Дело № 2-3526/2019
22RS0066-01-2019-004244-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2019 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Яковченко О.А.,
при секретаре Чернета К.С.
с участием прокурора Левченко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Куртяка С.А. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об установлении факта проживания, обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Куртяка С.А. с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление») в котором с учетом уточнения просил установить <данные изъяты>, обязать ответчика предоставить Куртяку С.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> края.
В обоснование заявленных требований указано, что Куртяк С.А. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате постановки на учет.
Куртяк С.А. прав на недвижимое имущество не имеет, жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Левченко Т.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Материальный истец Куртяк С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в дело представлен письменный отзыв, согласно которому представитель просит отказать в удовлетворении исковых требований, а в случае удовлетворения исковых требований просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 6 месяцев.
Суд, с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Как следует из статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
До внесения изменений в настоящий закон уполномоченным органом являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования (ч.5 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС).
Согласно п. 3.1 Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351 (ред. от 19.09.2016) "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края №136-3C, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Частью 1.1. статьи 8 Закона Алтайского края № 136-3C установлено, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Как следует из материалов дела, истец Куртяк С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Судом установлено, что Куртяк С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Куртяк А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, мать Кимпербаева И.Г. решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Статус Куртяка С.А. подтверждается также справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям <адрес>вой нотариальной палаты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наследственные дел после смерти Куртяка А.А., Кимпербаевой И.Г. не заводились.
Постановлением администрации Романовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Куртяк С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как не имеющий собственного жилья.
Распоряжением администрации Романовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кравченко Р.В. назначена опекуном Куртяка С.А.
На основании приказа <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о Куртяке С.А. включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечении жилыми помещениями, по дате подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись №.
С ДД.ММ.ГГГГ Куртяк С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>1, что подтверждается адресной справкой КАБ, домовой книгой на данное жилое помещение. Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация» владение значится за Кравченко Г.Г.
Фактически Куртяк С.А. проживает по адресу: <адрес>, 8 микрорайон, <адрес> на основании договора аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Согласно сведениям ЕГРН данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Васильевой Г.Д.
Куртяк С.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «АСК-Сервис» в <адрес> в должности комплектовщик, что подтверждается справкой организации (л.д.11).
Согласно сведениям Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Куртяк С.А. строений и помещений в собственности не имеет.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сведениями о том, что Куртяк С.А. обеспечен жилыми помещениями на условиях социального найма в настоящее время суд не располагает, соответственно Куртяк С.А. имеет право на предоставление жилого помещения в границах муниципального округа <адрес> края.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Куртяк С.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижению совершеннолетия, жильем не обеспечена и в собственности жилья не имеет, своевременно в установленном порядке обратилась с заявлением в уполномоченные органы за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, была включена в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент не исключена из списка, приобрела право на обеспечение жильем, которое до настоящего времени ей не реализовано.
При таких обстоятельствах суд находит, что доводы стороны истца о нарушении прав Куртяка С.А. по обеспечению жильем, полностью установлены в ходе судебного разбирательства.
При этом доводы ответчика о том, что реализация права истца может нарушить права других лиц, относящихся к той же категории, и обладающих аналогичными правами, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не освобождает ответчика от обязанности обеспечить жильем всех льготников, включая истца, не отодвигая исполнение этой обязанности на неопределенный срок лишь на том основании, что список многочислен.
Учитывая, что ни вышеуказанными положениями закона, ни нормами Жилищного кодекса РФ право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, то указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе предоставление жилых помещений по договорам социального найма должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста не поставлена законом в зависимость от предоставления либо не предоставления жилых помещений другим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
С учетом изложенного, уполномоченное краевое учреждение было обязано предоставить Куртяку С.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения незамедлительно по достижении им18-ти летнего возраста, либо по их заявлению – непосредственно после окончания им обучения в учреждениях образования. Данная обязанность ответчиком до настоящего времени не выполнена.
В связи с этим единственным способом защитить нарушенное право Куртяка С.А. на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда является понуждение ответчика к совершению конкретных действий.
На основании изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Частью 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Рассматривая доводы ответчика об установлении срока исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов истца. Решением суда не определено конкретное жилое помещение, подлежащее передаче, решение должно быть исполнено путем предоставления истцу по договору специализированного найма свободного жилого помещения определенной площади и степени благоустройства из имеющегося в наличии жилищного фонда в черте муниципального образования <адрес>.
Суд, учитывая возражения истца, не находит оснований для предоставления отсрочки, учитывая требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», тот факт, что ответчику полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, к категории которых относится Куртяк С.А., были переданы только ДД.ММ.ГГГГ, не могут считаться уважительной причиной для продления сроков исполнения решения.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░