Дело № 2-761/2019
УИД № 02RS0002-01-2019-000833-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2019 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Малчанове Ч.-Б.Г., |
помощник судьи |
Ахметова О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майхиевой Надежды Ивановны к Администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления администрации МО «Кош-Агачский район», восстановлении в очереди на право получения жилищной субсидии с момента подачи заявления, о включении в сводный список участников подпрограммы для получения жилищной субсидии с составом семьи 4 человека,
УСТАНОВИЛ:
Майхиева Н.И. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район, с учетом уточнений, о признании незаконным постановления администрации МО «Кош-Агачский район», восстановлении в очереди на право получения жилищной субсидии с момента подачи заявления, о включении в сводный список участников подпрограммы для получения жилищной субсидии с составом семьи 4 человека, мотивируя тем, что с 06.07.2001 истец с членами своей семьи: супругом ФИО2, сыном ФИО3 были включены в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании подданного истцом заявления от 05.07.2001, а также зарегистрированы в книге регистрации и учета граждан. 22.03.2019 постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» истец исключена из сводного списка участников подпрограммы. Поводом для исключения стало приобретение (строительство) жилого помещения в местности, не отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Действительно, в ДД.ММ.ГГГГ супруг истца, ФИО2, купил в <адрес> избушку размером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для проживания детей, которые обучались в <адрес>. В 2001 году истец зарегистрировалась на получение субсидии для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» от 25.07.1998 №131-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001). Истец не имела жилья в других регионах Российской Федерации, имела стаж или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет. Указанный закон не требовал как обязательное условие нуждаемость в улучшении жилищных условий, тем более не исключал из списка лиц, приобретших на свои средства жилье в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанное правовое положение было подтверждено Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2001 года. Таким образом, исключение истца из списка в соответствии с новыми нормативными актами, ухудшают ее положение в соответствии со ст.1 ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002, подпунктом «д» п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, в действующей редакции, является незаконным. Указанные нормативно-правовые акты распространяют свои действия на правоотношения, возникшие с даты их вступления в силу – подпункт «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации в новой редакции, существенно ограничивает право истца на жилищную субсидию (в новой редакции) начало действия 04.01.2018, а избушка куплена в 1999 году на свои собственные средства и в последствии в 2003 году продана, что не может служить основанием для исключения из списка. Кроме того, приведенный нормативный акт, по мнению истца, ставить его в неравное положение перед гражданами, приобретшими право на получение социальной субсидии до введения нового правового регулирования по ранее действующему законодательству, и дискредитирует поставленную статьями 19 и 39 Конституции Российской Федерации перед государством задачу гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в статье 39 Конституции Российской Федерации рисков, но и других социальных рисков, признаваемых законодательством в качестве оснований для его предоставления.
Определением суда от 11.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай.
Протокольным определением 30.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Майхиев Б.Б., Майхиев Э.Б.
Протокольным определением 29.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Майхиев Э.Б.
Истец Майхиева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в 1999 году двое ее детей учились в Горно-Алтайске, поэтому купили дом, там жили сыновья до окончания учебы. Потом дом продали в 2003 году в связи с тем, что надобность в нем отпала: дети окончили учебу и приехали домой. Ей никто не объяснял, что недвижимости за пределами района не должно быть.
Представитель истца Байдушкин К.Н. в судебном заседании поддержал позицию доверителя.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» Даутова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, в удовлетворении просила отказать в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований в отношении предмета спора, Майхиев Э.Б., Майхиев Э.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Майхиев Б.Б., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать, по доводам изложенным в возражении на исковое заявление.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участника процесса.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действующего на момент постановке на учет Майхиевой Н.И., правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ) Федеральный закон от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 01.01.2003 признан утратившим силу (статья 11).
В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 24, 25 Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В силу п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Согласно подп. «в» «д» «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из содержания указанных норм следует, что право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями граждан, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт наличия жилья означает отсутствие такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Анализ Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Жилищным законодательством предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.
Как следует из имеющегося в материалах дела учетного дела Майхиевой Н.И., 05.07.2001 последняя обратилась с заявлением на имя главы администрации Кош-Агачского района о выделении субсидии, которая выдается жителям района Крайнего Севера и районам к ним приравненных для получения жилой площади в <адрес> или для строительства индивидуального дома.
На указанном заявлении имеется резолюция «ФИО10 поставить в очередь согласно положению», подпись, дата – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 06.07.2001 №200 Майхиева Н.И. поставлена в очередь для улучшения жилищных условий, согласно ее заявления от 06.07.2001 по списку «общая», в рамках «Жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», начатой 19.03.1996, Майхиева Н.И. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе «переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», под №382, с составом семьи 3 человека: муж, сын. Данное обстоятельство согласуется с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.
Также из учетного дела следует, что 05.07.2006 Майхиева Н.И. обратилась к главе администрации МО «Кош-Агачский район» с заявлением (рапортом) о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с ФЗ №125 от 25.10.2002, относится к категории граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 06.09.2001. Состав семьи указан: супруг ФИО2, дети: ФИО3, ФИО4.
Согласно справке администрации МО «<адрес>» ФИО6, действительно состоит на учете граждан в МО «<адрес>», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи четыре человека, категория «работающие».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что право Майхиевой Н.И., как выезжающей из района приравненного к району Крайнего Севера, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии возникло в связи с отсутствием у нее другого жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами ее места постоянного проживания, а не в связи с признанием ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку материалы учетного дела не содержат документов, подтверждающих признание Майхиевой Н.И. в установленном порядке, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также в ходе судебного заседания истец пояснила, что была поставлена на учет как лицо, желающее выехать за пределы района приравненного к Крайнему Северу.
Таким образом, сведений о том, что Майхиева Н.И. была поставлена на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий при выезде из районов Крайнего Севера, истцом не представлено.
Постановлением главы администрации МО «Кош-Агачский район» от 22.03.2019 №293 «Об исключении из списка участников подпрограммы Майхиеву Н.И.» Майхиева Н.И. исключена из сводного списка участников программы в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ; постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 п. 21 п.п. д, приобретения (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Основанием для снятия Майхиевой Н.И. с учета послужило то обстоятельство, что у члена ее семьи, супруга – Майхиева Б.Б. на момент постановки на учет была недвижимость за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство нашло подтверждение в ходе судебного заседания (ответ Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Алтай, дата регистрации вещного права ДД.ММ.ГГГГ).
В настоящее время право собственности погашено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Майхиева Н.И., как член семьи Майхиева Б.Б., в период с 20.08.1999 по 28.03.2003, имела право пользоваться указанным жилым помещением на правах члена семьи, следовательно, истец не нуждалась в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты, вследствие чего ее нельзя признать лицом, имеющим право на получение жилищной субсидии.
Кроме того, материалы учетного дела не содержат сведений о том, что истец сообщила в администрацию МО «Кош-Агачский район» сведения о наличии у члена ее семьи жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, и что при этом, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца не отпала, тем самым истец лишила органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ней и ее семьей право состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.
Наличие у члена семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Каких-либо доказательств того, что Майхиева Н.И. с учетом имевшегося в собственности у члена его семьи – супруга Майхиева Б.Б., жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, нуждалась в улучшении жилищных условий, суду не представлено.
То обстоятельство, что в настоящее время жилой дом в г. Горно-Алтайске продан, не может повлечь за собой право истца на получение жилищной субсидии, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет 06.07.2001, поскольку ею нарушен порядок регистрации граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановка на учет указанной категории граждан носит заявительный характер, право на получение жилищной субсидии подтверждается ежегодно, из материалов учетного дела следует, что при постановке на учет Майхиева Н.И. не сообщила в администрацию МО «Кош-Агачский район» о наличие у ее члена семьи в собственности жилого помещения в г. Горно-Алтайске.
Незначительная площадь помещения, право собственности на которое принадлежало супругу истца, основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку Майхиева Н.И. в установленном действующим законодательством порядке не признана нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также данные требования не были заявлены в ходе рассмотрения дела.
Проверяя доводы истца Майхиевой Н.И. о том, что на момент постановки ее на учет в 2001 году норма, предусмотренная под. «д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, не существовала, суд не принимает во внимание, так как ранее, на момент постановки истца на учет, ст. 1 Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утратившего силу с 01.01.2003 в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» было установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Доводы о том, что в данном случае нарушены конституционные права, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу п. 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Как указано выше ДД.ММ.ГГГГ Майхиев Б.Б. продал жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, при этом отчуждение такого жилья расценивается, как действие по ухудшению своих жилищных условий, совершенное с намерением приобретения права на получение социальной поддержки, и такие граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Майхиева Н.И., нарушив правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, тем, что не предоставила в орган местного самоуправления достоверные сведения об условиях, на основании которых она был поставлен на учет, утратила право состоять на учете с даты первоначальной постановки на учет. Вопрос о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации) подлежит рассмотрению вновь при условии подачи заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном вышеприведенными нормами права, после отчуждения супругом жилого помещения, находящегося у него на праве собственности.
В связи с этим истец обоснованно снята администрацией МО «Кош-Агачский район» с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления администрации МО «Кош-Агачский район» об исключении Майхиевой Н.И. из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, следовательно, требования истца о включении в сводный список участников подпрограммы для получения жилищной субсидии членов семьи истца: Майхиева Б.Б., Майхиева Э.Б., Майхиева Э.Б. также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Майхиевой Надежды Ивановны к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления и.о. главы администрации МО «Кош-Агачский район» от 22.03.2019 №293 «Об исключении из списка участников подпрограммы Майхиеву Н.И.», об обязании восстановить в сводный список участников для получения жилищной субсидии, согласно Федерального 3акона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», с даты первоначальной постановки на учет с 06.07.2001; о включении в сводный список участников подпрограммы для получения жилищной субсидии членов семьи истца: Майхиева Батыра Бырчиевича, Майхиева Эжера Батыровича, Майхиева Эркина Батыровича, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2019 года.