дело № 2-2458/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.
секретарь судебного заседания – Бутаковой А.А.,
с участием представителя истца – Галеевой Ильмиры Маратовны, на основании доверенности,
рассмотрев| в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» к Томиной Людмиле Николаевне о взыскании задолженности,
установил:
ГУПС «Севтеплоэнерго» обратилось в суд с иском к Томиной Людмиле Николаевне, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги за отопление в размере 34 406 руб. 41 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 9 475 руб. 04 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 руб. и государственной пошлины в размере 1 516 руб. 44 коп.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ГУПС «Севтеплоэнерго» предоставляет жильцам указанного дома, в том числе ответчику, услуги по отоплению. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность перед ГУПС «Севтеплоэнерго» по оплате предоставленных коммунальных услуг в размере 43 881 руб. 45 коп., образовавшаяся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе пеня в размере 9 475 руб. 45 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме. Также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 13 Ленинского судебного района города Севастополя, который был отменен 28.05.2019.
Ответчик против удовлетворения искового заявления ГУПС «Севтеплоэнерго» возражала, о чем подала письменный отзыв на иск, в котором, помимо прочего, просила применить к спорным правоотношениям срок исковой давности. В судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, о причинах неявки суд не уведомила.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель истца не возражала против принятия судом заочного решения, о чем подала соответствующее заявление.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ответчик Томина Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом подключен к централизованным тепловым сетям Коммунального предприятия «Севтеплоэнерго» Севастопольского городского Совета.
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 30 апреля 2015 года №356-РП «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Севтеплоэнерго» имущество КП «Севтеплоэнерго» СГС передано Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севтеплоэнерго» и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
ГУПС «Севтеплоэнерго» предоставляет жильцам <адрес> услуги по отоплению, в том числе и ответчику.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и его семьи.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Из статьи 548 ГК РФ следует, что правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
Ответчик получала уведомления в виде счетов, однако до настоящего времени не рассчиталась в полном объеме за услуги по отоплению.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Федеральным законом от 03 ноября 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», статья 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» дополнена частью 9.4, касающейся ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии.
Исходя из анализа норм закона, собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего кодекса.
Как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Согласно статье 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Судом установлено, что ГУПС «Севтеплоэнерго» обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.01.2015 по 31.05.2019 в размере 34 406 руб. 41 коп., а также задолженность по уплате пени в размере 9 475 руб. 04 коп. Также 19.04.2019 истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 13 Ленинского судебного района города Севастополя, который был отменен 28.05.2019.
Таким образом, с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности, взысканию подлежит задолженность за период с апреля 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 964,96 руб. и пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 400,74 руб.
С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования частично.
Относительно доводов ответчика об отключении 20.09.2012 от системы центрального отопления суд считает необходимым указать следующее.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а именно не ниже +18 градусов.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Кроме того, Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года, содержит раздел III «Техническое описание квартиры», в строке 9 которого есть указание на «вид отопления», который подлежит расшифровке в графе 2 «Описание элементов (материал, конструкция или система, отделка и прочее)».
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, а также из содержания форм технических паспортов здания и жилого помещения следует, что любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж элементов системы отопления жилого помещения, монтаж дополнительного оборудования, теплоносителем которого является горячая вода (в том числе, обустройство индивидуального квартирного источника тепловой энергии), требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, поскольку в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации подобные действия определяются как переустройство.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (часть 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 20 декабря 2018 года № 46-П, признавая не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй пункта 40 Правил № 354, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение не допускает возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установил неправомерность возложения обязанности вносить плату за фактически не используемую для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения на собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, исходя из указанных норм права и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, равно как и при оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором газового отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства системы внутриквартирного отопления с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет и свидетельствовать о не предоставлении коммунальной услуги по теплоснабжению в помещении заинтересованного лица.
В данном случае доказательств такого согласования на проведение переустройства жилого помещения ответчиком суду не представлено.
Соответственно, доводы ответчика об отсутствии у нее обязанности по оплате коммунальной услуги в виде платы по отоплению жилого помещения является необоснованным. При этом суд отмечает, что самовольные действия истца по демонтажу отопительных приборов (радиаторов отопления) и установка в квартире индивидуального источника тепловой энергии без соблюдения установленного законом порядка переоборудования жилого помещения, не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника от уплаты услуг теплоснабжения.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств получения разрешения и согласования приема в эксплуатацию, произведенного переустройства системы отопления квартиры на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии, уполномоченными исполнительными органами государственной власти города Севастополя, возражения ответчика являются необоснованными.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 410 руб. 97 коп.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с невозможностью взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению с Томиной Л.Н. во внесудебном порядке, ГУПС «Севтеплоэнерго» было вынуждено обратиться за помощью к ООО «Право Бизнес Консалтинг» для представления своих интересов в суде в качестве истца.
Между ГУПС «Севтеплоэнерго» и ООО «Право Бизнес Консалтинг» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание юридических услуг №, в соответствии с которым сумма оказанных услуг составила 4 000 рублей. На основании условий указанного выше договора ГУПС «Севтеплоэнерго» перечислило ООО «Право Бизнес Консалтинг» денежные средства в размере 4 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ГУПС «Севтеплоэнерго», как лицо, участвующее в деле, понесло расходы на оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей, которые подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199, 263, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с Томиной Людмилы Николаевны в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» за период с апреля 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению в размере 31 964,96 руб., пени за неисполнение обязательств по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 400,74 руб., а всего – 40 365 (сорок тысяч триста шестьдесят пять) руб. 70 коп.
Взыскать с Томиной Людмилы Николаевны пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 1 410,97 руб., а всего 5 410 (пять тысяч четыреста десять) руб. 97 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья
<данные изъяты>