Дело № 2-880/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2019 года г.Орел
Железнодорожный районный суд города Орла в составе
председательствующего судьи Сергуниной И.И.,
при секретаре Кретининой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Орла Беликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Овчаренко Юрия Николаевича к Открытому акционерному обществу «Орелпроект» о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего месячного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Овчаренко Ю.Н. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Орелпроект» о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего месячного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указывая на то, что с 26.09.2016 г. он работал в ОАО «Орелпроект» юрисконсультом по срочному трудовому договору на время исполнения обязанностей отсутствующего работника Свидетель №1, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
19.03.2019 г. было проведено внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Орелпроект», на котором, кроме прочего, были переданы полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Орелпроект» управляющей организации - ПАО «Орелстрой» с 26.03.2019 г.
Инициатором внеочередного общего собрания было ПАО «Орелстрой» (акционер ОАО «Орелпроект»). Некоторые формулировки вопросов, направленные ПАО «Орелстрой» в адрес ОАО «Орелпроект» в требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров, не соответствовали действующему законодательству. До проведения общего собрания и после его проведения об этих нарушениях Овчаренко Ю.Н. неоднократно говорил начальнику корпоративного отдела ПАО «Орелстрой» ФИО5. Однако ФИО5 настояла, чтобы формулировки вопросов остались такими, какими она их сформулировала. Также об имеющихся нарушениях Овчаренко Ю.Н. сказал ФИО6- заместителю директора ПАО «Орелстрой» по правовым вопросам. В конце марта 2019 г. ФИО6 потребовал от Овчаренко Ю.Н. аналитическую записку по данным нарушениям. Овчаренко Ю.Н. сказал, что считает некорректным предоставлять ему аналитическую записку, к тому же он сам юрист и может выявить данные нарушения, а также, что он не является его работодателем и не имеет права требовать от Овчаренко Ю.Н. каких-либо действий как работника. ФИО6 не понравилось несогласие Овчаренко Ю.Н. с его незаконным требованием.
2.04.2019 г. Овчаренко Ю.Н. был ознакомлен с приказом об увольнении ввиду выхода Свидетель №1 -отсутствующего работника на работу из отпуска по уходу за ребенком.
04.04.2019 г. Овчаренко Ю.Н. был уволен из ОАО «Орелпроект» по п. 2 ч.1 ст.77 ТК РФ.
09.05.2019 г. из разговора с бывшим работником ПАО «Орелстрой» Овчаренко Ю.Н. узнал, что Свидетель №1 выходила только на один день, а точнее на 4 часа, и после ушла опять в отпуск по уходу за ребенком. Эти обстоятельства Овчаренко Ю.Н. не может подтвердить каким-либо документом, кроме устного сообщения, полученного им по телефону.
Приказ об увольнении Овчаренко Ю.Н. подписан фактически лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, а юридически действующим на основании доверенности, выданной ПАО «Орелстрой» работнику ПАО «Орелстрой».
14.05.2019 г. Овчаренко Ю.Н. обратился в Прокуратуру Орловской области с жалобой.
Письмом от 22.05.2019 г. Прокуратура Орловской области сообщила ему о направлении его жалобы в Государственную инспекцию труда по Орловской области.
02.07.2019 г. им получено письмо от Государственной инспекции труда по Орловской области.
Овчаренко Ю.Н. просит признать незаконным приказ о его увольнении, восстановить его на работе в ранее занимаемой должности, выплатить средний месячный заработок за период вынужденного прогула со следующего дня после увольнения по день восстановления на работе, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В судебном заседании истец Овчаренко Ю.Н. уточнил исковые требования и просил признать незаконным увольнение, признать незаконным приказ о его увольнении, восстановить его на работе в ранее занимаемой должности, выплатить средний месячный заработок за период вынужденного прогула со следующего дня после увольнения по день восстановления на работе в размере 140195 рублей 64 копейки, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Овчаренко Ю.Н. указал на то, что что юрисконсульт Свидетель №1 вышла из отпуска по уходу за ребенком формально, между работодателем и Свидетель №1 была договоренность, направленная на его увольнение, со стороны Свидетель №1 и работодателя налицо злоупотребление правом.
Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Орелпроект» -Феоктистова Е.В. исковые требования не признала, указала на то, что увольнение истца было совершено и оформлено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, а работник Свидетель №1, на место которой временно с 26 сентября 2016 г. был принят истец в порядке ст. 59 ТК РФ, имела право досрочного выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком.
Прекращение срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, в связи с выходом на работу, не является увольнением по инициативе работодателя.
Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Выход Свидетель №1 на работу был осуществлен, а следовательно, срочный трудовой договор истца подлежал расторжению.
Истец был ознакомлен с условиями договора, заключенного с ответчиком, знал о характере его работы, о возможности прекращения заключенного с ним срочного трудового договора, что подтверждается его собственноручной подписью на договоре.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, прокурора, полагавшего в иске отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работодателя заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с абз. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Согласно ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Овчаренко Ю.Н. согласно трудового договора № от 26.09.2016 года принят на работу на должность юрисконсульта в Открытое акционерное общество «Орелпроект». Согласно п.3 вид договора: на определенный срок, до окончания отпуска по беременности и родам юрисконсульта Свидетель №1. (л.д.21-22)
Согласно приказа №82-лс от 26.09.2016 года Овчаренко Ю.Н. принят на работу на должность юрисконсульта в Открытое акционерное общество «Орелпроект» на определенный срок, до окончания отпуска по беременности и родам юрисконсульта Свидетель №1. (л.д.94)
ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 было подано заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет. (л.д.109)
Согласно приказа №30 от 22.02.2017 года Свидетель №1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 1 марта 2017 по 11 ноября 2019 года. (л.д.108)
По соглашению № от 27.02.2017 года к трудовому договору № от 26.09.2016 года п.3 трудового договора излагался в следующей редакции : настоящий договор заключен 26.09.2016 года на время исполнения обязанностей отсутствующего работника Свидетель №1. (л.д.23)
Согласно дополнительного соглашения № от 29.12.2018 года к трудовому договору № от 26.09.2016 года работник обязуется в течение периода, установленного п.3 настоящего соглашения, выполнять в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, следующую дополнительную работу: подготовка совместно с ГИП и другими работниками проектов договоров с контрагентами, ведение реестра договоров. Настоящее соглашение заключается на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 г. (л.д.24)
Согласно дополнительного соглашения № от 28.02.2019 года к трудовому договору № от 26.09.2016 года работник обязуется в течение периода, установленного п.3 настоящего соглашения, выполнять в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, следующую дополнительную работу: подготовка совместно с ГИП и другими работниками проектов договоров с контрагентами, ведение реестра договоров. Настоящее соглашение заключается на период с 01.03.2019 г. по 30.06.2019 г. (л.д.25)
01.04.2019 года Свидетель №1 подано заявление о выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком с 05.04.2019 г. на неполный рабочий день с 9 часов до 15 часов с перерывом на обед с 12 часов до 13 часов. (л.д.28)
Истец Овчаренко Ю.Н. 01.04.2019 года письменно уведомлен о прекращении с ним трудовых отношений 04.04.2019 года в связи с выходом 05.04.2019 г. юрисконсульта Свидетель №1. (л.д.26)
По приказу №-к от 02.04.2019 года юрисконсульт Овчаренко Ю.Н. уволен 04.04.2019 года по истечении срока трудового договора, п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ. Основание: заявление о выходе основного работника от 01.04.2019г., уведомление о прекращении срочного трудового договора в связи с выходом основного работника из отпуска по уходу за ребенком от 01.04.2019 года. (л.д.27)
Согласно приказа №-Л от 2.04.2019 года юрисконсульта Свидетель №1 считать с 05.04.2019 года работающей на условиях неполного рабочего дня во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. (л.д.29)
08 апреля 2019г. юрисконсульт Свидетель №1 написала заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 8 апреля 2019 года. (л.д.93)
Приказом №-ОК от 8 апреля 2019г. юрисконсульту Свидетель №1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 8 апреля 2019 года.(л.д.92)
Из табеля учета рабочего времени за апрель 2019 года видно, что юрисконсульт Свидетель №1 выходила на работу 5.04.2019 года. (л.д.89)
Как видно из расчетных листков на Свидетель №1, ей была выплачена заработная плата в апреле 2019 года в размере 672 рубля 73 копейки, в мае 2019 года в размере 147 рублей. (л.д.88)
Согласно выписки из реестра денежных средств с результатами зачислений по Реестру № от 8 мая 2019 года на счета физических лиц Свидетель №1 была зачислена сумма в размере 147 рублей. (л.д.111)
Согласно выписки из реестра денежных средств с результатами зачислений по Реестру № от 25 апреля 2019 года на счета физических лиц Свидетель №1 была зачислена сумма в размере 672 рубля 73 копейки. (л.д.112)
Согласно сведений из ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ от 24.07.2019 года сведения о застрахованных лицах страхователя ОАО «Орелпроект» за второй квартал 2019 года в региональной базе данных индивидуального учета отсутствуют. (л.д.54-55)
04.04.2019 года Овчаренко Ю.Н. была выдана трудовая книжка, что подтверждается книгой учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. (л.д.95-97)
09.07.2019 года Свидетель №1 написала заявление об увольнении по собственному желанию 12.07.2019 года. (л.д.86)
Приказом №-К от 12.07.2019 года юрисконсульт Свидетель №1 уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. (л.д.87)
Свидетель ФИО8 показала, что работает с 01.03.2019 года специалистом отдела кадров в ПАО «Орелстрой» и в ОАО «Орелпроект». 1 апреля 2019 года Свидетель №1 пришла в отдел кадров и написала заявление о выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 5 апреля 2019 года. Свидетель №1 не поясняла ей, почему она решила выйти на работу. После резолюции начальника на заявлении, ФИО8 подготовила приказ о работе Свидетель №1.
Свидетель ФИО9 показала, что она работает бухгалтером в ПАО «Орелстрой» и в ОАО «Орелпроект». Сведения о работающих они передают в Пенсионный фонд и в Инспекцию федеральной налоговой службы. В апреле и мае Свидетель №1 начислялась заработная плата. Реестры зачислений денежных средств на счета работников предоставляются из Казначейства. На них стоит электронная подпись Сбербанка. После увольнения Свидетель №1 юрисконсульта не принимали на работу.
Свидетель Свидетель №1 показала, что она работала юрисконсультом в ОАО «Орелпроект». 22 июля 2019 года она уволилась, так как нашла работу в Москве. Овчаренко Ю.Н. был принят юрисконсультом на период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Прежде чем выйти на работу, она сообщила об этом секретарю и руководителю Фомичеву. Она написала заявление о выходе на работу с 5 апреля 2019 года. Это была пятница. Дома была договоренность, что ребенок будет находиться с бабушкой. Никто не предполагал реакцию ребенка в ее отсутствие, так как она сама всегда была с ним. В выходные дома решили, что она опять уйдет в отпуск по уходу за ребенком. В понедельник 8 апреля она написала заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 8 апреля 2019 года. Заработную плату она получила на карту в сумме 672 рубля 73 копейки и 147 рублей.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Трудовой договор был заключен с Овчаренко Ю.Н. на время отсутствия основного работника Свидетель №1, которая 1 апреля 2019 года написала заявление о выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком, тем самым добровольно выразила свое волеизъявление на прекращение пребывания в отпуске по уходу за ребенком и выход на работу с 5 апреля 2019 года. Юрисконсульт Свидетель №1 приступила к своим трудовым обязанностям 5.04.2019 года и осуществляла свои трудовые функции в течение трех дней, что подтверждается ее заявлением о выходе на работу, приказом о выходе на работу, табелем учета рабочего времени, расчетными листками за апрель и май 2019 года о выплаченной заработной плате, выписками из реестра денежных средств с результатами зачислений на счета физических лиц, приказом о предоставлении ей отпуска с 8.04.2019 года.
Окончание срока отпуска по уходу за ребенком Свидетель №1 является окончанием и срока действия срочного трудового договора Овчаренко Ю.Н. и основанием для увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации
Приказ об увольнении истца по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации издан на законном основании, порядок увольнения, предусмотренный статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком соблюден.
В силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, право работника, пребывающего в отпуске по уходу за ребенком, досрочно выйти на работу, является безусловным и не поставлено в зависимость от воли работодателя либо работника принятого на работу на его место на основании срочного трудового договора, поскольку является одной из форм реализации работником права использовать отпуск по уходу за ребенком как полностью, так и по частям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца Овчаренко Ю.Н. о признании приказа об увольнении незаконным, признания увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего месячного заработка за время вынужденного прогула в размере 140195 рублей 64 копейки не подлежат удовлетворению.
Требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от всех указанных выше исковых требований, поэтому также не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Овчаренко Ю.Н. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░