Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2019 года.
Дело № 2-364/2019
УИД 27RS0021-01-2019-000599-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 03 июля 2019 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубс Н.В.,с участием представителей истца Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие» Вагина И.В., Петровой Н.А.,
представителей ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» Дементьевой М.А., Черепановой И.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» Мусейкиной О.В.,
третьих лиц Дорошенко А.О., Тетерина А.А., Чуприна Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ревоненко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие» к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» о признании незаконными справок о признании граждан малоимущими незаконными, их отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие «Крайдорпредприятие» (далее ХКГУП «Крайдорпредприятие») обратилось в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» (далее КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо») с требованиями о признании незаконными справок о признании граждан малоимущими незаконными, их отмене, мотивировав свое заявление следующим. Третьи лица Дорошенко А.О., Копцев А.И., Тетерин А.А., Чуприн Е.В. работали в филиале «Вяземское ДРСУ» ХКГУП «Крайдорпредприятие», ДД.ММ.ГГГГ были уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, о чем были приняты соответствующие приказы и записи в трудовой книжке. С ними был своевременно произведен расчет по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выплата выходного пособия при увольнении по данному основанию. В ДД.ММ.ГГГГ Дорошенко А.О., Копцев А.И., Тетерин А.А., Чуприн Е.В. обратились с заявлениями о выдаче им справок о среднем заработке за ДД.ММ.ГГГГ без выходного пособия. Главный бухгалтер, не предполагая, что данные справки станут основанием для признания указанных граждан малоимущими, выдала справки, не указывая в справках все остальные виды выплат, то есть в них не были отражены выходное пособие, компенсация за использованный отпуск, другие выплаты, произведенные в ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этих выплат истцом третьи лицам также был выплачен средний заработок на период трудоустройства (с зачетом выходного пособия). Дорошенко А.О. выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Тетерину А.А. была выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Чуприну Е.В. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Копцеву А.И. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик, не установив размеры реальных доходов бывших работников, уволенных по ликвидации, выдала справки о признании третьих лиц малоимущими, а именно: Дорошенко А.О. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Копцеву А.И. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Тетерину А.А. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Чуприну Е.В. – справка № № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании того, что бывшие работники были признаны малоимущими КГКУ «Центр занятости населения района имен Лазо» принял решение о сохранении среднемесячного заработка за указанными выше гражданами за третий месяц трудоустройства. КГКУ «Центр занятости населения района имен Лазо» приняты решения: № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дорошенко А.О.; № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Копцева А.И.; № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Тетерина А.А.; № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чуприна Е.В. Считают, что справки о признании граждан малоимущими и послужившие основанием для принятия решения о сохранении среднемесячного заработка на третий месяц трудоустройства, являются необоснованными. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены письменные требования директору КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» об отмене оспариваемых справок, однако ДД.ММ.ГГГГ ответом отказано в удовлетворении требований со ссылкой на то, что гражданами предоставлены полные пакеты документов, соответствовавших требованиям законодательства и давало основания для признания их малоимущими. Ссылаясь на нормы законодательства просят признать незаконными и отменить: справку о признании гражданина малоимущим № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дорошенко А.О.; справку о признании гражданина малоимущим № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Копцева А.И.; справку о признании гражданина малоимущим № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Тетерина А.А.; справку о признании гражданина малоимущим № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чуприна Е.В.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо».
Представитель истца ХКГУП «Крайдорпредприятие» Петрова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, по доводам, изложенным в иске, указывая, что Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, для оказания им государственной социальной помощи, учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином, следовательно, Центр социальной поддержки должен был учитывать все виды доходов граждан, обратившихся к ним в соответствии с данным законом и подзаконным актом, что ответчиком было проигнорировано. Ответчиком были приняты справки третьих лиц только с указанием в них заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, зная, что данные граждане уволены в связи с ликвидацией предприятия и им положены и иные выплаты, которые они получили. Ответчик принимает данные справки и признает данных граждан малоимущими. После принятия данного решения они обращались в Центр социальной поддержки населения об отмене данных справок, но ответчиком было проигнорировано их обращение. Дорошенко А.О. согласно расчетного листка в ДД.ММ.ГГГГ года было выплачено 28 281,33 рублей, согласно справки в январе и ДД.ММ.ГГГГ года 60 239,22 итого за три месяца его доход составил 88520,55 рублей. Дорошенко А.О. является одиноко проживающим гражданином. Копцеву А.И. согласно расчетного листка в ДД.ММ.ГГГГ было выплачено 33860,47 рублей, согласно справки в ДД.ММ.ГГГГ 57 873,79 рублей, итого за три месяца его доход составил 91 734,26 рублей. Копцев А.И. является одиноко проживающим гражданином. Тетерину А.А. согласно расчетного листка в ДД.ММ.ГГГГ было выплачено 29 085,83 рублей, согласно справки в ДД.ММ.ГГГГ 51615,74 рублей, итого за три месяца его доход составил 80700,97 рублей. Семья Тетерина А.А. состоит из пяти человек, трое из них это дети, ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка составила за эти три месяца 41768 рублей, пособие на детей за три месяца составило 13146,12 рублей, в справки не указано еще одно пособие, это пособие по уходу за ребенком до полутора лет, которое должно составлять 8521,36 рублей, итого за три месяца должно составить сумму в размере 25564 рубля, совокупный доход данной семьи за три месяца составил 135616, 09 рублей. Чуприну Е.В. согласно расчетного листка в ДД.ММ.ГГГГ было выплачено 5062,24 рублей, согласно справки в ДД.ММ.ГГГГ 52049,42 рублей, итого за три месяца его доход составил 57111,66 рублей. Заработная плата супруги Чуприна составила 26901, 04 рублей, итого доход семьи составил 84012,70 рублей. Когда данные граждане писали заявление о выдаче им справки они не указали для чего им требуется данная справка, чем ввели в заблуждение конкурсного управляющего. Третьим лицам была выдана справка без учета всех ими полученных выплат, считает, что данные справки вообще не должны были быть приняты ответчиком.
Представитель истца ХКГУП «Крайдорпредприятие» Вагин И.В. в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям, изложенным в иске, указывая, что справки о признании Дорошенко А.О., Копцева А.И., Тетерина А.А., Чуприна Е.В. были выданы без учета их реального дохода, в связи с чем, оспариваемые справки являются незаконными и подлежат отмене. Ответчиком не были учтены все виды дохода данных граждан, не была проверенна достоверность предоставленных справок, сомнений почему то они не вызвали, и, даже то, что подписаны они были конкурсным управляющим.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» Дементьева М.А. с требованиями иска не согласилась, указав, что Дорошенко А.О., Копцевым А.И., Тетериным А.А., Чуприным Е.В. были предоставлены все необходимые документы в соответствии с ФЗ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в связи с чем, оснований для отказа заявителям в выдаче справки о признании их малоимущими, не имелось. Кроме того, заявление о выдаче справки о признании гражданина малоимущим содержит пункт ознакомления заявителя со ст. 159.2 УК РФ об ответственности за предоставление заведомо ложных недостоверных сведений и умолчании о фактах, влекущих изменение доходов и состава семьи, с чем заявители были ознакомлены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» Мусейкина О.В. указала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку граждане обоснованно признаны малоимущими.
Третьи лица Дорошенко А.О., Тетерин А.А., Чуприн Е.В. в судебном заседании просили в требованиях иска отказать, указав, что заявления о выдаче им справок о среднем заработке они писали по образцу.
Третье лицо Копцев А.И. надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного заседания, не явился.
При таких обстоятельствах, с учётом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебное разбирательство проведено в отсутствие третьего лица Копцева А.И.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В судебном заседании установлены и не оспаривались следующие обстоятельства.
Дорошенко ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Копцев ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Тетерин ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Чуприн ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес> уволены с ХКГУП «Крайдорпредприятие» «Вяземское ДРСУ» по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией организации.
Указанные обстоятельства подтверждены копиями трудовых книжек Дорошенко А.О., Копцева А.И., Тетерина А.А., Чуприна Е.В., приказами № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Дорошенко А.О., Копцев А.И., Тетерин А.А., Чуприн Е.В. обратились в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» за получением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, и были зарегистрированы в качестве безработных.
Как следует из ч.2 ст.178 Трудового кодекса РФ, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Дорошенко А.О. ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» с заявлением о выдаче справки о признании гражданина малоимущим, прилагая следующие документы:
- справку от ДД.ММ.ГГГГ № № о том, что он действительно проживает в <адрес>;
- паспорт;
- справку КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно которой он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице не выплачивалось;
- справку ХКГУП «Крайдорпредприятие» № № о том, что заработная плата Дорошенко А.О. за ДД.ММ.ГГГГ составила 37176,58 рублей;
- трудовую книжку.
