Решение по делу № 2-5820/2019 от 26.09.2019

Дело № 2-5820/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2019 года г. о.Щёлково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овакимяна ФИО10, Гладковой ФИО11, Зориной ФИО12 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Овакимян К.В., Гладкова Л.В., Зорина Л.И., уточнив исковые требования обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.

В обосновании иска указали, что являются членами <данные изъяты> и за ними закреплены земельные участки: за Овакимян К.В. закреплен земельный участок площадью 753 кв.м.; за ФИО3 закреплен земельный участок площадью 769 кв.м.; за Зориной Л.И. закреплен земельный участок площадью 725 кв.м.

Решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от 09 сентября 1988 года утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 27 марта 1992 года № утвержден земельный фонд под коллективное садоводство и передан администрации города Фрязино площадью 13,2 га (пункт 2 Постановления).

Согласно Протокола отвода земельного участка от 1992 года, на основании Постановления Главы администрации Щёлковского района от 27 марта 1992 года, землеустроитель института Центргипрозем произвел отвод в натуре отвод земельного участка на площадь 9,77 га С\т «Лира». Отвод произведен при участии представителей от следующих землепользователей: <адрес>

Акт выбора земельного участка под коллективное садоводство согласован всеми уполномоченным органами.

Постановлением Главы администрации города Фрязино Московской области от 03 июля 1992 года закреплен земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес>) в охранной зоне ЛЭП-500, за <данные изъяты> по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления). Обязать правление с/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка, представить в Горкомзем г. Фрязино копии землеотводных документов, утвержденные списки членов садоводческого товарищества и зарегистрированный устав Товарищества.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14 августа 1992 года утверждены границы отвода земельного участка с/т «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления).

Пунктом 3 указанного Постановления указано, Райкомзему выдать документы, удостоверяющие право пользования земельным участком под коллективное садоводство и внести изменения в земельно-учетную документацию. Выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серия

Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от 07 июня 2016 года № сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.

При обращении <данные изъяты> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление), письмом от 30 сентября 2016 года было отказано, так как по мнению Управления передача в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно земельных участков «для коллективного садоводства» противоречит действующему законодательству.

Также, СНТ «Лира» было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.

Письмом от 08 августа 2017 года Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано СНТ «Лира» предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка категория земель – земли лесного фонда.

Председателем <данные изъяты>» 07 ноября 2017 года исх. в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме. Из ответа от 07.12.2017 года следует, что если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими документами или правоудостовряющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель определяется в соответствии, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

Истцы обращались в Администрацию Щёлковского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, но были даны отказы в связи с нахождением земельного участка в границах садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, отсутствие проекта организации и застройки территории или проекта межевания территории указанного объединения, а также наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Заключением кадастрового инженера, указанное в ответе Администрации Щёлковского муниципального района, подтверждается. Кадастровый инженер пришел к выводу, что при выполнении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером была допущена кадастровая ошибка и не учтены данные земельного отвода <данные изъяты> или учтены некорректно при межевании земель Лесного фонда.

На основании изложенного, истцы просят суд:

1. Установить границы земельного участка , площадью 722 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта.

2. Признать за Овакимяном ФИО13 право собственности на земельный участок площадью 722 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

3. Установить границы земельного участка , площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

4. Признать за Гладковой ФИО14 право собственности на земельный участок площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

5. Установить границы земельного участка , площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

6. Признать за Зориной ФИО15 право собственности на земельный участок площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

7. Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №, согласно заключения эксперта.

В судебное заседание истцы Овакимян К.В., Гладкова Л.В., Зориноа Л.И.., не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, их представитель Евстегнеева Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истцов и их представителя по доверенности, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, с учетом результатов проведенной по делу землеустроительной экспертизы № 2-5820/2019.

В судебное заседание представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства не явился, извещен надлежащим образов о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации городского округа Щёлково Московской области не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области, не явился, извещен надлежащим образов о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, направил письменные возражения относительно исковых требований, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта, суд приходит к следующим выводам.

Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Согласно статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истцы являются членами СНТ «Лира» и за ними закреплены земельные участки: за Овакимян К.В. закреплен земельный участок площадью 753 кв.м.; за Гладковой Л.В. закреплен земельный участок площадью 769 кв.м.; за Зориной Л.И. закреплен земельный участок площадью 725 кв.м.

Решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от 09 сентября 1988 года утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 27.03.1992 г был утвержден земельный фонд общей площадью 13,2 га за счёт земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес>) – 12,9 га – и земель колхоза им. Ленина – 0,3 га по фактическому пользованию и передан администрации гор. Фрязино для последующего его распределения между организациями и предприятиями г. Фрязино.

