Дело № 12-181/2017
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 13 июля 2017 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Екимова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Республике Коми от 12.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением № 03-17/11 от 12.05.2017, вынесенным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Республике Коми, акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - АО «ГУЖКХ» или общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ, выразившегося в безлицензионном пользовании недрами и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в Архангельской области №05-16/2017 от 29.03.2017, а также постановлениями №05-32/2017, №05-33/2017, №05-34/2017, №05-35/2017, №05-36/2017, №05-37/2017, №05-38/2017 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения в области лицензирования деятельности недропользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Не отрицая факт отсутствия специального разрешения на пользование недрами, общество ссылается на то, что содеянные действия, указанные в постановлениях, имеют сходную направленность и содержание, и в совокупности образуют единое правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с чем АО «ГУ ЖКХ» уже привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, лицензия на право пользования недрами у общества отсутствует по обстоятельствам, независящим от него - приняты все меры для получения разрешительной документации на право пользования недрами; эксплуатация артезианских скважин для обеспечения питьевой водой военнослужащих и членов их семей является для АО «ГУ ЖКХ» вынужденной и необходимой мерой. На основании изложенного полагает, что административным органом при вынесении обжалуемого постановления были существенно нарушены требования действующего законодательства об административных правонарушениях в части всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
В письменном отзыве на жалобу содержатся возражения против её удовлетворения по тем основаниям, что в жалобе общество не отрицает факт безлицензионного пользования недрами (подземная вода) с октября 2015 год, но не согласно с избранной мерой ответственности в виде штрафа в размере 800 тысяч рублей, установленного санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Несогласие общества с вменяемым юридическому лицу административным правонарушением, в связи с имеющимся фактом привлечения юридического лица за аналогичное административное правонарушение постановлением Управления Росприроднадзора по Архангельской области № 05-16/2017 от 29.03.2017, неуместно, так как постановлением Управления Росприроднадзора по Архангельской области № 05-16/2017 от 29.03.2017 АО «ГУ ЖКХ» не привлекалось к административной ответственности по факту незаконной добычи подземных вод на территории Республики Коми, в связи с чем общество не будет считаться дважды привлеченным за одно и то же административное правонарушение.
Представители административного органа и АО «ГУ ЖКХ», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дел об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого постановления получена АО «ГУЖКХ» 22.05.2017, жалоба в суд поступила 02.06.2017. т.е. в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статей 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях эти обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В соответствии ч.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 1.2, 2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.
Согласно положениям статьи 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пункт 1 ст. 23 ФЗ «О недрах» предусматривает, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Из материалов дела следует, что АО «Главное Управление Жилищно-коммунального хозяйства» образовано в 2009 году. С октября 2015 года АО «ГУ ЖКХ» оказывало услуги водоснабжения на территории Республики Коми для нужд Минобороны России и подведомственных организаций согласно заключенным государственным контрактам от 21.09.2015 № 4-ВКХ (срок действия до 31.10.2016), от 28.10.2016 № 5-ВКХ (срок действия до 31.12.2016 и от 30.12.2016 № 6-ВКХ (срок действия до 31.04.2017).
Водозабор подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения воинских частей и учреждений Минобороны России АО «ГУ ЖКХ» осуществляется из трех артезианских скважин №№ 2/4, 2/23, 2/26, расположенных на территории войсковой части 97692 (пгт. Октябрьский г. Воркуты РК), одной артезианской скважины № 34 – войсковая часть 34575 (пгт. Северный г. Воркуты РК), четырех артезианских скважин №№ 50, 62, 63, 64 - войсковая часть 36097-А (пгт. Советский г. Воркуты РК).
Вышеперечисленные артезианские скважины приняты АО «ГУ ЖКХ» во временное безвозмездное пользование недвижимым имуществом в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 21.09.2015 № 2134 «О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу «ГУ ЖКХ» в рамках государственного контракта и заключенного договора от 05.10.2015 № 241 о передаче недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России передало, а филиал «Архангельский» АО «ГУ ЖКХ» принял.
По информации командиров войсковых частей, за период использования артезианских скважин добыча воды составила: -войсковая часть 34575 (скважина № 34) - 25899 м3 водных ресурсов; войсковая часть 97692: скважина № 2/4 - 6047,9 м3; скважина № 2/23 - в резерве; скважина № 2/26 - 95134,49 м3; войсковая часть 36097-А (скважины №№ 50, 62, 63, 64) - данные о добытых водных ресурсах отсутствуют в связи с неисправностью прибора учета.
В августе 2016 АО «ГУ ЖКХ» в лице ОП «Архангельское» АО «ГУ ЖКХ» была подана заявка от 23.08.2016 № 3152/2 на получение права пользования недрами для целей добычи воды на подведомственной территории в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), в том числе по указанным скважинам. Однако обществу было отказано в получении права пользования недрами, заявка возвращена на основании Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, в связи с отсутствием санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использовании водного объекта.
Из имеющихся в материалах административного дела объяснений от 10.05.2017, исх. № 1870/исх/2, следует, что ОП «Архангельское» АО «ГУ ЖКХ» для получения права пользования недрами заключило с Архангельским филиалом ФБУ «ТФГИ по Северо-Западному округу» договор на оказание услуг по подготовке гидрогеологических заключений на участки недр, расположенных в г. Воркута Республики Коми от 17.05.2016 № Л-346/2016 (со сроком действия до 31.10.2016). Однако, со слов директора ОП «Архангельский» АО «ГУ ЖКХ» Д., полученных 10.03.2017 в ходе опроса помощником военного прокурора Северодвинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции З., со стороны АО «ГУ ЖКХ» не произведена оплата по заключенному договору от 17.05.2016 № Л-346/2016, в с чем гидрогеологические заключения в адрес общества не представлены, что не дает возможности перейти к следующему этапу по разработке проектов зоны санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологических заключений, необходимых для получения лицензии. Факт безлицензионной добычи подземных вод обществом не отрицается.
Таким образом, административным органом с достоверностью установлено, что АО «ГУ ЖКХ», не имея правоустанавливающих документов - лицензии на право пользования недрами, с 01.10.2015 по 31.03.2017 осуществляло добычу подземных вод из артезианских скважин, расположенных на территории войсковых частей № 97692 (пгт. Октябрьский г. Воркуты РК), № 36097-А (шт. Советский г. Воркуты РК) и № 34575 (пгт. Северный г. Воркуты РК).
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения заместителем военного прокурора Воркутинского гарнизона капитаном юстиции А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «ГУ ЖКХ».
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «ГУ ЖКХ» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2017 года; копией заявки на получение права пользования недрами для целей добычи воды № 3152/2 от 23.08.2016; копиями писем войсковой части 34575 № 237 от 01.03.2017, войсковой части 36097-А № 239 от 01.03.2017, войсковой части 97692 № 440 от 01.03.; выпиской из ЕГРЮЛ.
Доводы АО «ГУ ЖКХ» указанные в жалобе о том, что лицензия на право пользования недрами у общества отсутствует по обстоятельствам, независящим от него - приняты все меры для получения разрешительной документации на право пользования недрами; эксплуатация артезианских скважин для обеспечения питьевой водой военнослужащих и членов их семей является для АО «ГУ ЖКХ» вынужденной и необходимой мерой; общество уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, поэтому на основании п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение - имеется наличие обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, являются несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2. ст. 214 ГК РФ, ст.ст. 1.2, 2 Закона РФ «О
недрах» недра в границах территории Российской Федерации являются
государственной собственностью и составляют государственный фонд недр. АО «ГУ
ЖКХ» осуществляет самовольное пользование недрами для добычи подземных
пресных вод, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как
собственника недр. Согласно п. 7, 9 ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О недрах», в лицензии на
пользование недрами устанавливаются конкретные условия выполнения требований по
охране недр, окружающей природной среды и безопасному ведению работ. Добыча
подземных вод без лицензии, и, соответственно, без соблюдения установленных
требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное
использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр.
Таким образом, требование закона о необходимости получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод направленно именно на то, чтобы при добыче подземных вод были определены и соблюдены условия, при которых изъятие природных ресурсов - добыча подземных вод не повлечет негативного воздействия на недра. Добыча подземных вод без лицензии является грубым нарушением законодательства.
В ходе рассмотрения дела АО «ГУ ЖКХ» не представило какие-либо существенные доказательства того, что им действительно принимались исчерпывающие меры для получения права пользования недрами.
Так, самовольно добывая воду с октября 2015 года, АО «ГУ ЖКХ» только в августе следующего года обратилось с заявкой на получение права пользования недрами для целей добычи воды с участков недр, расположенных в г. Воркута Республики Коми, однако в удовлетворении заявки было отказано по причине отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использовании водного объекта. Представленный договор на подготовку заключения о геолого-гидрогеологических условиях эксплуатационных участков недр, расположенных в г. Воркута Республики Коми, от 17.05.2016 № Л-346/2016, заключенный с ООО «Комигеология», не свидетельствует о принятии всех исчерпывающих мер. Кроме того, оплата по заключенному договору не произведена, гидрогеологическое заключение отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» недра являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требованию ст. 3 (абз.5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу п.п. 1,6 и 8 ч.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Пользование недрами с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, к истощению запасов и к загрязнению подземных вод.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Доводы подателя жалобы о том, что эксплуатация артезианских скважин, в г. Воркута Республики Коми является единственным источником для обеспечения питьевой водой военнослужащих и членов их семей, а также о том, что прекращение по пользованию недрами создаст неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, правового значения для дела не имеют, поскольку использование подземных вод, как объекта окружающей среды, накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В данном случае санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использовании водного объекта отсутствует, а, следовательно, такое незаконное использование подземных вод может повлечь за собой угрозу здоровью населения, а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств (их загрязнение), и угрозу жизни населения.
Доводы общества о повторном привлечении к административной ответственности со ссылкой на постановления Росприроднадзора в Архангельской области по другим делам о привлечении к административной ответственности с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и фактов незаконной добычи подземных вод в Архангельской области, т.е. не на территории Республики Коми и из других скважин, не свидетельствуют о повторности.
Таким образом, выводы должностного лица о доказанности вины АО «ГУ ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
При этом надлежит учесть, что АО «ГУ ЖКХ» не может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ, так как обществом не соблюдается законность, не обеспечивается безопасность для жизни и здоровья населения и охрана недр и других объектов окружающей среды.
При таком положении доводы жалобы общества не могут быть признаны заслуживающими внимания.
Наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. назначено в пределах санкции ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, нарушений при привлечении АО «ГУ ЖКХ» к административной ответственности не допущено, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Следовательно, обжалуемое постановление является обоснованным и законным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Республике Коми № 03-17/11 от 12.05.2017, вынесенное в отношении АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судья Н.И. Екимова