Дело № 12-172/2019
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 26 сентября 2019 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу Фирсова Виталия Владимировича на постановление должностного лица - главного специалиста отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявина В.Н. от 29 августа 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Жигар Евгения Сергеевича,
у с т а н о в и л:
26 июля 2019 года в администрацию Костомукшского городского округа от председателя Совета дома № 1 <адрес> Фирсова В.В. поступило обращение, в котором содержалось сообщение о расположении на придомовой территории указанного жилого дома автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, для парковки. Заявитель просил административный орган принять меры по данному факту, поскольку, по его мнению, имеет место нарушение положений п. 7.1.12 Правил благоустройства муниципального образования «Костомукшский городской округ», а в действиях собственника транспортного средства усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Постановлением главного специалиста отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявина В.Н. от 29 августа 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона РК от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Жигар Е.С. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С вынесенным постановлением не согласен Фирсов В.В. (председатель Совета дома <адрес> податель жалобы). В поданной в Костомукшский городской суд РК жалобе просит отменить постановление от 29 августа 2019 года, мотивируя свои доводы наличием процессуальных нарушений, поскольку о дате и времени рассмотрения административного дела его надлежащим образом не извещали.
В судебное заседание Фирсов В.В. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - главный специалист отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявин В.Н. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просил постановление от 29 августа 2019 года оставить без изменения, а жалобу Фирсова В.В. - без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Жигар Е.С., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просил постановление от 29 августа 2019 года оставить без изменения, а жалобу Фирсова В.В. - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 21 ст. 2.14 Закона РК от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее по тексту - Закон РК № 1191-ЗРК) наступает за размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, на озелененных территориях общего пользования, а также на иных территориях общего пользования вне установленных для такого размещения мест, за исключением размещения транспортных средств в целях осуществления работ по содержанию и благоустройству таких территорий, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Совета Костомукшского городского округа от 04 июля 2013 г. № 228-СО утверждены Правила благоустройства муниципального образования «Костомукшский городской округ» (далее по тексту - Правила благоустройства), которые содержат единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ», определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая территории, прилегающие к границам зданий и ограждений, для всех юридических и физических лиц (п. 1.1).
Согласно п. 7.1.12 Правил благоустройства юридические и физические лица не вправе осуществлять, в том числе, стоянку транспортных средств на газонах и других участках с зелеными насаждениями.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Однако при рассмотрении настоящего дела указанные требования закона коллегиальным органом не выполнены.
Согласно ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим по делу об административном правонарушении признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Из материалов дела следует, что председатель Совета дома № 1 <адрес> Фирсов В.В., защищая права и законные интересы вышеуказанного многоквартирного дома, а также свои как собственника и жильца данного дома, является потерпевшим по делу об административном правонарушении, то есть лицом, чьи права нарушены действиями Жигар Е.С. - собственника автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, расположившего на придомовой территории указанного жилого дома данное транспортное средство для парковки.
В соответствии же с ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о времени и месте рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, вышеуказанные требования закона при рассмотрении дела должностным лицом администрации Костомукшского городского округа выполнены не были.
Так, в материалах дела отсутствуют сведения о вызове Фирсова В.В. для участия в рассмотрении дела 29 августа 2019 года, представления своей позиции по делу, дачи объяснений и предоставления доказательств.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 настоящего Кодекса; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 настоящего Кодекса; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч.ч. 1 или 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Из представленных материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК, не возбуждалось.
Фактически главный специалист отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявин В.Н. отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК, в отношении Жигар В.В.
В таком случае, в силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении не выносится, поскольку в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, главным специалистом отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявиным В.Н. вынесен не соответствующий ситуации и нормам КоАП РФ процессуальный документ.
Более того, в соответствии со ст. 7.2.1 Закона РК № 1191-ЗРК административные комиссии, образованные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 2.1, 2.6, 2.14, 2.15, 2.25, 2.26 настоящего Закона.
Решением Совета Костомукшского городского округа от 28 февраля 2013 г. № 188-СО утверждено Положение об административной комиссии муниципального образования «Костомукшский городской округ», в котором отражены ее полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Постановлением администрации Костомукшского городского округа от 14 марта 2013 г. № 167 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден состав административной комиссии на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ», который рассматривает подсудные комиссии дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК.
Постановлением администрации Костомукшского городского округа от 19 августа 2019 г. № 881 утвержден перечень должностных лиц администрации КГО, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом РК № 1191-ЗРК. В указанный перечень должностных лиц вошел главный специалист отдела муниципального контроля администрации КГО Понявин В.Н.
Анализ вышеизложенных положений норм права позволяет прийти к выводу о том, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК, рассматривает исключительно коллегиальный орган - административная комиссия муниципального образования «Костомукшский городской округ».
В должностные обязанности должностного лица Понявина В.Н. входит обязанность только по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Таким образом, главный специалист отдела муниципального контроля администрации КГО Понявин В.Н. является неуполномоченным лицом в настоящем административном производстве по вынесению постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона РК № 1191-ЗРК, в отношении Жигар Е.С.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключение составляют отдельные виды правонарушений, для которых предусмотрены специальные сроки рассмотрения и вынесения постановлений.
Из обращения Фирсова В.В. от 26 июля 2019 года и материалов административного дела усматривается, что факт размещения легкового автомобиля марки <данные изъяты> на придомовой территории по адресу: <адрес> имел место 25 июля 2019 года в 20 часов 45 минут.
Соответственно, последним днем срока давности по настоящему административному делу было 25 сентября 2019 года.
В связи с вышеизложенным, прихожу к выводу, что при рассмотрении настоящего дела не были выполнены требования о правильном, всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, предусмотренных ст. 26.11 КоАП РФ, что является существенным нарушением норм КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица - главного специалиста отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявина В.Н. от 29 августа 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», вынесенное в отношении Жигар Е.С., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь требованиями ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу Фирсова Виталия Владимировича удовлетворить частично.
Постановление должностного лица - главного специалиста отдела муниципального контроля администрации Костомукшского городского округа Понявина В.Н. от 29 августа 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», вынесенное в отношении Жигар Е.С., отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подающего жалобу.
Судья Е.С. Бехтерев