Решение по делу № 2а-2264/2017 от 26.09.2017

Дело № 2а- 2264/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 25 октября 2017 года административное дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Омский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указав при этом следующее.

<адрес> проведена проверка состояния законности в сфере безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности. В результате проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МЭО ГИБДД УВД по <адрес> ФИО2 выдано водительское удостоверение категории «В, В1».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

На основании частей 1, 4 статьи 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 25 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

В силу данного Перечня медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей автотранспортных средств, масса которых не превышает 3500 кг, являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Из положений Перечня следует, что лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, не имеют права управлять транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). В соответствии с пунктом 7 Раздела 2 Перечня противопоказанием к управлению транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ по коду заболевания МКБ – 10- F10 – F16, F18, F19. Гражданин, страдающий алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией не вправе управлять транспортным средством категории «Д», «Е» и может быть допущен к управлению транспортными средствами категорий «А», «Б», «С» в связи со снятием с учета (прекращением диспансерного наблюдения) при наличии у него стойкой ремиссии, подтвержденной заключением врачебно-консультативной комиссией учреждения, в которой наблюдается больной. Таким образом, одним из условий участия в дорожном движения является отсутствие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний.

Проверкой установлено, что ответчик состоит на учете в БУЗОО «<адрес>ной больницы, БУЗОО «Наркологический диспансер» связи с употреблением опиоидов с вредными последствиями (диагноз по МКБ – 10: F 11.1) с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с заболеванием, которое включено в перечень противопоказанных медицинских заболеваний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Прокурор просит прекратить действие права управления транспортными средствами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке, решение суда направить в МРЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> для изъятия.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще.

Заинтересованные лица МРЭО ГИБДД УМВД России по <адрес>, Бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, (пункт 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО2 имеет право на управление транспортными средствами категории "В", возникшее на основании водительского удостоверения серия 5521 , выданного РЭО ГИБДД ОМВД ДД.ММ.ГГГГ.

На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствам и (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень всех медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной и деятельности, связанной с источником повышенной опасности утвержден Постановлением Совета Министров - Правительство РФ 28.04.1993 года № 377 «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантий прав граждан при ее оказании».

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, в числе которых для водителей авто- и мототранспортных средств установлены медицинские психиатрические противопоказания, в том числе в виде психических заболеваний при наличии группы инвалидности, а также общие медицинские психиатрические противопоказания для управления транспортным средством, в числе которых указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.

Как было указано выше, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года № 377 (в ред. от 23.09.2002 года) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие наркоманией, алкоголизмом не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.

Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 установлено, что такими противопоказаниями являются, в том числе, психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) органические, включая симптоматические, психические расстройства - с кодом заболевания F00 - F09.

В соответствии с разделом 2 пунктом 7 Перечня к противопоказаниям управления транспортным средством относятся расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ по коду заболевания МКБ -10-F10-F16, F18, F19.

Согласно сведениям Бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Наркологический диспансер» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет диагноз: Употребление опиоидов с вредными последствиями.

Медицинская карта амбулаторного больного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинское учреждении: БУЗОО «Омская ЦРБ», содержат сведения о наблюдении последнего у врача нарколога. Последний выразил согласие на постановку на учет в наркологическом диспансере. Выписка из истории болезни указывает на наличие диагноза: F11.1 (психическое поведенческое расстройство, вызванное употреблением опиоидов – пагубное употребление).

На территории Российской Федерации в настоящее время действует не признанная утратившей силу Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704, из содержания которой следует, что диагноз наркологического заболевания устанавливается в амбулаторных и в стационарных условиях врачом психиатром-наркологом.

Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. № 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. № 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).

Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.

В отдельных случаях диагноз наркологического заболеваниями может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 года № 402/109.

Получение ответчиком права на управление транспортными средствами категории «В» подтверждается представленным ответом МЭК ГИБДД УМВД России по Омской области.

ФИО2 состоит на учёте у нарколога с диагнозом «Психическое поведенческое расстройство, вызванное употреблением опиоидов – пагубное употребление», что является ограничением к осуществлению отдельных видов деятельности, связанных с источником повышенной опасности.

Наличие у ФИО2 права управления транспортными средствами препятствует безопасности движения на дорогах, нарушает права граждан - участников движения на безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1191 от 14.11.2014, возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, производится в подразделении Госавтоинспекции по заявлению о возврате водительского удостоверения при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения об отсутствии у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

На основании части 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, в соответствии с положениями законодательства о безопасности дорожного движения, имеются основания для прекращения действия права ответчика на управление транспортными средствами.

Поскольку административный ответчик ФИО2 имеет медицинские противопоказания к водительской деятельности, то в интересах охраны жизни и имущества неопределенного круга лиц, защиты их прав и законных интересов, подлежит прекращению действие права ФИО2 на управление транспортными средствами.

    По правилам статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Прекратить действие права управления транспортными средствами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение направить в МРЭО ГИБДД полиции УМВД России по <адрес> для изъятия у ФИО2 водительского удостоверения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова    

Мотивированная часть решения изготовлена 26 октября 2017 года.

2а-2264/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ОМР
Ответчики
Булов А.С.
Другие
БУЗОО "Центральная районная больница"
МЭО ГИБДД УМВД России по Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Дело на странице суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
26.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017[Адм.] Судебное заседание
25.10.2017[Адм.] Судебное заседание
26.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее