Дело № 2-2554/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием истца Никифоровой С.Ю.,
третьего лица Никифорова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
22 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Никифоровой С.Ю. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,
установил:
Никифорова С.Ю. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта», Комитет), администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 07.06.2017, обязании принять Никифорову С.Ю. и членов её семьи на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что в мае 2017 года она обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья истца не проживает совместно и не ведет общего хозяйства. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец Никифорова С.Ю. на исковых требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что с <...> г. состоит в брачных отношениях с Никифоровым В.Ю. От брака имеют сына А.., <...> г. рождения. Несмотря на то, что супруг зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: ...., принадлежащем на праве собственности его матери О.., семья истца совместно проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: 1. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, предоставленное по договору социального найма родителям истца.
Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В ранее представленном отзыве, представитель администрации МОГО «Ухта» Федосимова Е.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отзыве основаниям.
Третье лицо Никифоров В.Ю., выступая в суде, требования истца поддержал.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Как следует из материалов дела, <...> г. между Никифоровым В.Ю. и .... (Никифоровой) С.Ю. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке .... от <...> г..
От брака Никифоровы имеют несовершеннолетнего сына – А.., <...> г. рождения.
Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 29.06.2017, Никифорова С.Ю. с сыном зарегистрированы по адресу: 1. Также в указанном жилом помещении общей площадью 52,7 кв.м, являющегося муниципальной собственностью, значатся зарегистрированными еще 2 человека: М. и Е.
Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 29.06.2017 Никифоров В.Ю. значится зарегистрированным по адресу: ..... Кроме него в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными: Ю., И., О., К. и Д.
Данное жилое помещение принадлежит на праве личной собственности матери Никифорова В.Ю. – О.. Общая площадь жилого помещения составляет 46,5 кв.м.
23 мая 2017 годаНикифорова С.Ю.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она, её супруг Никифоров В.Ю. и их несовершеннолетний сын А.., в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: 1.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 07 июня 2017 года Никифоровой С.Ю. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет ссылаясь на ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что из представленных документов не подтверждается факт совместного проживания Никифоровых и ведение ими общего хозяйства.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, в том числе из показаний свидетелей Е. и Р.., что Никифоровы состоят в зарегистрированном браке, проживают вместе с несовершеннолетним сыном по адресу: 1. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Никифоровы не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что супруги не зарегистрированы совместно по месту жительства, не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 10,54 кв.м ((52,7 кв.м / 5 человек (число зарегистрированных и проживающих)), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах исковые требования Никифоровой С.Ю. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Никифоровой С.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 07 июня 2017 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Никифорову С.Ю. и членов её семьи.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Никифорову С.Ю. с составом семьи: супругом Никифоровым В.Ю. и несовершеннолетним сыном А., <...> г. рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 23 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 28.08.2017.
Судья С. С. Логинов