Дело № 2-1849/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2019 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.Н., с участием представителя истца Гайнуллина М.М., представителя ответчика Ивановой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО14 через представителя обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности на ответчика по принятию истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот. Требования обоснованы тем, что он имеет право на меру социальной поддержки в виде жилого помещения. Администрацией Калининского района г.Чебоксары отказано в принятии на учет в связи с тем, что у него имеется право проживания в <адрес>. Проживание в указанном жилом помещении невозможно, проживающая в данной квартире бабушка истца не является членом его семьи, общее хозяйство не ведется, в жилое помещение он не вселялся, имеет только регистрацию по указанному месту жительства.
В судебное заседание истец ФИО15 его опекун Николаева Л.Н. не явились, извещены надлежащим образом, реализовали право на участие через представителя.
В судебном заседании представитель истца Гайнуллин М.М. поддержал заявленные требования. Суду объяснил, что Николаев А.А. в настоящее время проживает по месту жительства опекуна в Чебоксарском районе Чувашской Республики, регистрация по адресу: <адрес> носит формальный характер, в данном помещении проживает бабушка истца Борисова Н.Г, которая не является членом его семьи, в связи с чем проживание в одном жилом помещении невозможно. Также в данной квартире произошел пожар, в связи с чем в ней отсутствуют условия для проживания.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Иванова Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что у истца имеется право пользования и проживания в <адрес>, оснований для включения истца в список граждан, имеющих право на социальную поддержку, не имеется. Сведений о том, что в квартире произошел пожар, не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
На момент обращения в суд с иском ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось 14 лет.
Заочным решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 31.10.2017 ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением администрации Чебоксарского района г.Чебоксары от 25.12.2017 № Николаева Л.Н. назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО3
Из указанного постановления следует, что ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, данное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду.
Также ФИО3 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>
Муниципальная квартира, в которой зарегистрирован истец относится к муниципальному жилищному фонду, имеет общую площадь 32,3 кв.м., состоит из двух комнат.
Администрацией Калининского района г.Чебоксары 07.12.2018 ФИО3 дан ответ о том, что он не может быть принят на учет как лицо из числа детей-сирот, поскольку у него есть право на проживание в муниципальной <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м., в состав проживающих включены 2 человека, на каждого члена семьи приходится 16,1 кв.м, что выше учетной нормы – 14,5 кв.м.
Согласно ответу администрации Калининского района г.Чебоксары от 10.04.2019 11.02.2019 осуществлен выход по адресу: <адрес>, с целью обследования жилищных условий. В ходе обследования установлено, что в квартире требуется проведение косметического ремонта. Пожар в квартире по сведениям Управления МЧС России по Чувашской Республике не зарегистрирован.
Согласно выписке из лицевого счета по <адрес> в данной квартире зарегистрированы по месту жительства ФИО5, ФИО3
Площадь указанной квартиры составляет 32,3 кв.м., в ней зарегистрированы и проживают 2 человека, в том числе истец, на каждого проживающего приходится по 32,3/2=16,1 кв.м.
Статья 8 ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Ч.4 ст. 8 ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 8 ФЗ).
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания истца ФИО3 в <адрес>, по делу не установлено.
Ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 23.1. Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Таким образом, установлено, что у истца возникло право на проживание и пользование жилым помещением (двухкомнатной квартирой), расположенной по адресу: <адрес>, где на каждого из проживающих приходится по 16,1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года N 129 по г. Чебоксары учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м.
Из фактических обстоятельств, установленных по делу, следует, что истец обеспечен жилым помещением и не обладает правом на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, предусмотренную ст. 8 ФЗ.
Поскольку в силу приведенных положений закона истец не обладает правом на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку обеспечен жилой площадью, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 о возложении обязанности на администрацию Калининского района г.Чебоксары включить в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 сентября 2019 года.
Судья Е.В. Лащенова