесного хозяйства, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка <данные изъяты> (л.д. 19, том 1).
В материалах дела также представлен Акт обследования лесных площадей, испрашиваемых из состава Государственного лесного фонда от 06 сентября 1991 года (л.д. 52-53, том 1), в соответствии с которым дано заключение о возможности передачи земельного участка под коллективное <данные изъяты> при <данные изъяты> а также Заключение № по отводу земельного участка под строительство от 21 августа 1991 года, в котором указано, что земельный участок садоводства «Лира» используется с 1965 года под огороды (л.д. 54, том 2).
Учитывая вышеизложенное, эксперт пришел к выводу, что при постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № не было учтено наличие ранее образованного участка для <данные изъяты> границы которого утверждены Постановлением Главы Администрации № от 14.08.1992 года, что привело к неправильному определению местоположения границ земельного участка лесного фонда, наложению фактические границы <данные изъяты>», в том числе на участки №№ и № расположенные в данном СНТ.
Установленное наложение на границы СНТ «<данные изъяты>» является следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № так как межевание земель лесного фонда проводилось по застроенной территории без учета согласованного в 1992 году отвода <данные изъяты>
При сопоставлении результатов съемки местности с данными отвода <данные изъяты> экспертом установлено, что земельные участки №№ и № выходят за границы отвода СНТ, в связи с чем, экспертом разработан вариант установления границ участков в пределах границ землеотвода <данные изъяты> координаты участков представлены в таблицах №, 6 при ответе на вопрос №.
Вместе с тем, для установления границ земельных участков истцов в границах землеотвода, в соответствии с координатами, представленными в таблицах №№, необходимо исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №№. Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участками №№ представлены в таблицах №№ заключения эксперта.
Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границ земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН на границы земельных участков истцов является наличие реестровой ошибкой в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №
Учитывая вышеизложенное, а также учитывая вариант установления границ земельных участок №№, который описан в ответе на вопрос №, необходимо исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №№
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
Х |
Y |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
Х |
Y |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
№ |
№ |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Как следует из ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Поскольку экспертом установлено наличие реестровой ошибки в координатах, содержащихся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, суду предлагается единственный вариант исправления реестровой ошибки путем исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №№ и 16.
Координаты исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №№ представлены в заключении эксперта при ответе на вопрос №.
Согласно ч.1 ст. 55 и ч.1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд доверяет заключению эксперта ФИО1 и принимает его как допустимое доказательство при разрешении вопроса об установлении границ земельного участка истцов, исправлении реестровой ошибки, поскольку заключение полностью согласуется с материалам дела, научно обосновано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.
Суд соглашается с предложенным экспертом ФИО1 вариантом исправления реестровой ошибки и установлением границ земельных участков истцов, поскольку он исключает наложение (пересечение) границы земельного участка с кадастровым номером № на земельные участки №№, расположенные в <адрес> принадлежащие истцам, а иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии реестровой ошибки, судом не установлено, а материалы дела не содержат.
Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Согласно п.6 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что защита прав собственника земельного участка нарушенных наложением кадастровых планов смежных земельных участков может осуществляться путем исключения из государственного кадастра недвижимости записей о координатах характерных точек границ соответствующих земельных участков, только при наличии сведений о наличии реестровой ошибки.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом установления экспертом ФИО1 реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесхоза с кадастровым номером №, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Овакимяна ФИО17, Гладковой Ларисы ФИО18, Зориной ФИО19, и полагает верным установить наличие реестровой ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, исправить реестровую ошибку в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № путем исключения области наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером № в месте наложения на земельные участки №№ в границах отвода <данные изъяты> в соответствии с предложенным экспертом каталогом координат, а также установить границы земельных участков в соответствии с предложенными экспертом каталогом координат:
- №, разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> площадью 772 кв.м.;
- №, разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> площадью 771 кв.м.;
- №, разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес>», площадью 764 кв.м.
При таких обстоятельствах, исковые требования Овакимян ФИО20, Гладковой ФИО21, Зориной ФИО22 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению частично с учетом заключения эксперта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Овакимян ФИО23, Гладковой ФИО24, Зориной ФИО25 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой сведения государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105987, категория земель – земли лесного фонда, расположенного по адресу расположенного по адресу: <адрес>
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ земельного участка в месте наложения с земельными участками №№ в следующих координатах:
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
Х |
Y |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
Х |
Y |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером № в месте наложения с участком №:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
|
Х |
Y |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Установить границы земельного участка №, площадью 772 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
расстояния, м |
|
Х |
Y |
||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Признать за Овакимяном ФИО26 право собственности на земельный участок № № площадью 772 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
Установить границы земельного участка № площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
расстояния, м |
|
Х |
Y |
||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Признать за Гладковой ФИО27 право собственности на земельный участок № площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>
Установить границы земельного участка №, площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>», в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границы |
координаты |
расстояния, м |
|
Х |
Y |
||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Признать за Зориной ФИО28 право собственности на земельный участок № площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений об установлении границ земельных участков сторон в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и исправлении реестровой ошибки.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Разумовская Н.Г.