№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Улан-Удэ 30 сентября 2019 г.
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Кушеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Бурятия к В. О. В. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты пропорционально отработанному времени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения РБ обратилось в суд с иском к В. О.В. о взыскании части компенсационной выплаты в размере 587397,26 руб., рассчитанной пропорционально отработанному периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Порядок) в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере один миллион рублей медицинским работникам, прибывшим ДД.ММ.ГГГГ после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. Согласно п. 6 Порядка для предоставления выплаты В. О.В. в Министерство здравоохранения Республики Бурятия был представлен полный пакет документов, включая заявление о предоставлении выплаты. Трудовой договор между ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» и ответчиком заключен ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение установленного Порядка на основании заявления истца с ответчиком был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому ответчику была перечислена выплата в размере один миллион рублей. В нарушение условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам ответчиком расторгнут трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть до истечения пятилетнего срока. Приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №–ОД «О возврате единовременной компенсационной выплаты действие договора от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам прекращено в связи с расторжением трудового договора с ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ».
В судебное заседание представитель истца Министерства здравоохранения Республики Бурятия не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик В. О.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим в 2017 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи.
В вышеуказанном Федеральном законе от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ дана характеристика понятию единовременная выплата, в соответствии с которой она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года N 1798-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" отмечено, что правовое регулирование, установленное в части 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В силу п. 3 ч. 12.2 ст. 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» и Балтуковой О.В. заключен трудовой договор, согласно условиям которого Балтукова была принята на должность врача-психиатра-нарколога.
После принятия Балтуковой на работу ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения и Балтуковой заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. медицинскому работнику, согласно условиям которого работник, в случае прекращения трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Республики Бурятия лицо с муниципальным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1,2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. 1,2,5,6,7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) несет ответственность по возврату части выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному работником периоду.
В нарушение условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты В. расторгла трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть до истечения пятилетнего срока.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются
В соответствии с положениями ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.
В. (Балтукова) принятые на себя обязательства не выполнила, часть единовременной компенсационной выплаты не возвратила.
Размер части единовременной компенсационных выплат подтверждается расчетом суммы, суд считает, расчет произведен истцом верно и не оспорен ответчиком.
Таким образом, подлежит взысканию с В. О.В. часть компенсационной выплаты в размере 587397,26 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, иск удовлетворен судом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в сумме 9073,97 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия удовлетворить.
Взыскать с В. О. В. в пользу Министерства здравоохранения Республики Бурятия часть единовременной компенсационной выплаты в сумме 587397,26 руб.
Взыскать с В. О. В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 9073,97 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.М.Цыденова