18RS0023-01-2019-000011-94
№2а-1680/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сарапул 23 декабря 2019 года
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Князева Д.М., при секретаре Пименовой Е.В., помощнике судьи Садыковой Э.Г., с участием помощника прокурора г.Сарапула Савельевой А.О., представителя административного истца Веселовой Т.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика Беляевой С.А., действующей на основании доверенности от 11.10.2019 и диплома о высшем юридическом образовании, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева Дмитрия Васильевича к Администрации г.Сарапула о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Сарапула о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Исковые требования мотивированы тем, истец является собственником земельного участка расположенного по адресу: УР, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 413 кв.м. На смежном земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: УР, <адрес>, площадью 206 кв.м., непосредственно на смежной границе выстроен жилой дом. Разрешение на строительство данного дома в установленном законом порядке не выдавалось. Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление №, которым разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений с кадастровым номером №, с 3,5 м. до 0 м. с северной и южной стороны.
Истец полагает, что действиями административного ответчика нарушены его права и законные интересы, тем более, что при предоставлении разрешения объект капитального строительства – жилой дом уже был выстроен. Строительство жилого дома произведено в отсутствие разрешительной документации, с существенным нарушением градостроительных норм и отклонением определённых параметров, нарушены нормы и правила строительства частного дома от соседей. В связи с нарушением законодательных норм при возведении жилого дома по адресу: УР, <адрес>, считает, что в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, должно быть отказано. Полагает, что оспариваемое постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В связи с изложенным истец просит признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Сарапула № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с кадастровым номером №, площадью 206 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, с 3,5 м до 0 м с северной и южной стороны.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Пищиков В.А., Пищикова О.А., Пищикова С.В. в лице законного представителя Пищиковой О.А., Пищикова И.В. в лице законного представителя Пищиковой О.А.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Глава города Сарапула Ессен А.А.
В судебном заседании представитель административного истца просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика просила отказать в иске, в том числе по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Административный истец, заинтересованные лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ч.5 ст.213 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Оспариваемое постановление Администрации г.Сарапула № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является нормативным правовым актом, в связи с чем, настоящее дело рассмотрено по правилам главы 21 КАС РФ, устанавливающей порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.
В силу ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. В свою очередь административный истец обязан доказать нарушение либо угрозу нарушения своих прав, свобод и законных интересов принятием оспариваемого нормативного правового акта.
Исходя из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 413 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: УР, <адрес>.
Смежным по отношению к земельному участку истца является земельный участок с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, площадью 206 кв.м., находящийся на праве общей долевой собственности Пищикова В.А., Пищиковой О.А., Пищиковой С.В., Пищиковой И.В. по <данные изъяты> доле каждого, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР ДД.ММ.ГГГГ).
На земельном участке с кадастровым номером № располагается жилой дом с кадастровым номером №, площадью 62,3 кв.м., также находящийся на праве общей долевой собственности Пищикова В.А., Пищиковой О.А., Пищиковой С.В., Пищиковой И.В. по <данные изъяты> доле каждого, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 206 кв.м. располагается в зоне № (зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (до 3-х этажей)), минимальная площадь земельного участка для данной зоны составляет 400 кв.м., максимальная – 1500 кв.м., максимальный процент застройки участка для индивидуальных жилых домов – 50%, для блокированных жилых домов – 30% (для одной блок-секции).
ДД.ММ.ГГГГ Пищиков В.А. обратился с заявлением в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки МО «Город Сарапул» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: УР, <адрес>, в обосновании чего указал, что характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки, земельный участок имеет узкую вытянутую форму и площадь земельного участка составляет 206 кв.м., что меньше предельно допустимых.
Постановлением Главы города Сарапула № от ДД.ММ.ГГГГ Пищикову В.А. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с кадастровым номером №, площадью 206 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> (Зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (до 3-х этажей) ж4), с 3,5 м. до 0 м. с северной и южной сторон.
Наличие полномочий Главы города Сарапула на издание нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере и, в частности, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается из системного толкования положений ч.5 ст.40 ГрК РФ и ст.31, ч.3 ст.32 Устава муниципального образования «Город Сарапул».
Исходя из изложенного, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ издано Главой города Сарапула в пределах предоставленных ему полномочий.
Давая оценку оспариваемому постановлению относительно его формы и вида, процедуры принятия, правил введения его в действие, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.40 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч.2 ст.40 ГрК РФ).
В силу ч.3 ст.40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса (ч.4 ст.40 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч.5 ст.40 ГрК РФ).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч.6 ст.40 ГрК РФ).
Кроме того, процедура оказания муниципальной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, определена Административным регламентом Администрации города Сарапула предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановление Администрации г.Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Административный регламент).
Как установлено судом, с соблюдением установленного п.3.4.2 Административного регламента срока, по результатам рассмотрения заявления Пищикова В.А. ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Сарапула составлено заключение о соответствии установленным Административным регламентом требованиям заявления и представленных Пищиковым В.А. документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Тимофееву Д.В. как правообладателю земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, направлено сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний по проекту решения о предоставлении указанного разрешения, с предложением о направлении замечаний по данному вопросу.
При этом, направление административным ответчиком сообщения Тимофееву Д.В. на 15-ый день вопреки установленного п.3.4.1 Административного регламента десятидневного срока, суд полагает не повлекло нарушение прав Тимофеева Д.В., реализовавшего право на подачу замечаний относительно вопроса, вынесенного на публичные слушания, а также обеспечившего участие своего представителя в публичных слушаниях.
В сроки, установленные ст.5.1 ГрК РФ и п.3.4.3 Административного регламента, постановлением Главы города Сарапула № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 час. были назначены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с кадастровым номером №, площадью 206 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, с 3,5 м. до 0 м. с северной и южной сторон.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, о чём административным ответчиком представлен протокол публичных слушаний.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ о результатах публичных слушаний по результатам публичных слушаний будет собрано заседание комиссии по землепользованию и застройке, где будут подготовлены рекомендации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Согласно рекомендациям комиссии по землепользованию и застройке г.Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ по результатам публичных слушаний Администрации г.Сарапула рекомендовано предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.
Из протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, заключения от ДД.ММ.ГГГГ о результатах публичных слушаний и заключения комиссии по землепользованию и застройке г.Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что они приняты с учётом поступивших от смежного землепользователя Тимофеева Д.В. замечаний, основанием для принятия решения рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства послужило следующее обстоятельство.
Согласно п.5 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» правообладатель земельного участка, предназначенного для ИЖС, на котором до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, предусмотренное ч.1 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома. Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, площадью меньше минимальной – 206 кв.м., для того, чтобы направить уведомление, нужно получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В установленный п.3.4.6 Административного регламента семидневный срок со дня поступления рекомендаций комиссии ДД.ММ.ГГГГ Главой г.Сарапула принято постановление № о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с кадастровым номером №, площадью 206 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> (Зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (до 3-х этажей) №), с 3,5 м. до 0 м. с северной и южной сторон.
Оспариваемое постановление официально опубликовано на сайте муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, при этом, с учетом разъяснений, содержащихся в абз.4 п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а также положений ст.43 Устава муниципального образования «Город Сарапул» (в ред. от 23.04.2015) и обеспечением возможности ознакомления истца с оспариваемым постановлением, суд не считает нарушением, влекущим признание оспариваемого постановления незаконным, его не опубликование в печатном издании – газете «Красное Прикамье».
Из анализа представленных административным ответчиком документов суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует установленной для данного нормативного правового акта форме и виду, данное постановление принято с соблюдением процедуры его принятия, а также правил введения его в действие.
Также оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Градостроительному кодексу РФ, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Сарапул», утвержденным решением Сарапульской городской Думы от 22.12.2011 №3-174 (далее по тексту Правила землепользования и застройки).
Требуя признания незаконным оспариваемое постановление, представитель истца указывает на нарушение ответчиком процедуры его принятия, выражающейся в неполучении согласия истца как смежного землепользователя на отклонения от показателей отступов строения, принадлежащего заинтересованным лицам по настоящему делу, от границ земельного участка истца, предусмотренных ст.32 Правил землепользования и застройки, а также принятии оспариваемого постановления в отсутствие у заинтересованного лица – Пищикова В.А. разрешения на строительство и проектной документации.
Данные доводы стороны истца являются необоснованными, подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.48 ГрК РФ, п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ, ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, как и не требуется получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Относительно доводов стороны истца об отсутствии его согласия как смежного землепользователя на отклонения от показателей отступов строения Пищиковых, суд с учетом положений ст.40 ГрК РФ, устанавливающей самостоятельный порядок получения правообладателями земельных участков, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, полагает, что отсутствие указанного согласия истца не влечет признание незаконным принятого по результатам публичных слушаний оспариваемого постановления.
Обращаясь с настоящим иском, административный истец указывает на нарушение земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противопожарной безопасности при принятии оспариваемого постановления и, как следствие, нарушение его прав как собственника объекта недвижимости – жилого дома и земельного участка, при этом, каких-либо доказательств нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противопожарной безопасности стороной истца суду не представлено. Указывая на нарушения земельного законодательства, истец ссылается на результаты проведенной Управлением Росреестра по УР проверки в отношении Пищикова В.А., в то же время из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пищиков В.А. нарушение земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу: УР, <адрес>, устранил.
Кроме того, истец, представитель истца, указывая на нарушения прав истца, обосновывает их строительством Пищиковым В.А. жилого дома по смежной с земельным участком истца границе без соблюдения установленных минимальных отступов, однако, вопрос строительства жилого дома предметом настоящего спора не является, в связи с чем, доводы истца в указанной части оценке судом не подлежат, более того, в производстве Сарапульского городского суда находится гражданское дело № по иску Тимофеева Дмитрия Васильевича к Пищикову Виктору Анатольевичу о сносе самовольно возведенной постройки, в рамках которого будет дана оценка законности возведенного Пищиковым В.А. жилого дома.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для признания незаконным постановления Администрации г.Сарапула № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений с кадастровым номером №, площадью 206 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, с 3,5 м до 0 м с северной и южной стороны.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тимофеева Дмитрия Васильевича к Администрации города Сарапула о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Решение принято в окончательной форме 30 декабря 2019 года.
Судья Сарапульского городского суда Д.М. Князев