УИД 24RS0040-01-2020-002185-06 Дело № 5-113/2020
п о с т а н о в л е н и Е
22 мая 2019 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Пархоменко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении:
индивидуального предпринимателя Иванова В.Н., <данные изъяты>,ИНН 245725429566, ОГРН 307245711400085,
установила:
согласно протоколу об административном правонарушении, 05.05.2020 в 13 часов 44 минуты, ИП Иванов В.Н., по адресу: г. Норильск, проспект Ленинский, д.13, допустил невыполнение противоэпидемиологических мероприятий в период распространения заболевания COVID-19, представляющего опасность для окружающих, выразившееся в непринятии мер по закрытию магазина, осуществлял деятельность по розничной торговле детской игрушки для ванной «Лесные жители», не входящей в перечень товаров первой необходимости, в непродовольственном специализированном магазине «Умка», тем самым нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, нарушил п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. «б» п.2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», п.1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», пп.2 п.2 Указа губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 30.04.2020 № 111-уг).
Кроме того, в нарушение Постановления Правительства Красноярского края от 05.04.2020 № 192-п «Об утверждении превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и порядка осуществления контроля за их соблюдением работодателем на территории Красноярского края, не организовал в полном объеме использование работниками средств индивидуальной защиты (перчатки), не провел мероприятия по минимизации наличных расчетов за покупки.
По данному факту 06.05.2020 инспектором НИАЗ ОП № 2 Отдела МВД России по г. Норильску Н. в отношении ИП Иванова В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ (<данные изъяты>).
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Иванов В.Н. и представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с введением в Российской Федерации и, в частности, на территории Красноярского края правового режима, ограничивающего свободное перемещение граждан, их нахождение в общественных местах, государственных и иных учреждениях. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ.
Защитник ИП Иванова В.Н. – Зайцева М.В. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, представила письменные пояснения по делу, из которых следует, что на основании договора аренды от 25.10.2019 №№ ИП Иванову В.Н. передана часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Норильск, пр. Ленинский, д.13, общей площадью 149 кв.м. В отношении этого же нежилого помещения был заключен договор аренды на оставшуюся часть торговой площади в размере 46 кв.м. №№ от 25.10.2019 с его супругой Ивановой Е.А. (индивидуальным предпринимателем). На указанной торговой площади, арендованной супругами Ивановыми, осуществляется розничная торговля косметическими средствами, бытовой химией, канцелярией и детскими игрушками. В торговом зале установлен один кассовый аппарат, зарегистрированный на ИП Иванова В.Н., через который осуществляется реализация всей вышепоименованной продукции. Товары расположены в одном торговом зале, которые имеет вытянутую форму, с одной стороны расположены косметические средства, бытовая химия, подгузники, с другой стороны канцелярия и игрушки. Также, по мере возможности, на свободной торговой площади располагаются крупногабаритные товары – велосипеды и крупные игрушки. Огородить одни товары от других не представляется возможным технически и прямо запрещено п.2.3.5 договора аренды. ИП Ивановым В.Н. приняты все необходимые меры по защите от инфекции, как своих работников, так и посетителей магазина. Был издан приказ от 06.04.2020 о соблюдении превентивных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции. Средства индивидуальной защиты выдавались работникам магазина в начале рабочей смены, о чем работники расписывались в ведомости получения средств индивидуальной защиты (защитные маски, перчатки). В помещении магазина ведется запись видеонаблюдения, из которой видно, что в течение рабочего времени и в момент прихода сотрудников полиции, сотрудники магазина имеют на руках перчатки и маски на лице. Мероприятия по минимизации наличных расчетов в магазине «Умка» выражаются в установке кассового аппарата с возможностью оплаты товара картой. Запретить наличный расчет ИП Иванов В.Н. не в праве, поскольку это противоречит ст.16.1 Закона «О защите прав потребителей». Согласно пункту 4 Распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2020 г. №762-р, при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не входящие в перечень». Отсутствие в Указе Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 г. №71-УГ указания на то, что предприниматель при реализации товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, вправе реализовывать и иные товары, не в включенные в него, не является основанием для привлечения к административной ответственности ИП за реализацию таковых. По своей юридической силе Указ Губернатора Красноярского края не может противоречить Распоряжению Правительства. Кроме товаров из перечня исключений, ИП Иванов В.Н. также реализовывал иную продукцию, в частности детские игрушки. Коммерческие организации и ИП по общему правилу могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п.1 ст.49, п.3 ст.23 ГК РФ). ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения. Указание в ЕГРИП тех или иных кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.
Изучив представленные протокол и материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ч.1 ст.2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (ст.6 Федерального закона № 52-ФЗ).
Из п.1 ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п.3 ст.29 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66, в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и внесена в список особо опасных инфекций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять меры по введению режима повышенной готовности и организовать контроль за соблюдением карантина.
Во исполнение указанных положений закона и подзаконных актов, Указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг (в редакции от 30.04.2020) на территории Красноярского края введены дополнительные меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе приостановлена с 28.03.20202 по 11.05.2020 включительно работа объектов розничной торговли, за исключением объектов розничной торговли, в которых осуществляется реализация продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, включая средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие и антисептические средства, салфетки влажные, салфетки сухие, мыло туалетное, мыло хозяйственное, паста зубная, щетка зубная, бумага туалетная, стиральный порошок, подгузники детские, пеленка для новорожденного, шампунь детский, крем от опрелостей детский и т.д. Реализация указанных в настоящем подпункте непродовольственных товаров первой необходимости осуществляется исключительно в объектах розничной торговли, специализирующихся на их продаже (подп.2 п.2).
Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р (в редакции от 18.04.2020).
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, 05.05.2020 в 13 часов 44 минуты по адресу: г. Норильск, проспект Ленинский, д.13, в ходе проверки магазина «Умка», на основании поступившего в отдел полиции обращения, должностными лицами Отдела МВД России по г. Норильску выявлены факты осуществления ИП Ивановым В.Н. деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами и, в частности, реализации детской игрушки для ванной «Лесные жители», не входящей в перечень товаров первой необходимости, а также не использования работниками в полном объеме средств индивидуальной защиты (перчаток) и проведения мероприятий по минимизации наличных расчетов за покупки.
В подтверждение указанных фактов, наряду с протоколом об административном правонарушении, представлены: рапорт дежурного ОП № 1 Отдела МВД России по г. Норильску от 05.05.2020 о поступлении обращения по факту продажи детской игрушки (<данные изъяты>); протокол осмотра принадлежащих ИП Иванов В.Н. территорий и находящихся там вещей и документов от 05.05.2020 (<данные изъяты>); протокол проверки предприятия торговли (сферы услуг) от 05.05.2020 (<данные изъяты>); кассовый чек на сумму 120,00 рублей (<данные изъяты>); объяснения лиц Г. (<данные изъяты>), Б. (<данные изъяты>), Ф. (<данные изъяты>), выписка из ЕГРИП (<данные изъяты>); приказ (распоряжение) о приеме работника С. (менеджер торгового зала) на работу (<данные изъяты>); рапорт и.о. начальника Отдела МВД России по г. Норильску от 05.05.2020 о нахождении сотрудников магазина на рабочих местах без средств индивидуальной защиты (перчаток и масок) (<данные изъяты>), фотоматериалы (<данные изъяты>).
Согласно подп. «в» п.4 Указа Президента РФ №239, настоящий Указ не распространяется на организации (работодателей и их работников), обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.
К организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя (п.3 Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень (п.4 Распоряжения №-р).
Следовательно, при соблюдении условия, предусмотренного п.4 Распоряжения №-р (реализация товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне), хозяйствующий субъект вправе осуществлять продажу иных товаров, не включенных в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости.
Как следует из протокола проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках указанной проверки произведена покупка товара - набор для купания «Лесные жители», стоимостью 120,00 рублей, на основании чего, ИП Иванову В.Н. вменено нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, представляющего опасность для окружающих.
При этом ИП Иванов В.Н. с составленным в отношении него протоколом об административных правонарушениях не согласился и изначально оспаривал вину в несоблюдении противоэпидемиологических мероприятий, указав в своих письменных объяснениях, что в магазине «Умка», расположенном по адресу: <адрес>, наряду с остальным товаром осуществлялась реализация товаров первой необходимости, в том числе средства гигиены и бытовая химия, что также подтверждается представленными фотоматериалами (л.д.12-13; 14-16).
Также, как следует из видеофайла, представленного защитником, с видеокамеры, установленной в торговом зале магазина «Умка», в указанном торговом зале присутствуют различные непродовольственные товары, в том числе отнесенные Перечнем к товарам первой необходимости.
Вместе с тем, данному обстоятельству не дано соответствующей юридической оценки, объяснения ИП Иванова В.Н. оставлены в указанной части без должного внимания и при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом остался невыясненным вопрос о том, действительно ли на территории магазина производится реализация непродовольственных товаров первой необходимости, включая средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие и антисептические средства, а также входит ли реализация указанного товара в основной вид деятельности ИП Иванов В.Н.
В то же время, как следует из выписки ЕГРИП, в качестве основного вида деятельности ИП Иванова В.Н. указан ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров, в качестве дополнительного (в том числе) торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19.1). Согласно классификатору данный вид деятельности подразумевает торговлю широким ассортиментом непродовольственных товаров.
Что касается вмененного ИП Иванов В.Н. несоблюдения мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, то в данном случае доводы должностного лица в указанной части также не нашли своего подтверждения по следующим основаниям.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционного заболевания – новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) предусмотрены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 5 от 02.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 6 от 13.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 7 от 18.03.2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Согласно объяснениям лиц, статус которых по делу не определен, а именно Б. и Ф., зал магазина и его помещения каждые два часа подвергаются обработке хлорным раствором, включая стены, полки, стенды, а каждый сотрудник магазина имеет антисептик для обработки рук (<данные изъяты>).
Доводы в указанной части, изложенные в протоколе, также опровергаются объяснениями самого ИП Иванова В.Н., который указал, что им подготовлен приказ от 06.04.2020 № 3 «О соблюдении превентивных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции», с возложением обязанностей по контролю за исполнением приказа на директора магазина Сбитневу А.С. (<данные изъяты>), разработан перечень мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (<данные изъяты>), установлен график дезинфекции помещений (<данные изъяты>), организовано отдельное помещение с раковиной для мытья рук сотрудников, обеспечен режим «самоизоляции» работникам старше 60 лет, при входе в торговый зал установлен стол с антисептическими средствами, одноразовыми перчатками и информационной таблицей о необходимости обработки покупателями рук дезинфицирующими средствами (<данные изъяты>).
Изложенные доводы документально подтверждены, также из представленного видеофайла ясно видно, что продавцы обеспечены перчатками (синего и черного цветов), также на них надеты защитные маски.
Следовательно, меры, направленные на соблюдение мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции индивидуальным предпринимателем были приняты и реализованы, лицо, ответственное за соблюдение принятых мер назначено.
При этом ссылка в протоколе об административном правонарушении на то, что ИП Иванов В.Н. не провел мероприятия по минимизации наличных расчетов за покупки, не конкретизирована, указаний на то, в чем именно выразились указанные действия, протокол и представленные с ним материалы, не содержат. При этом согласно пояснениям защитника в торговом зале установлен аппарат для безналичных расчетов.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом цитируемых норм и положений закона, исходя из установленных в судебном заседании данных, полагаю, что виновность ИП Иванова В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нельзя считать установленной и доказанной в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что орган административной юрисдикции не принял во внимание установленные выше обстоятельства и не дал им надлежащей юридической оценки, считаю, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ИП Иванова В.Н. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Иванова В.Н. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.И. Пархоменко