Решение по делу № 33-9686/2019 от 17.07.2019

Судья Шкинина И.А. №33-9686/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 13 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кочетковой М.В.,

судей Карпова Д.В., Корниловой О.В.,

при секретаре Годовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода

на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 июня 2019 года

по делу по иску Прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода к администрации города Нижнего Новгорода об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В., объяснения прокурора Ч.А.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода, указав в его обоснование, что в результате проведенной проверки установлено наличие на не размежеванном земельном участке напротив дома № 25 корп. 2 по Казанскому шоссе г. Нижнего Новгорода у ограждения СНТ «Дружба» несанкционированной свалки строительного мусора.

В нарушение требований действующего законодательства, ответчиком, мер по ликвидации несанкционированной свалки, не предпринимается.

На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию строительного мусора, находящегося на территории Нижегородского района г.Нижнего Новгорода на не размежеванном земельном участке напротив дома № 25 корп. 2 по Казанскому шоссе г. Нижнего Новгорода, у ограждения СНТ «Дружба» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 июня 2019 года иск прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода к администрации города Нижнего Новгорода удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного. Обосновывая доводы жалобы, заявитель указывает, что исполнение постановленного решения суда в условиях дефицита бюджета не способствует соблюдению интересов населения города. Кроме того апеллятор указывает, что организаторы несанкционированной свалки установлены, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения иска к муниципальному образованию.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ.

Проверяя решение суда, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании организованной по обращению председателя СНТ «Дружба» М.Т.К. прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о благоустройстве, установлено наличие на не размежеванном земельном участке напротив дома № 25 корп. 2 по Казанскому шоссе города Нижнего Новгорода, у ограждения СНТ «Дружба» большого количества грунта и строительного мусора, о чем 22 марта 2019 года с участием представителей администрации города Нижнего Новгорода, был составлен акт проверки с приложенными к нему фотоматериалами.

Доказательств принятия ответчиком, каких либо мер по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, а именно на не размежеванном земельном участке по адресу: г. Н. Новгород Казанское шоссе, напротив д. 25 корп. 2, у ограждения СНТ «Дружба», ответчиком не представлено.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).

В соответствии с п.24 ч.1 ст.8, ст. 43 Устава г. Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года № 91 к полномочиям администрации города относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в силу требований законодательства и Устава города Нижнего Новгорода к ведению администрации города Нижнего Новгорода относятся вопросы организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако как правильно установлено судом первой инстанции, на не размежеванном земельном участке, относящемся к неразграниченной государственной собственности, расположенном по адресу: г.Н.Новгород Казанское шоссе, напротив д. 25 корп. 2, у ограждения СНТ «Дружба», находится несанкционированная свалка строительного мусора.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что бездействие администрации по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, полагая их основанными на обстоятельствах дела и требованиях закона.

Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что в бюджете города не предусмотрено выделение денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок мусора, на существо принятого судом решения не влияют, поскольку не свидетельствуют о об отсутствии возможности принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в связи с чем не освобождают орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по разрешению вопроса об организации сбора, вывоза и утилизации строительных отходов.

Кроме того, вопреки ссылкам заявителя, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, и не может расцениваться как вмешательство в муниципальное управление.

Не влекут отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для возложения обязанности по организации сбора и вывоза мусора на ответчика, поскольку предметом иска к администрации являет понуждение к исполнению обязанности в области муниципального управления, что не возлагает на администрацию ответственности за организацию несанкционированной свалки.

При этом частичное размещение свалки, в том числе и на участке, находящемся в частной собственности, не освобождает муниципальный орган от исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей по благоустройству земельного участка, относящегося к неразграниченной государственной собственности.

Кроме того, исходя из положений абз. 2 п.2 ст.3.3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа….. Поскольку земельный участок находятся на территории городского округа город Нижний Новгород, то распоряжаться им вправе орган местного самоуправления администрация города. Следовательно, администрация как законный владелец участка не лишена возможности на возмещение ущерба, с лиц, ответственных за организацию несанкционированной свалки мусора.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и исследовал фактические обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства определены судом правильно. Выводы соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям, и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9686/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нижегородского р-на г.Н.Новгорода
Ответчики
Администрация г.Н.Новгорода
Другие
администрация Нижегородского района г. Н.Новгорода
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Карпов Дмитрий Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
13.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее