Решение по делу № 2а-1416/2018 от 28.12.2017

Дело № 2а-1416/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                 23 января 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гоголевой Антонины Ефимовны, Гоголева Иннокентия Афанасьевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

у с т а н о в и л :

Гоголева А. Е., Гоголев И. А. обратились в суд с административным иском о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома. В обоснование иска указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ В ____ году они совместно с родственником ФИО7 начали строительство жилого дома, осуществили подключение к центральному отоплению, электрическим и тепловым сетям. Полагают отказ в выдаче разрешения на строительство на принадлежащем им земельном участке жилого дома незаконным, нарушающим их права. Просили признать отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным и обязать административного ответчика выдать истцам разрешение на строительство жилого дома.

В судебном заседании административные истцы Гоголева А. Е., Гоголев И. А. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что проект межевания и планировки территории – это всего лишь проект, который постоянно меняется, границы охранной зоны также постоянно меняются. Истцы приобрели земельный участок в ____ году, строили с этого времени жилой дом, который не успели достроить и зарегистрировать свое право собственности до изменения законодательства. Также пояснили, что ранее существовавший проезд к их земельному участку, в настоящее время перекрыло ООО «___», выкупившее часть соседних земельных участков, поэтому через земельный участок истцов планируется создание проезда, что считают недопустимым.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска Стручкова Н. Х. с иском не согласилась, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании на данном земельном участке отсутствуют места допустимого размещения зданий, строений, сооружений по причине несоответствия проекту межевания территории квартала ___ городского округа «город Якутск». Истцы не успели зарегистрировать свои права на дом до ____ года, когда не требовалось разрешение на строительство, а в настоящее время имеются препятствия к получению разрешения на строительство. Так, земельный участок находится на территории общего пользования (дорога), что подтверждается утвержденным проектом межевания территории. Также участок расположен в территориальной зоне «___», то есть под многоквартирные дома, а не под индивидуальное жилищное строительство, и на месте данного участка по плану должен строиться многоквартирный жилой дом, в связи с чем допустимого для строительства индивидуального жилого дома места на участке нет.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

____ года административные истцы обратились в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

____ года Департамент градостроительства ОА г. Якутска вынес мотивированный отказ № в выдаче разрешения на строительство.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском ____ года, оспариваемый отказ изложен в мотивированном отказе от ____ года, следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что Гоголев И. А., Гоголева А. Е. являются собственниками земельного участка, общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____, с видом разрешенного использования «___», с кадастровым номером . Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Из мотивированного отказа от ____ года следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) явилась ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка № от ____ года. Указано, что отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала «___» ГО «город Якутск» (по проекту межевания территории здравоохранения, территория общего пользования), также видам разрешенного использования земельного участка территориальной зоне «___».

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6 КАС РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено из материалов дела, представленная административными истцами в ДГ ОА г. Якутска документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно – на чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствует места допустимого размещения объекта капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала «___» г. Якутска (по проекту межевания территория общего пользования), также несоответствие видам разрешенного использования земельного участка в зоне «___», что свидетельствует о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного законодательства.

Указанное обстоятельство подтверждается градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером , из которого следует, что большая часть данного земельного участка находится в охранной зоне газопровода.

Указанная охранная зона фигурирует в одних и тех же конфигурациях и размере во всех градостроительных планах, представленных административными истцами на обозрение суда (копии чертежей из них приобщены к настоящему делу), как в отношении данного земельного участка, так и в отношении соседних. Черта, проведенная на чертежах справа налево и слева направо, является линией-указателем, а сама охранная зона согласно экспликации объектов на территории земельного участка обозначена штриховкой.

Как следует из прилагаемого к градостроительному плану чертежа на земельном участке отсутствуют места допустимого размещения объекта капитального строительства, в частности, какое-либо изображение места размещения исполненного в виде геометрической фигуры с ограниченными контурами на чертеже отсутствует.

Как видно из материалов дела, изменения в проект межевания и проект планировки территории квартала «___» городского округа «город Якутск» утверждены распоряжением ОА г. Якутска от 22 сентября 2017 года № 1574р, вынесенным по итогам публичных (общественных) слушаний, проведших ____ года, и заключения по их итогам, утвержденного ____ года заместителем председателя рабочей группы – главный архитектором г. Якутска.

Таким образом, при отсутствии в градостроительном плане земельного участка указания места допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, орган местного самоуправления лишен возможности выдать заявителю разрешение на строительство, представляющее собой по смыслу положений ст. 51 ГрК РФ документ, подтверждающий соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка установлен «под жилой дом», что подразумевало возможность строительства на земельном участке индивидуального жилого дома, не являются основанием для признания незаконными решения административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку на момент получения административным ответчиком градостроительного плана земельного участка и последующего обращения истца с заявлением о выдаче разрешения на строительство, виды разрешенного использования территории уже были изменены в связи с принятием Правил землепользования и застройки.

Так из раздела 2 градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок расположен в зоне «___» (размещение многоэтажной жилой застройки), виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в связи с чем оснований для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома не имеется. Указанная территориальная зона установлена Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятыми нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, которые являются действующим нормативно правовым актом, административным истцом не оспорены и обязательны для применения на всей территории городского округа «город Якутск». Давать правовую оценку правомерности отнесения Правилами землепользования и застройки земельного участка истца к определенному типу градостроительного зонирования, в рамках настоящего спора суд не вправе.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что право собственности на землю не отменяет обязательности получения разрешения до начала строительства капитального объекта. Возможность возведения жилого дома действующими нормативными правовыми актами напрямую связывается с соблюдением градостроительного регламента.

Согласно п. 2.15 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 04.09.2015 № 231п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории или проекту межевания территории.

Таким образом, в связи с нахождением земельного участка в зоне «___», виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, а также в связи с его нахождением в охранной зоне газопровода Департамент градостроительства ОА г. Якутска законно отказал в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку в силу положений Градостроительного кодекса РФ оснований для выдачи разрешения на строительство истцу у органа местного самоуправления не имелось.

Таким образом, административным истцом не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Оспариваемое действие совершено в рамках полномочий административного ответчика, соответствует требованиям действующего законодательства, порядок его принятия не нарушен.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Гоголевой Антонины Ефимовны, Гоголева Иннокентия Афанасьевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья     п/п            М. А. Кузьмина

Копия верна

Судья      М. А. Кузьмина

Секретарь                             А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 26 января 2018 года.

2а-1416/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гоголева Антонина Ефимовна
Гоголев Иннокентий Афанасьевич
Ответчики
Департамент градостроительства ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
28.12.2017Регистрация административного искового заявления
28.12.2017Передача материалов судье
29.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Подготовка дела (собеседование)
15.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2018Судебное заседание
26.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Дело оформлено
09.10.2018Дело передано в архив
23.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее