2а-313/2020
УИД № 23RS0003-01-2019-008343-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Тарасовой А.С.,
с участием представителя административного истца Некрасовой Т.И. – Горбанец (Фетисовой) Т.О., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Лихачева Е.А., представителя МБУ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Анапа Гекк Е.В., представителя Седова В.А.- Обатниной – Бондаревой Н.Ф., Овсепьян В.А., Некрасова А.С.-Скориковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Некрасовой Т. И. к администрации МО город-курорт Анапа, МБУ Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Анапа о признании незаконным решения органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Некрасова Т.И. обратилась в суд к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Муниципальному учреждению Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального город-курорт Анапа о признании незаконным решения органов местного самоуправления.
В обоснование своих требований указала, что она является собственником жилого дома площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке площадью 730,8 кв.м. с кадастровым номером №, находящимся по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности Овсепьян В.А. (2/9 доли), Обатниной-Бондаревой Н.Ф. (1/9 доли), Седову В.А. (1/6 доли), Некрасову А.С. (1/12 доли) и Некрасовой Т.И. (5/12 доли). Между данными собственниками определен порядок пользования данным земельным участком, по условиям которого земельный участок площадью 300 кв.м. отведен Некрасовой Т.И., а земельный участок площадью 430 кв.м. отведен в пользование Овсепьян В.А., Обатниной-Бондаревой Н.Ф., Седову В.А., Некрасову А.С.
В целях упорядочения документов по выделу земельного участка, Некрасова Т.И. обратилась в УАиГ администрации МО г-к. Анапа с заявлением о выполнении работ по формированию земельного участка, путем выдела и присвоения вновь созданному участку почтового адреса.
Письмом №01/2207 от 05.11.2019г. было отказано Некрасовой Т.И. в выполнении кадастровых работ по образованию земельного участка с присвоением почтового адреса, полагая, что это приведет к нарушению градостроительных регламентов в установленных для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1А).
Считая данный ответ нарушающим права и интересы, Некрасова Т.И. просит признать незаконным действия МБУ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г-к. Анапа по отказу в выполнении кадастровых работ по образованию земельного участкапутем выдела из земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с планом раздела и присвоении почтового адреса земельному участку, обязать администрацию МО город-курорт Анапа, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Анапа произвести кадастровые работы по образованию земельного участка площадью 300 кв.м., путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № в счет 5/12 доли Некрасовой Т.И. Присвоить вновь образованному земельному участку почтовый адрес. Указать, что данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в постановке вновь созданного земельного участка на кадастровый учет и внесения изменений в сведения ЕГРН.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО город-курорт Анапа требования не признал, по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель административного ответчика - МБУ Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Анапа в судебном заседании требования не признала, сославшись на то, что они не обоснованы.
Представитель Седова В.А., Обатниной – Бондаревой Н.Ф., Овсепьян В.А., Некрасова А.С. требования административного истца поддержала.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии с требованиями ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Некрасова Т.И. является собственником на праве собственности жилого дома площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>.
Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 730,8 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов – индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>. Правообладателями значатся Овсепьян В.А. (2/9 доли), Обатниной-Бондаревой Н.Ф. (1/9 доли), Седову В.А. (1/6 доли), Некрасову А.С. (1/12 доли) и Некрасовой Т.И. (5/12 доли), доли которых были определены Соглашением от 28.05.2010г.
Между сособственниками был согласован и подписан, подготовленный кадастровым инженером Панасенко Н.А., План порядка пользования данным земельным участком, по условиям которого земельный участок площадью 300 кв.м. отведен Некрасовой Т.И., а земельный участок площадью 430 кв.м. отведен в пользование Овсепьян В.А., Обатниной-Бондаревой Н.Ф., Седову В.А., Некрасову А.С.
23 сентября 2019 года Некрасова Т.И. обратилась в УАиГ администрации МО г-к.Анапа с заявлением о выполнении кадастровых работ по образованию земельного участка и присвоении вновь образуемому участку почтового адреса.
Письмом №01/2207 от 05.11.2019г. было отказано Некрасовой Т.И. выполнить кадастровые работы по образованию земельного участка с присвоением почтового адреса, полагая, что это приведет к нарушению градостроительных регламентов в установленных для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1А).
Судом установлено, что возникшие между сторонами правоотношения подлежат регулированию на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе».
В силу ст. 2 Федерального закона, объектом адресации признается объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, установление правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительство РФ от 19.11.2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Согласно п. 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию обязательности. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
В п. 9 указанного Постановления Правительства № 1221 определено, что при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Что согласуется с требованиями статьи 1 Земельного кодекса РФ, которой установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
При этом, согласно п. 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случае выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Следует, что основанием (условием) присвоения адреса объекту адресации – земельному участку, является выполнение работ в отношении данного участка, в результате которых обеспечивается подготовка необходимых для кадастрового учета документов и постановка данного участка на кадастровый учет
Пунктом 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
В соответствии с п. п. 27, 31 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления, представлено лично или форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федерального и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и т.п.
Согласно п.34 Правил к заявлению, в том числе, прилагаются: а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации); г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса); д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет).
Решение о присвоении объекту адресации адреса, а также решение об отказе в таком присвоении принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 37 Правил).
В пункте 40 указанных Правил предусмотрены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, согласно которым в этом может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. п. 27 и 29 настоящих Правил; 6) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя, выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 года № 443- ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулировании адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными до дня вступления Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Учитывая, что единые правила присвоения адресов, устанавливаются, согласно ст. 5 Федерального закона № 443-ФЗ, Правительством Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления в области присвоения адресов объектам адресации предполагают лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования.
Между тем, административным ответчиком в своем отказе Некрасовой Т.И. в присвоении адреса от 13.08.2019г. не приведены основания отказа в присвоении адреса, предусмотренные вышеуказанными Правилами, что регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221, а содержат основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренные указанным постановлением. Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса, которое может быть обжаловано в судебном порядке, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п.п. 41, 43 Правил).
Согласно п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) должно соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, данный отказ не соответствуют нормативному акту Российской Федерации в указанной части.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в присвоении почтового адреса земельному участку, принадлежащего административному истцу на праве собственности, Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа в нарушении приведенных требований закона не обосновало в своем отказе на каких требованиях пункта 40 Правил было принято обжалуемое решение.
Необоснованный отказ в присвоении адреса вышеуказанному земельному участку, нарушает права Некрасовой Т.И. как собственника земельного участка на идентификацию принадлежащего ей объекта недвижимости.
Из обжалуемого ответа также невозможно сделать вывод, на каком основании заявителю было оказано в проведении кадастровых работ.
В части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа в присвоении земельному участку, принадлежащему истцу на праве собственности, является необоснованным и незаконным.
В тоже время суд лишен возможности возложить обязанности на административного ответчика по присвоению почтового адреса принадлежащего административному истцу земельного участка, поскольку принятие решения в этом части противоречило бы принципу распределения властей, так как вопросы присвоения почтового адреса относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░-░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2014 ░░░░ № 1221 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░ 12.08.2015░.) ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: