КОПИЯ
Дело № 2а-135/2020 (2а-2048/2019)
УИД 56RS0033-01-2019-002879-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 21 января 2020 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Калининой О.Н.,
при секретаре Трошиной И.В.,
с участием административного истца Лебедева Р.О.,
представителя административного истца Кирюхина С.И.,
представителя административного ответчика Бикмухаметовой Ю.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя Лебедева Р.О. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области», филиалу «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России» об обязании провести медико-социальную экспертизу,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Лебедева Р.О. обратился с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» об обязании провести медико-социальную экспертизу. В обоснование иска указал, что Лебедев Р.О. заведомо невиновно осужден к пожизненному лишению свободы. В настоящее время Лебедев Р.О. стал фактическим инвалидом в результате умышленного заражения его <данные изъяты> и <данные изъяты>, как из-за преступных действий полицейских, так и сотрудников ФСИН. В целях сокрытия многочисленных преступлений, филиал МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России поставил Лебедеву Р.О. заведомо неправильный диагноз: <данные изъяты>. В действительности у Лебедева Р.О. выражен <данные изъяты>, незначительное уменьшение <данные изъяты> за счет старого <данные изъяты>. Попытки добиться проведения медико-социальной экспертизы наталкиваются на противодействие со стороны ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ и ФКУ ИК-6 УФСИН РФ, где Лебедев Р.О. подвергается непрерывным зверским пыткам. 16.11.2019 в адрес ответчиков было направлено заявление с просьбой решить вопрос по установлению Лебедеву Р.О. инвалидности, однако ответчиками не принято действенных мер по установлению истинного диагноза.
Определением суда от 29.11.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен филиал «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России».
В судебном заседании административный истец Лебедев Р.О., участвующий посредством видеоконференц-связи, требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить. Указал, что имеет ряд тяжелых заболеваний, а также травму <данные изъяты>, однако ответчики не принимают мер по установлению степени их тяжести, отказывают ему в проведении медико-социальной экспертизы.
Представитель административного истца Кирюхин С.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Указал, что Лебедев Р.О., являясь незаконно осужденным к пожизненному лишению свободы, имея тяжелые заболевания, неоднократно обращался с просьбами провести медико-социальную экспертизу, однако безрезультатно, поскольку фактические заболевания и травмы Лебедева Р.О. умалчиваются, выставляются ложные диагнозы, в связи с чем медико-социальную экспертизу ему не проводят, чем нарушают его конституционные права.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Бикмухаметова Ю.З. возражала против удовлетворения административного иска, указав, что оснований для процедуры по проведению в отношении Лебедева Р.О. медико-социальной экспертизы не имеется, исходя из состояния его здоровья. Кроме того, Лебедев Р.О. или его представитель вправе самостоятельно обратиться в учреждения медико-социальной экспертизы на предмет установления инвалидности со справкой об отказе в направлении, однако такого обращения от них не поступало.
Представитель административного ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В адресованном суду отзыве возражал против удовлетворения требований административного иска, считая учреждение ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не является субъектом спорного правоотношения и в силу закона не может нести обязанности, которые в суде просит возложить на него истец. Указал, что Лебедев Р.О. ни в учреждения медико-социальной экспертизы на предмет установления ему инвалидности, ни с направлением на медико-социальную экспертизу, выданным ему медицинской организацией, ни самостоятельно со справкой об отказе в направлении не обращался, в связи с чем у ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России отсутствовали основания для процедуры проведения медико-социальной экспертизы в отношении Лебедева Р.О.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в суд не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представил возражения относительно предъявленных требований, считая их необоснованными. Указал, что осужденный Лебедев Р.О. находился в УФСИН России по Республике Мордовия в период с 11.02.2016 по 29.03.2019, отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, находился под наблюдением медицинских работников филиала «Медицинская часть №6» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, состоял на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>, <данные изъяты>. В указанный период Лебедев Р.О. по вопросу направления его на медико-социальную экспертизу не обращался, в ФКУЗ МСЧ-13 УФСИН России обращений, заявлений, жалоб от осужденного Лебедева Р.О. не поступало. Случаев неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников не установлено.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН РФ, филиала «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России», ФКУ ИК-6 УФСИН РФ в суд не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей административных ответчиков, поскольку о времени и месте рассмотрения дела они извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Ст. 8 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Лебедев Р.О. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы на основании приговора ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы утвержден Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285.
П. 3 Приказа Минюста России от 02.10.2015 № 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации и надзора за осужденными, находящихся в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования и переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы» (далее Приказ № 233) предусмотрено, что осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В соответствии с п. 4 Приказа № 233, медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Бикмухаметова Ю.З. пояснила, что показаний к направлению Лебедева Р.О. на медико-социальную экспертизу не имеется, о чем ему было сообщено в письменной форме в ответе на обращение.
В соответствии с п. 5 Приказа № 233, в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения). Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения (п. 8).
Истец и его представитель указывают, что 16.11.2019 в адрес ответчиков направлено заявление с просьбой решить вопрос об установлении Лебедеву Р.О. инвалидности в связи с многочисленными заболеваниями. К иску приложено указанное заявление, согласно которому представитель Лебедева Р.О. просит истребовать в суде <данные изъяты> уголовное дело в отношении Лебедева Р.О., после чего провести всестороннюю медико-социальную экспертизу Лебедева Р.О. на предмет установления ему инвалидности.
Согласно ответу от 21.11.2019 за подписью врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, Кирюхину С.И. разъяснено, что администрация учреждения не наделена полномочиями запрашивать уголовные дела из судов. Сообщено, что направлен запрос в <данные изъяты> о предоставлении из уголовного дела заключения судебно-медицинской экспертизы.
Согласно ответу от 26.11.2019, направленному в адрес Кирюхина С.И. ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, медицинская помощь Лебедеву Р.О. оказывалась в соответствии с законодательством РФ. Также указано, что 29.03.2019 Лебедев Р.О. выбыл из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия в распоряжение ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области.
Из ответа за подписью начальника ФКУ МСЧ-56 ФСИН России от 29.11.2019 следует, что по результатам рассмотрения письменного обращения от 08.08.2019 № Лебедеву Р.О. письмом от 09.08.2019 № дан ответ, в том числе, об отсутствии показаний в установлении группы инвалидности. Разъяснено право Лебедева Р.О. либо его представителя на обращение в учреждение медико-социальной на предмет установления инвалидности.
Учитывая положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, требования административного истца к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, «МЧ №5» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России» об обязании провести медико-социальную экспертизу необоснованны, поскольку никто из указанных административных ответчиков не является федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, в связи с чем на них в силу закона такая обязанность возложена быть не может.
Из отзыва на административное исковое заявление ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует, что до настоящего времени истец в учреждения медико-социальной экспертизы на предмет установления ему инвалидности ни с направлением на медико-социальную экспертизу, выданным ему медицинской организацией, ни самостоятельно со справкой об отказе в направлении не обращался. Доказательств обратного суду не представлено. Заявление Кирюхина С.И. от 16.11.2019 направлялось не через администрацию исправительного учреждения, как это указано в Приказе Минюста России от 02.10.2015 № 233, а непосредственно в ряд учреждений ФСИН России и в ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области», при этом к данному заявлению, согласно приложению, прикладывалась только копия доверенности.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения заявленных требований, не имеется, в связи с чем суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления представителя Лебедева Р.О. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области», филиалу «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России» об обязании провести медико-социальную экспертизу отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Советского района города Орска в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года
Судья: подпись О.Н. Калинина
Подлинник решения находится в деле № 2а-135/2020 (№2а-2048/2019) в Советском районном суде г.Орска Оренбургской области