Дело № 2-4701/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Агалаковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
28 июля 2017 года гражданское дело по иску Строгоновой О.В. к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выдать жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сторогонова О.В. обратилась в суд с иском Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выдать государственный жилищный сертификат без уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: ...
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО ГО «Воркута».
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых он просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело без участия представителя ответчика, представитель третьего лица также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Строгонова О.В. проживает в г. ....
Администрацией МО ГО «Воркута» истец была включена в список граждан – получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год по Республике Коми.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 17.10.2016 № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Администрацией МО ГО «Воркута» в Минстрой Республики Коми был направлен пакет документов Строгоновой О.В. для получения государственного жилищного сертификата.
Письмом Минстроя Республики Коми от ** ** ** Строгонова О.В. уведомлена о невозможности оформления и выдачи государственного жилищного сертификата в связи с несогласием Строгоновой О.В. на уменьшение величины социальной выплаты на стоимость отчужденного жилого помещения по адресу: ...
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
- состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;
- норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
- норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2012) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., отчуждено истцом по договору купли-продажи от ** ** ** (прекращение права собственности зарегистрировано ** ** **).
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ дополнена положениями об уменьшении размера предоставляемой жилищной субсидии в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам, на суммы, полученные по договорам либо на суммы инвентаризационной стоимости помещений, вступил в законную силу 01.02.2012.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Редакцией ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, действовавшей в период с 01.01.2003 до 01.01.2012, было предусмотрена возможность уменьшения размера жилищной субсидии гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Таким образом, уменьшение размера жилищной субсидии до 01.01.2012 могло быть произведено только в случае отчуждения получателем субсидии жилья, принадлежавшего им на праве собственности, и только на сумму, полученную по договору купли – продажи, без учета инвентаризационной стоимости помещений.
На дату подачи Строгоновой О.В. заявления о включении ее в состав участников подпрограммы и принятия на себя обязательства выполнять условия участия в подпрограмме, жилое помещение по адресу: г.Воркута, ул.Ленина, д.76, кв.58, уже не находилось в собственности истца и членов ее семьи.
В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что сделки по отчуждению жилых помещений были совершены до выражения истцом своего волеизъявления на участие в подпрограмме и признания ее участником, оснований для уменьшения размера субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения по адресу: ..., не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, руководствуясь положениями ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает иск в переделах заявленных истцом требований, считает их подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить Строгоновой О.В. в порядке очередности государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную от продажи жилого помещения по адресу: ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - О.С. Некрасова