Дело № 2-316/2015 ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» марта 2015 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Барченковой Е.В.
при секретаре Хусаиновой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в интересах Бакун Галины Герасимовны, Леонтьевой Валентины Николаевны, Леонтьева Николая Викторовича, Леонтьева Алексея Викторовича и Леонтьева Андрея Викторовича к администрации г. Струнино Александровского района Владимирской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Александровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Бакун Г.Г., Леонтьевой В.Н., Леонтьева Н.В., Леонтьева А.В. и Леонтьева А.В. с к администрации г. Струнино Александровского района Владимирской области об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее *** жилой площадью не мене *** состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах ***.
В обоснование иска указал, что по заключению межведомственной комиссии местной администрации г. Струнино от *** многоквартирный жилой *** по адресу: *** признан аварийным в связи с физическим износом и подлежащим сносу. На основании данного заключения *** главой администрации *** принято постановление *** о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Срок переселения жителей в постановлении не указан. На условиях договора социального найма в *** зарегистрированы и проживают Леонтьева В.Н., являющаяся нанимателем жилого помещения и ее сыновья Леонтьев Н.В., Леонтьев А.В., Леонтьев А.В. и мать Бакун Г.Г., которая является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и матерью умершего ветерана боевых действий в Республике Афганистан. По состоянию на *** многоквартирный жилой *** в *** не включен в какую-либо муниципальную и областную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Для семьи истцов муниципальная *** вышеуказанном доме является единственным жилищем, в настоящее время они проживают в условиях, которые представляют собой опасность для их жизни и здоровья.
В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истцы Леонтьева В.Н., Леонтьев Н.В. и Леонтьев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец Бакун Г.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддерживая уточненные исковые требования.
Истец Леонтьев Ан.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов Леонтьева Ан.В. и Бакун Г.Г.
Представитель ответчика администрации г. Струнино Александровского района Владимирской области Низовцева Л.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время не предоставляется возможным предоставить семье истцов по договору социального найма равнозначное жилое помещение, в связи с отсутствием свободных жилых помещений и денежных средств на его приобретение. Отметила, что в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017г.г.» осуществляется переселение граждан из домов признанных аварийными до 01.01.2012г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. В статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах граждан закреплено неотъемлемое право каждого человека на жилище. Необходимость уважения жилища человека предусмотрена и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять жилье бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу п.1, 8, 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно cт. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» (далее - Положение).
Исходя из требований, установленных п.п.10, 12, 16, 33 названного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, оно должно быть обеспечено инженерными системами, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, защищено от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, иметь допустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В силу п.7, п.п.42-50 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям, проверяется его фактическое состояние, в том числе проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом с составлением акта обследования. По результатам работы комиссия принимает, в том числе решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которое оформляется в виде заключения. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1 ст. 49 ЖК РФ).
В силу п.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.87 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судом установлено, что жилой *** в ***, расположен на территории муниципального образования ***, является многоквартирным, включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования *** на основании *** от ***
Согласно выписки из домовой книги, лицевого счета в ***, зарегистрированы и проживают Бакун Г.Г., Леонтьева В.Н., Леонтьев Н.В., Леонтьев А.В. и Леонтьев Ан.В., общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет ***
В материалах дела имеются копия удостоверения *** от *** о наличии у Бакун Г.Г. статуса Ветерана ВОВ (л.д.26).
Наличие *** в *** подтверждается техническим паспортом от 16.02.1981г.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от *** многоквартирный дом по адресу: ***, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу аварийным и подлежащим сносу (л.д.18-19).
Заключение межведомственной комиссии в установленном законом порядке и в сроки оспорено не было.
На основании указанного заключения межведомственной комиссии постановлением главы местной администрации *** от *** *** указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, то в силу требований закона им должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы других жилых помещений не имеют, нуждаются в жилье.
Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств и свободного жилья правого значения для разрешения спора не имеют, поскольку Конституция РФ закрепляет право каждого на жилище, обязывая органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для его реализации.
Оценивая установленные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает невозможность проживания истцов в вышеуказанной квартире из-за непосредственной угрозы для их жизни, отсутствие у них иного жилого помещения, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Александровского городского прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ***, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ***, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
***
***
***
***
***