Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Ижевск |
6 марта 2014 года |
Уфимский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Вялых А.А.,
при секретаре Шмидт О.Б.,
с участием заявителя Овчинникова А.В.,
представителя должностного лица - военного комиссара Удмуртской Республики, - Кудрявцевой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего военного комиссариата Удмуртской Республики подполковника Овчинникова А.В. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, военного комиссара Удмуртской Республики и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невыплатой ему дополнительного материального стимулирования за 2013 год, -
УСТАНОВИЛ:
В военный суд обратился подполковник Овчинников А.В. с заявлением, в котором указал, что до 16 апреля 2013 года он проходил военную службу по контракту на должности <данные изъяты>, после чего на основании приказа командующего войсками Центрального военного округа находится в распоряжении военного комиссара Удмуртской Республики.
Военным комиссаром Удмуртской Республики в декабре 2013 года издан приказ о дополнительном материальном стимулировании служащих военного комиссариата, предусмотренном приказом Министра обороны РФ № 1010, однако его в данный приказ не включили.
Полагая, что законные основания для этого отсутствовали, считая свои права нарушенными, Овчинников просил суд обязать военного комиссара Удмуртской Республики издать приказ о выплате ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010, по итогам работы за 2013 год, командующего войсками Центрального военного округа издать приказ о включении его в список военнослужащих для выплаты данного материального стимулирования, а руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту - Единый расчётный центр МО РФ) произвести выплату дополнительного материального стимулирования.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования, указав, что просит выплатить ему дополнительное материальное стимулирование за 2013 год пропорционально прослуженному на воинской должности времени, а именно, за период с 1 января 2013 года по 5 марта 2013 года, в размере 14 027 рублей.
Поддержав, с учётом уточнения, свои требования и настаивая на их полном удовлетворении, Овчинников пояснил следующее.
При прохождении военной службы <данные изъяты> он не имел дисциплинарных взысканий, добросовестно исполнял свои должностные обязанности, в целом, по его мнению, соответствовал требованиям приказа Министра обороны РФ № 1010 для выплаты дополнительного материального стимулирования.
Дела и должность <данные изъяты> он сдал 5 марта 2013 года, следовательно, до этой даты имел право на оспариваемую выплату.
Далее Овчинников указал, что с 16 апреля 2013 года он находится в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа и состоит в списках личного состава военного комиссариата Удмуртской Республики, поэтому, по его мнению, именно военный комиссар должен был издать в отношении него приказ о выплате дополнительного материального стимулирования за 2013 год либо составить представление о выплате и направить их в штаб военного округа. В свою очередь командующий войсками Центрального военного округа должен был включить его в список военнослужащих, которым выплата положена, издать соответствующий приказ, а Единый расчётный центр МО РФ на основании данного приказа произвести эту выплату.
Обосновывая размер причитающейся дополнительной выплаты, заявитель пояснил, что <данные изъяты> до воинских частей гарнизона в декабре 2013 года устно было доведено о расчётной сумме дополнительного материального стимулирования, составляющей для офицеров 80 000 рублей. Исходя из этой суммы, с учётом фактического прохождения военной службы на должности, Овчинников рассчитал размер положенной ему выплаты, которая составила 14 027 рублей (80 000 руб. : 365 дней х 64 дня).
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания командующий войсками Центрального военного округа и руководитель Единого расчётного центра МО РФ в суд не прибыли, от их представителей по доверенностям поступили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
При этом представитель командующего войсками Центрального военного округа Ощепков В.О. в своих письменных возражениях требования Овчинникова не признал и просил суд в их удовлетворении отказать.
В обоснование этого он указал, что заявитель проходит военную службу не на воинской должности, каких-либо должностных обязанностей не исполняет, состоит с 16 апреля 2013 года в распоряжении командира (начальника), поэтому у него отсутствует право на получение дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010, за 2013 год.
Представитель руководителя Единого расчётного центра МО РФ Бирюкова О.В., также не соглашаясь с требованиями заявителя, в своих письменных возражениях сослалась на аналогичное выше изложенному обстоятельство, кроме того указав, что на основании положений приказа Министра обороны РФ № 2700 денежные средства на выплату дополнительного материального стимулирования на военнослужащих, состоящих в распоряжении, не выделяются, в единой базе данных сведения об установлении Овчинникову оспариваемой выплаты отсутствуют.
Представитель военного комиссара Удмуртской Республики Кудрявцева Е.Р. в судебном заседании требования заявителя к представляемому ею должностному лицу не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.
В обоснование этого она указала, что Овчинников состоит в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа, являющегося для него непосредственным начальником, а в военном комиссариате Удмуртской Республики находится лишь в списках личного состава, поэтому военный комиссар в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, следовательно, и требования к нему необоснованны.
Кроме того, в военном комиссариате по штату абсолютно все работники являются лицами гражданского персонала, штатные воинские должности отсутствуют, а находящимся в распоряжении других начальников и состоящим в списках личного состава военного комиссариата военнослужащим выплата дополнительного материального стимулирования приказом Министра обороны РФ № 1010 не предусмотрена, сведения о размере таких выплат до военного комиссара не доводились, указания о представлении военнослужащих, состоящих в распоряжении, к включению в приказ о выплате не поступали.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Как следует из пункта 1 Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.
Пунктом 6 Порядка определено, что дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов командиров начальников. Издание приказов на выплату производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Из выше приведённых положений следует, что правом на получение дополнительного материального стимулирования обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, решение о выплате принимается соответствующим должностным лицом на основании рапорта непосредственного командира (начальника) такого военнослужащего и только за период, когда военнослужащий исполнял свои должностные обязанности (при отсутствии оснований для невыплаты дополнительного материального стимулирования, указанных в пункте 11 Порядка), с условием доведения вышестоящим командованием объёмов бюджетных средств на эти цели.
Как видно из копии послужного списка личного дела заявителя, выписки из приказа Министра обороны РФ от 24 августа 2012 года № (по личному составу), выписок из приказов командующего войсками Центрального военного округа от 10 апреля 2013 года № (по строевой части) и от 15 февраля 2014 года № (по личному составу), выписки из приказа военного комиссара Удмуртской Республики от 16 апреля 2013 года №, подполковник Овчинников А.В. ранее проходил военную службу по контракту на воинской должности <данные изъяты>, 5 марта 2013 года сдал дела и должность, с 16 апреля 2013 года зачислен в распоряжение командующего войсками Центрального военного округа с содержанием в списках личного состава военного комиссариата Удмуртской Республики.
Таким образом, формально заявитель мог быть представлен по прежнему месту службы к выплате ему дополнительного материального стимулирования только за период фактического исполнения должностных обязанностей, а именно, за период с 1 января по 5 марта 2013 года.
Однако с 16 апреля 2013 года он проходил военную службу уже не на воинской должности <данные изъяты>, находясь в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа, поэтому у военного комиссара Удмуртской Республики отсутствовали законные основания для производства такой выплаты с указанной даты.
Кроме того, в судебном заседании бесспорно установлено, что до военного комиссариата Удмуртской Республики в 2013 году вообще не доводились объёмы бюджетных средств, направленных на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих.
Данное обстоятельство, помимо представителя военного комиссара, подтвердил в суде и сам заявитель.
Так, Овчинников пояснил, что его супруга работала в военном комиссариате Удмуртской Республики и ежеквартально получала премии, предусмотренные приказом Министра обороны № 1010, как лицо гражданского персонала. После каждого такого премирования он обращался к главному бухгалтеру военного комиссариата, интересуясь поступлением информации о лимитах для премирования военнослужащих, но такая информация отсутствовала в течение всего 2013 года.
При таких данных суд приходит к выводу, что в отсутствие факта доведения до военного комиссара Удмуртской Республики объёмов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих, и утверждённой расчётной суммы полностью исключали возможность указанного должностного лица производить какие-либо действия в отношении заявителя по его премированию.
Следовательно, требование Овчинникова к военному комиссару Удмуртской Республики о возложении на того обязанности издать приказ о выплате дополнительного материального стимулирования за 2013 год суд считает необоснованным, а поэтому не подлежащим удовлетворению.
Аналогичным образом суд расценивает и требования заявителя к командующему войсками Центрального военного округа, исходя из следующего.
В судебном заседании Овчинников пояснил, что до 1 января 2013 года военная комендатура Ижевского гарнизона непосредственно подчинялась начальнику службы войск и безопасности военной службы Центрального военного округа, который рапортом представлял, в частности, военного коменданта, к премированию в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010, а затем командующий войсками Центрального военного округа издавал приказ о выплате дополнительного материального стимулирования.
Однако в ходе организационно-штатных мероприятий (в связи с чем заявитель и был зачислен в распоряжение) военная комендатура стала структурно подчиняться начальнику регионального управления военной полиции (по Центральному военному округу) и начальнику Главного управления военной полиции.
Далее заявитель пояснил, что именно из регионального управления военной полиции в военную комендатуру были доведены расчётные суммы премирования военнослужащих и дано указание о направлении представления к премированию, после чего конкретные суммы для выплаты установлены приказом Главного управления военной полиции и выплачены через Единый расчётный центр МО РФ.
Пояснения Овчинникова по данному вопросу подтверждаются исследованной в судебном заседании копией списка военнослужащих военной комендатуры, достойных премированию, направленного военным комендантом 19 декабря 2013 года в адрес начальника регионального управления военной полиции по Центральному военному округу.
Таким образом, командующий войсками Центрального военного округа не имел полномочий для издания какого-либо приказа о выплате заявителю дополнительного материального стимулирования за 2013 год, так как с этого времени военная комендатура Ижевского гарнизона ему не подчинялась.
По мнению суда, обратиться с заявлением об оспаривании действий, связанных с невыплатой дополнительного материального стимулирования за период военной службы на должности <данные изъяты> с 1 января по 5 марта 2013 года Овчинникову необходимо было к военному коменданту Ижевского гарнизона, начальнику регионального управления военной полиции по Центральному военному округу и к начальнику Главного управления военной полиции.
Суд, на основании ст. 41 ГПК РФ предложил заявителю допустить замену ненадлежащих ответчиков надлежащими, указанными выше, однако Овчинников на такую замену не согласился, в связи с чем дело рассмотрено только по предъявленным требованиям.
Поскольку в судебном заседании установлено, что военный комиссар Удмуртской Республики, помимо изложенных выше других оснований, и командующий войсками Центрального военного округа являются ненадлежащими ответчиками по делу, в удовлетворении требований к названным должностным лицам заявителю надлежит отказать.
Не находит суд оснований и для удовлетворения требований к руководителю Единого расчётного центра МО РФ, так как своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием осуществляется названным учреждением лишь после внесения соответствующих сведений об этом в единую базу данных, само же учреждение не устанавливает, в частности, дополнительное материальное стимулирование. В связи с тем, что Овчинникову оспариваемая им выплата уполномоченными должностными лицами не устанавливалась, как и её размер, в единую базу данных сведения об этом не вносились, отсутствует и обязанность руководителя Единого расчётного центра МО РФ производить данную выплату стимулирующего характера. То есть и в этой части требования заявителя являются необоснованными.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обжалуемыми действиями именно военного комиссара Удмуртской Республики, командующего войсками Центрального военного округа и руководителя Единого расчётного центра МО РФ в данном конкретном случае права и свободы заявителя не нарушались, препятствия к осуществлению прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность на Овчинникова не возлагалась, к ответственности он не привлекался, должностные лица действовали в соответствии с законом.
Поэтому требования заявителя к указанным должностным лицам суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Овчинникову А.В. в удовлетворении заявления об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, военного комиссара Удмуртской Республики и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невыплатой ему дополнительного материального стимулирования за 2013 год, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд (город Ижевск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2014 года.
Судья |
А.А. Вялых |