Чуприн Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» с заявлением о выдаче справки о признании гражданина малоимущим, прилагая следующие документы:
- справку от ДД.ММ.ГГГГ № № о том, что он действительно проживает в <адрес>, в составе семьи: супруга - Чуприна ФИО27, сын – Чуприн ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- паспорт на имя Чуприна Е.В., Чуприной А.В., свидетельство о рождении несовершеннолетнего Чуприна А.Е.;
- справку № 2-НДФЛ о доходах на имя Чуприной А.В. за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ составила 14401,04 рубль;
- справку № 2-НДФЛ о доходах на имя Чуприной А.В. за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ составила 12500,00 рублей;
- справку ХКГУП «Крайдорпредприятие» № № о том, что заработная плата Чуприна Е.В. за ДД.ММ.ГГГГ составила 26822,64 рубля;
- справку КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно которой он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице не выплачивалось;
- трудовую книжку.
Копцев А.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» с заявлением о выдаче справки о признании гражданина малоимущим, прилагая следующие документы:
- справку от ДД.ММ.ГГГГ № № о том, что он действительно проживает в <адрес>.
- паспорт;
- справку ХКГУП «Крайдорпредприятие» № № о том, что заработная плата Копцева А.И. за ДД.ММ.ГГГГ составила 22982,40 рубля;
- справку КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно которой он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице не выплачивалось;
- трудовую книжку.
Тетерин А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» с заявлением о выдаче справки о признании гражданина малоимущим, прилагая следующие документы:
- справку от ДД.ММ.ГГГГ № № о том, что он действительно проживает в <адрес> в составе семьи: супруга – Тетерина ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетние – Тетерин ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Тетерин ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тетерина ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
- паспорт на имя Тетерина А.А., Тетериной Ю.М., свидетельства о рождении несовершеннолетних Тетерина Д.А., Тетерина М.А., Тетериной К.А.
- справку ХКГУП «Крайдорпредприятие» № № о том, что заработная плата Тетерина А.А. за ДД.ММ.ГГГГ составила 29839,26 рублей;
- справку КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которой он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице не выплачивалось;
- справку КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которой Тетерина Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в службе занятости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не состояла, пособие по безработице не получала;
- сведения о получении Тетериным А.А. ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей в размере 41768,00 рублей; пособия, как многодетной семье в размере 13146,12 рублей;
- трудовую книжку на имя Тетерина А.А., Тетериной Ю.М.
Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлен порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 5 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст.40 ч.1 Налогового кодекса РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:
пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
ежемесячное пособие на ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;
доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);
ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
алименты, получаемые членами семьи;
проценты по банковским вкладам;
наследуемые и подаренные денежные средства;
денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
2. В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:
государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;
единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
3. Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» установлено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 5)
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Хабаровском крае порядок установлен Законом Хабаровского края от 07.05.2013 № 282 «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Хабаровском крае».
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума |
Величина прожиточного минимума (в руб.) |
Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума |
|||
на душу населения |
для трудоспособного населения |
для пенсионеров |
для детей |
||
I квартал 2019 года |
14 110 |
14 973 |
11 381 |
14 951 |
Постановление Губернатора Хабаровского края от 20.05.2019 № 41 |
IV квартал 2018 года |
13 497 |
14 330 |
10 882 |
14 282 |
Постановление Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13 |
III квартал 2018 года |
13 396 |
14 228 |
10 802 |
14 158 |
Постановление Губернатора Хабаровского края от 23.11.2018 № 80 |
Ответчиком КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» на основании представленных лицами документов выданы справки о признании гражданина малоимущим: Дорошенко А.О. выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Копцеву А.И. выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Тетерину А.А. выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ, Чуприну Е.В. выдана справка № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что вышеуказанные граждане являются малоимущими, они обратились в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» с заявлениями о сохранении за ними среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
Третьим лицом КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» на основании справок КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» приняты решения о сохранении за Дорошенко А.О., Копцевым А.И., Тетериным А.А., Чуприным Е.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, а именно в отношении Дорошенко А.О. - № № от ДД.ММ.ГГГГ; Копцева - № № от ДД.ММ.ГГГГ; Тетерина А.А. - № № от ДД.ММ.ГГГГ; Чуприна Е.В. - № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам гражданского дела Дорошенко А.О. за ДД.ММ.ГГГГ начислено 41176,38 рублей, из них: оплата по часовому тарифу 11864,00 руб., районный коэффициент 3559,20, оплата за разъездной характер работы 4000,00 руб., северная надбавка 3559,20 руб., компенсация отпуска (отпуск основной) 18193,98 руб., соответственно, средний доход одиноко проживающего гражданина составил 13725,46 руб., что менее 14330,00 рублей в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13 (действовавшим на момент спорных правоотношений).
Из сведений материалов гражданского дела следует, что Копцеву А.И. за ДД.ММ.ГГГГ начислено 39874,59 руб., из них: оплата по часовому тарифу 11864,00 руб., районный коэффициент 3559,20 руб., оплата за разъездной характер работы 4000,00 руб., северная надбавка 3559,20 руб., компенсация отпуска (отпуск основной) 16892,19 руб. Брак между Копцевым А.И и Копцевой В.В. расторгнут, сторонами указанное обстоятельство не оспаривалось. Таким образом, средний доход одиноко проживающего гражданина Копцева А.И. составил 13291,53 руб., что менее 14330,00 руб. в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13 (действовавшим на момент спорных правоотношений).
Из документов, представленных материалами гражданского дела, следует, что Чуприн Е.В. имеет в составе семьи супругу – Чуприну ФИО33, несовершеннолетнего сына – Чуприна ФИО34. Доход семьи согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13 (действовавшим на момент спорных правоотношений) должен составлять 42942 руб., из расчета 14330,00 руб. для трудоспособных и 14282 руб. для несовершеннолетнего.
Чуприну Е.В. за ДД.ММ.ГГГГ начислено 30822,64 руб., из них: оплата по часовому тарифу 11864,00 рублей, районный коэффициент 3559,20 руб., оплата за разъездной характер работы 4000,00 руб., северная надбавка 3559,20 руб., компенсация отпуска (отпуск основной) 7840,24 руб.
Чуприной А.В. согласно сведениям справок № 2-НДФЛ начислено и выплачено дохода в размере 26901,04 руб.
Материалами гражданского дела подтверждено, что средний доход семьи Чуприна Е.В. составил 19241,23 руб., что менее сумм, установленных в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13.
Тетерин А.А. имеет в составе семьи супругу – Тетерину ФИО29, несовершеннолетних Тетерина ФИО36, Тетерина ФИО31, Тетерину ФИО32. Доход семьи согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13 (действовавшим на момент спорных правоотношений) должен составлять 71506 руб., из расчета 14330,00 руб. для трудоспособных и 14282 руб. для несовершеннолетних.
Тетерину А.А. за ДД.ММ.ГГГГ начислено 33839,26 руб., из них: оплата по часовому тарифу 11864,00 рублей, районный коэффициент 3559,20 руб., оплата за разъездной характер работы 4000,00 руб., северная надбавка 3559,20 руб., компенсация отпуска (отпуск основной) 10856,86 руб.
Тетерина Ю.М. дохода в рассматриваемый период не имела.
Материалами гражданского дела подтверждено, что средний доход семьи Тетерина А.А. составил 11279,75 руб., что менее сумм, установленных в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.02.2019 № 13.
При исчислении среднего заработка третьих лиц Дорошенко А.О., Копцева А.И., Тетерина А.А., Чуприна Е.В., судом не учитываются выплаты выходного пособия при увольнении, компенсации за задержку заработной платы, сохраняемого заработка на время трудоустройства, поскольку указанные выплаты являются выплатами социального характера и иные выплатами, не относящимися к оплате труда и не подлежат учету при исчислении среднего заработка.
Также не подлежат включению выплаты произведенные Тетерину А.А., в связи с рождением ребенка (ежемесячная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, пособие гражданам, имеющим детей (многодетной семье)), поскольку они представляют собой социальную помощь, оказываемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы представителей ответчика об исчислении Дорошенко А.О., Копцеву А.И., Тетерину А.А., Чуприну Е.В. среднего заработка исходя из всех начисленных сумм, судом не принимаются по вышеуказанным основаниям, основаны на неверном толковании норм материального права.
Установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что у ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» имелись законные основания для выдачи Дорошенко А.О. справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, Копцеву А.И. справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, Тетерину А.А. справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, Чуприну Е.В. справки № № от ДД.ММ.ГГГГ о признании их малоимущими, оспариваемые справки выданы на основании действительного материального положения вышеуказанных лиц в соответствии с требованиями законодательства, соответственно, требования истца о признании справок незаконными и подлежащими отмене, не могут быть удовлетворены.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 90 Гражданского процессуального кодекса РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, согласно которой отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу ХКГУП «Крайдорпредприятие» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до разрешения спора по существу.
Поскольку истцом ХКГУП «Крайдорпредприятие» в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежала уплате государственная пошлина в размере 6000,00 рублей, отсрочка уплаты которой была предоставлена до разрешения спора по существу, указанная сумма подлежит взысканию в доход муниципального района имени Лазо.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие» к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо» о признании незаконными справок о признании граждан малоимущими незаконными, их отмене – отказать полностью.
Взыскать с Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие» в доход муниципального района имени Лазо Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия мотивированного решения судом.
Председательствующий Н.В. Дубс