Постановлением Главы Администрации города Фрязино Московской области от 03.07.1992 г закреплён земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<адрес> в охранной зоне ЛЭП-500 за <данные изъяты> по фактическому пользованию. Также согласно этому постановлению обязать правление с/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14.08.1992 г в соответствии с Постановлением администрации Щёлковского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов Технического дела по отводу в натуре земельного участка, утверждены границы отвода земельного участка садоводческого товарищества «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию.

Таким образом, садоводческому товариществу «Лира» в соответствии с Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от 14.08.1992 г было предоставлено 9,77 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для садоводчества и выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №

Сведения о земельном участке, расположенного в <адрес>», внесены в ГКН (ЕГРН) 29.01.2008 года и имеют статус «ранее учтенные». Земельному участку присвоен кадастровый .

Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Между тем, в материалы дела представлена копия Технического дела по отводу в натуре земельного участка садоводческому товариществу «Лира» из земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза Щёлковского района Московской области, предоставленное территориальным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Так, в соответствии с материалами Технического дела, на основании Постановления администрации Щёлковского района Московской области от 27.03.1992 г в 1992 году был произведён отвод земельного участка садоводческому товариществу «Лира» площадью 9,77 га при участии представителя Щёлковского учебно-опытного лесхоза и представителя Колхоза им. Ленина, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка.

Также в материалах дела представлен Проект выбора земельного участка под коллективное садоводство «Лира», согласованный, в том числе с Комитетом по земельной реформе, Комитетом по экологии и природопользованию и учебно-опытным лесхозом.

В материалах Технического дела представлен Журнал измерения углов и линий осевого теодолитного хода, в котором есть вычисленные координаты межевых знаков, установленных в поворотных точках.

При обращении <данные изъяты>» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра), письмом от 30 сентября 2016 года было отказано.

Также, <данные изъяты> было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.

Письмом от 08 августа 2017 года Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано <данные изъяты>» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка , категория земель – земли лесного фонда.

Председателем <данные изъяты>» 07 ноября 2017 года в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме. Ответом от 07.12.2017 года № был дан отказ.

Истцы обращались в Администрацию Щёлковского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, но были даны отказы в связи с нахождением земельного участка в границах садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, отсутствие проекта организации и застройки территории или проекта межевания территории указанного объединения, а также наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Заключение кадастрового инженера подтверждает, что вероятно, при выполнении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером была допущена кадастровая ошибка и не учтены данные земельного отвода СНТ «Лира» или учтены некорректно при межевании земель Лесного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, Определением Щелковского суда от 06 ноября 2019 года по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Индивидуальному предпринимателю ФИО1, являющейся членом НП <данные изъяты> находящейся по адресу: <адрес> тел.: .

Из заключения эксперта следует, что 03 декабря 2019 года, в присутствии истцов, было проведено обследование объектов экспертизы - земельных участков № в <данные изъяты> <адрес>. При обследовании были проведены геодезические работы по определению местоположения границ исследуемых земельных участков, была произведена фотосъемка местности, материалы которой представлены в приложении. В результате произведенных работ и рассмотрения материалов гражданского дела, эксперт пришел к следующему заключению, что границы исследуемых участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки истцов.

В ходе обследования установлено, что границы земельного участка , находящегося в пользовании истца Овакимян В.К., закреплены на местности забором, на участке расположен садовый дом и служебные постройки, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка представлен в приложении , координаты его границ - в таблице . Каталог координат представлен в системе координат МСК-50, в соответствии с Приказом Управления Роснедвижимости по <адрес> от 11.08.2009г. «Об утверждении Схемы реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости». <адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 772 кв.м., что на 19 кв.м. больше площади, указанной в Выписки из протокола общего собрания <данные изъяты> от 10.07.2010 года (753 кв.м.). Координаты поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице .

Границы земельного участка , находящегося в пользовании истца Гладковой Л.В., закреплены на местности ограждением, на участке расположен садовый дом, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка представлен в приложении , координаты его границ – в таблице . Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 828 кв.м., что на 74 кв.м. больше площади, указанной в Выписке из протокола общего собрания <данные изъяты>» от 10.07.2010 года (754 кв.м.). Координаты поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице .

Границы земельного участка , находящегося в пользовании истца Зориной Л.И., закреплены на местности ограждением, на участке расположен двухэтажный садовый дом и служебные постройки, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. Ситуационный план границ земельного участка представлен в приложении , координаты его границ – в таблице . Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 811 кв.м., что на 86 кв.м. больше декларированной. Координаты поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию, представлены в тексте заключения в таблице .

Экспертом установлено, что сведения о земельном участке СНТ «Лира» внесены в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером что подтверждается представленным в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка, сведения об объекте имеют статус «ранее учтенные», дата внесения номера в ЕГРН – 29.01.2008 года (л.д. 29-31, том 1). Разрешенное использование участка: под коллективное садоводство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

В материалах дела представлено Техническое дело по отводу в натуре границ земельного участка <данные изъяты> из земель Щелковского учебно-опытного лесхоза <адрес> (л.д. 9-120, том 2) и чертеж границ земель <данные изъяты>» (л.д.17, том 2).

Экспертом было проведено наложение границ землеотвода <данные изъяты>» площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района <адрес> от 14 августа 1992 г. , на границы исследуемых участков. В результате сравнения установлено, что границы земельного участка полностью расположены в границах землеотвода <данные изъяты> границы участков № и по фактическому пользованию выходят за границы отвода <данные изъяты> северные границы участков № смещены от границ отвода на расстояние 2,1-2,7 метров (линия на плане см. Приложение 5, линия на плане 24-28, см. Приложение 6).

Варианты установления границ исследуемых участков в пределах границ землеотвода <данные изъяты>», представлены экспертом в Приложении № каталоги координат границ участков - в таблицах

При сравнении данных, полученных в результате обследования, с данными о координатах участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, экспертом установлено, что границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером накладываются (пересекают) на фактические границы земельных участков № и 16, а также накладываются на объекты недвижимости, расположенные на данных участках. Площади наложений (пересечения) составляют: 772 кв.м.(на участок ), 771 кв.м. (на участок ) и 764 кв.м. (на участок ). Наложение (пересечение) границ земельных участков представлено в Приложении заключения эксперта, каталоги наложений – в таблицах № заключения эксперта.

Эксперт также указывает, что исследуемые земельные участки истцов не имеют общей границы с лесным массивом, участки расположены на расстоянии 50 метров от границ Лесного фонда.

Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, выд. <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.05.2013г. Площадь участка составляет 6 895 981 кв. м., категория земель - земли лесного фонда. Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером в 2013 году устанавливались в соответствии с лесоустроительной документацией картометрическим методом, то есть без геодезической съемки территории объекта.

Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером были установлены в 2013 году, границы землеотвода <данные изъяты> утверждены в 1992 году на основании Постановления Главы Администрации от 14.08.1992 года (л.д. 21, том 1).

Экспертом было проведено наложение границ землеотвода <данные изъяты> площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района <адрес> от 14 августа 1992 г. , на границы участка лесного фонда с кадастровым номером , а также на планшеты лесоустройства с использованием ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).

В результате сравнения установлено, что западная граница землеотвода <данные изъяты> частично расположена в границах земель лесного фонда с кадастровым номером (см. Приложение ).

Таким образом, усматривается, что изначально земельный участок, составляющий территорию <данные изъяты>», предоставлялся администрацией <адрес> задолго до формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка лесного фонда. Земельный участок, предоставленный <данные изъяты> Государственным Актом , имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», назначение «под коллективное садоводство», следовательно, не может входить в состав земель лесного фонда.

В 1992 году границы землеотвода <данные изъяты> были согласованы с учебно-опытным лесхозом и устанавливались с выносом точек в натуре, в присутствии представителей агентства лесного хозяйства, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка <данные изъяты> (л.д. 19, том 1).

В материалах дела также представлен Акт обследования лесных площадей, испрашиваемых из состава Государственного лесного фонда от 06 сентября 1991 года (л.д. 52-53, том 1), в соответствии с которым дано заключение о возможности передачи земельного участка под коллективное <данные изъяты> при <данные изъяты> а также Заключение по отводу земельного участка под строительство от 21 августа 1991 года, в котором указано, что земельный участок садоводства «Лира» используется с 1965 года под огороды (л.д. 54, том 2).

Учитывая вышеизложенное, эксперт пришел к выводу, что при постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда с кадастровым номером не было учтено наличие ранее образованного участка для <данные изъяты> границы которого утверждены Постановлением Главы Администрации от 14.08.1992 года, что привело к неправильному определению местоположения границ земельного участка лесного фонда, наложению фактические границы <данные изъяты>», в том числе на участки № и расположенные в данном СНТ.

Установленное наложение на границы СНТ «<данные изъяты>» является следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером так как межевание земель лесного фонда проводилось по застроенной территории без учета согласованного в 1992 году отвода <данные изъяты>

При сопоставлении результатов съемки местности с данными отвода <данные изъяты> экспертом установлено, что земельные участки № и выходят за границы отвода СНТ, в связи с чем, экспертом разработан вариант установления границ участков в пределах границ землеотвода <данные изъяты> координаты участков представлены в таблицах , 6 при ответе на вопрос .

Вместе с тем, для установления границ земельных участков истцов в границах землеотвода, в соответствии с координатами, представленными в таблицах №, необходимо исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №. Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участками № представлены в таблицах № заключения эксперта.

Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границ земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН на границы земельных участков истцов является наличие реестровой ошибкой в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

Учитывая вышеизложенное, а также учитывая вариант установления границ земельных участок №, который описан в ответе на вопрос , необходимо исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками №

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Х

Y

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Х

Y

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Как следует из ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Поскольку экспертом установлено наличие реестровой ошибки в координатах, содержащихся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером , суду предлагается единственный вариант исправления реестровой ошибки путем исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками № и 16.

Координаты исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ в месте наложения с участками № представлены в заключении эксперта при ответе на вопрос .

Согласно ч.1 ст. 55 и ч.1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд доверяет заключению эксперта ФИО1 и принимает его как допустимое доказательство при разрешении вопроса об установлении границ земельного участка истцов, исправлении реестровой ошибки, поскольку заключение полностью согласуется с материалам дела, научно обосновано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.

Суд соглашается с предложенным экспертом ФИО1 вариантом исправления реестровой ошибки и установлением границ земельных участков истцов, поскольку он исключает наложение (пересечение) границы земельного участка с кадастровым номером на земельные участки №, расположенные в <адрес> принадлежащие истцам, а иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии реестровой ошибки, судом не установлено, а материалы дела не содержат.

Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Согласно п.6 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, из содержания вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что защита прав собственника земельного участка нарушенных наложением кадастровых планов смежных земельных участков может осуществляться путем исключения из государственного кадастра недвижимости записей о координатах характерных точек границ соответствующих земельных участков, только при наличии сведений о наличии реестровой ошибки.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом установления экспертом ФИО1 реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесхоза с кадастровым номером , суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Овакимяна ФИО17, Гладковой Ларисы ФИО18, Зориной ФИО19, и полагает верным установить наличие реестровой ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , исправить реестровую ошибку в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером путем исключения области наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером в месте наложения на земельные участки № в границах отвода <данные изъяты> в соответствии с предложенным экспертом каталогом координат, а также установить границы земельных участков в соответствии с предложенными экспертом каталогом координат:

- , разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> площадью 772 кв.м.;

- , разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> площадью 771 кв.м.;

- , разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес>», площадью 764 кв.м.

При таких обстоятельствах, исковые требования Овакимян ФИО20, Гладковой ФИО21, Зориной ФИО22 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению частично с учетом заключения эксперта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Овакимян ФИО23, Гладковой ФИО24, Зориной ФИО25 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать реестровой ошибкой сведения государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105987, категория земель – земли лесного фонда, расположенного по адресу расположенного по адресу: <адрес>

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части границ земельного участка в месте наложения с земельными участками № в следующих координатах:

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Х

Y

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Х

Y

Координаты характерных (поворотных) точек границ участка, которые необходимо исключить из ЕГРН для устранения выявленных реестровых ошибок в сведениях о границах участка лесного фонда с кадастровым номером в месте наложения с участком :

Обозначение характерных точек границы

координаты

Х

Y

Установить границы земельного участка , площадью 772 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границы

координаты

расстояния, м

Х

Y

Признать за Овакимяном ФИО26 право собственности на земельный участок № площадью 772 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границы

координаты

расстояния, м

Х

Y

Признать за Гладковой ФИО27 право собственности на земельный участок площадью 771 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка , площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>», в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границы

координаты

расстояния, м

Х

Y

Признать за Зориной ФИО28 право собственности на земельный участок площадью 764 кв.м., разрешенное использование – под коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений об установлении границ земельных участков сторон в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и исправлении реестровой ошибки.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Разумовская Н.Г.

2-5820/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гладкова Лариса Васильевна
Овакимян Каджик Вардгесович
Зорина Любовь ивановна
Другие
Федеральное агенство лесного хозяйства
Овакимян К.В.
Метельский Витор Михайлович
Администрация г.о. Щелково
Метельский В.М.
Зорина Л.И.
Гладкова Л.В.
Комитет лесного хозяйства
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Подготовка дела (собеседование)
07.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2019Предварительное судебное заседание
26.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2020Подготовка дела (собеседование)
26.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2020Предварительное судебное заседание
12.12.2019Производство по делу возобновлено
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019Судебное заседание
11.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее