дело №2-40/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Подгорное Томской области 31 марта 2020 года
Чаинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи - Чижикова Д.А.,
при секретаре - Борковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Подгорное гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Кривошеинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Чаинского района «Чаинское производственное объединение жилищно – коммунального хозяйства» о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Кривошеинском районе (далее территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Чаинского района «Чаинское производственное объединение жилищно – коммунального хозяйства» (далее МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ») о возложении обязанности совершить действия. В обоснование требований указано, что в (дата) году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе в отношении МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» проведена плановая выездная проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства. По итогам проверки выдано предписание № от (дата), согласно которому МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» предлагалось, в том числе, до (дата) разработать проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО. Актом проверки № от (дата) установлено невыполнение названного предписания в части разработки проекта и получения санитарно- эпидемиологического заключения. МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» выдано новое предписание № от (дата) со сроком исполнения (дата). Актом проверки от (дата) вновь установлено невыполнение предписания по разработке проекта и получения заключения. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Кривошеинском районе, указывая, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» не позволяет обеспечить уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, ссылаясь на положения ст. 11, ч. 4 ст. 20, ст. 22, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.2.1, п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст. 46, ст. 132 ГПК РФ, просит суд в окончательном варианте исковых требований обязать в соответствии с требованиями: ч.3 ст.20 Федерального закона № 52 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.1,3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», муниципальное унитарное предприятие Чаинского района «Чаинское производственное объединение жилищно - коммунального хозяйства», адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, примерно в 4-х км по направлению на юг от ориентира <данные изъяты>: Разработать проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО в срок не позднее (дата).
Истец, ответчик, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Представители истца и ответчика просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие исковые требования признал в полном объеме.
Суд, в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ рассмотрев дело в отсутствие указанных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.ст.41, 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» является коммерческой организацией, созданной в целях выполнения работ, производства продукции, оказание услуг по выполнению муниципального заказа, дополнительных работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем предприятия является муниципальное образование «Чаинский район», функции и полномочия учредителя осуществляет <данные изъяты>. Согласно Уставу МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» осуществляет, в том числе, деятельность по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно договору аренды № от (дата) <данные изъяты> предоставила МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» во временное владение и пользование полигон твердых бытовых отходов общей площадью 30600м.2, расположенный по адресу: <адрес>, в 4 километрах на юг, кадастровый №, на срок с (дата) по (дата).
МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» имеет лицензию № от (дата) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Местом осуществления лицензированной деятельности является, в том числе, полигон ТБО расположенный в <адрес>.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от (дата) № полигон твердых бытовых отходов, используемый МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ», включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N52-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.39 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018г. N222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п.2 указанного Постановления Правительства правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с п.14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 N222, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются, в том числе, проект санитарно-защитной зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 N74 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), п.1.2 которых установлено, что требования на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п.2.1 СанПиН вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 3.1 СанПин проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В силу п.7.1.12 СанПин полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов относятся ко второму классу опасности и имеют санитарную зону 500 м.
В статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Договор аренды земельного участка, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, между <адрес> и МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» не заключен, однако МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» на основании действующего договора аренды № от (дата), заключенного с <адрес>, является правообладателем объекта капитального строительства – полигона твердых бытовых отходов, расположенного на указанном земельном участке в <адрес>, осуществляет его эксплуатацию
Таким образом, учитывая, что разработка, утверждение проектов санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемых полигонов твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, а МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» на основании действующего договора аренды № от (дата), заключенного с <адрес>, является правообладателем объекта капитального строительства – полигона твердых бытовых отходов, расположенного в <адрес>, осуществляет его эксплуатацию, на МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» возлагается обязанность по выполнению требований СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и Постановления Правительства от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Кривошеинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Чаинского района «Чаинское производственное объединение жилищно – коммунального хозяйства» о возложении обязанности совершить действия удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Чаинского района «Чаинское производственное объединение жилищно – коммунального хозяйства», адрес (место нахождения) юридического лица: <данные изъяты>, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, примерно в 4-х км по направлению на юг от ориентира <данные изъяты>, в соответствии с требованиями ч.3 ст.20 Федерального закона № 52 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.1,3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», разработать проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО в срок не позднее (дата).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подпись Д.А. Чижиков
Верно. Судья: _______________________ Д.А. Чижиков
Полный текст решения изготовлен 06.04.2020г.
Судья: ___________________ Д.А. Чижиков