Дело № 2а-3676/2019
№ 88а-2596/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Корниенко Михаила Олеговича, поданную 29 января 2020 года, на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Корниенко Михаила Олеговича к военному комиссариату Хабаровского края (военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов), военному комиссариату Индустриального района города Хабаровска (Призывная комиссия) о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., выслушав объяснения Корниенко М.О., возражения представителя военного комиссариата Хабаровского края ФИО8., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корниенко М.О. обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата Хабаровского края (военного комиссариата Хабаровского и Нанайского районов) от 15 октября 2018 года; возложить на военный комиссариат Хабаровского края (военный комиссариат Хабаровского и Нанайского районов) обязанность выдать Корниенко М.О. военный билет.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 марта 2007 года он был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Индустриального района города Хабаровска, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (присвоена категория Б). В период с 1 сентября 2007 года по 30 июня 2012 года проходил обучение в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», в связи с чем, имел отсрочку от призыва на военную службу. По окончании университета постоянно проживал по месту регистрации, совершал разного рода регистрационные действия (регистрация права собственности на жилое помещение, получение водительских прав, получение заграничного паспорта). Решением призывной комиссии Индустриального района города Хабаровска № 11/1 от 15 октября 2018 года он (Корниенко М.О.) зачислен в запас по достижению возраста 27 лет как непрошедший военную службу по призыву. 21 февраля 2019 года поставлен на воинский учет в военном комиссариате Хабаровского края (военном комиссариате Хабаровского и Нанайского районов), вместо военного билета ему выдана справка. Полагает выдачу справки незаконным, поскольку в период с 30 июня 2012 года по 21 февраля 2019 года повестки не получал.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Корниенко М.О. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Корниенко М.О. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Индустриальный районный суд города Хабаровска 29 января 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов, установленным обстоятельствам по делу, неправильное определение юридически значимых обстоятельств. Так, ответчиками нарушена организация мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток граждан, подлежащих призыву. Он (Корниенко М.О.) зарегистрирован по адресу: 680045, Хабаровский край, город Хабаровск, <адрес>. В материалах дела имеются доказательства о его фактическом местонахождении на территории города Хабаровска.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года кассационная жалоба Корниенко М.О. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель военного комиссариата Индустриального района города Хабаровска (Призывная комиссия), в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения Корниенко М.О., возражения представителя военного комиссариата Хабаровского края ФИО8, письменные возражения военного комиссариата Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении № 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, подпункту «д» пункта 50 раздела IX Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ запас Вооруженных сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Как следует из материалов дела, Корниенко М.О., 3 августа 1990 года рождения, принят на воинский учет военным комиссариатом Индустриального района города Хабаровска 27 марта 2007 года, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б).
До 30 июня 2012 года Корниенко М.О. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением обучения в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».
21 мая 2012 года начальником отдела военного комиссариата Хабаровского края по Индустриальному району города Хабаровска в адрес ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» направлено письмо о вручении Корниенко М.О. повестки о явке в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Индустриальному району города Хабаровска 2 июля 2012 года.
ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» в адрес начальника отдела военного комиссариата Хабаровского края по Индустриальному району города Хабаровска представлен список, согласно которому студент Корниенко М.О. отказался от повестки военного комиссариата. И дополнительно сообщено, что Корниенко М.О. зарегистрирован по адресу: <адрес>; проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справкам, выданным отделом адресно-справочной работы УФМС по Хабаровскому краю 11 февраля 2014 года, 23 мая 2015 года, Корниенко М.О. зарегистрирован по адресу: город Хабаровск, <адрес>.
Из рапортов, составленных сотрудниками военного комиссариата в период с 2012 по 2017 годы, следует, что проживающие в <адрес> в городе Хабаровске, ФИО9, ФИО10, являющиеся дедушкой и бабушкой Корниенко М.О., указали, что их внук по данному адресу не проживает, выехал за пределы города Хабаровска по работе, где фактически проживает им не известно.
Согласно рапорту, составленному сотрудником военного комиссариата 9 октября 2016 года, нахождение Корниенко М.О. по адресу: город Хабаровск, <адрес>, не установлено.
8 ноября 2016 года начальником военного комиссариата Хабаровского края по Индустриальному району города Хабаровска в адрес ОП № 4 города Хабаровска направлено обращение об определении места жительства Корниенко М.О., и его доставлении.
Согласно сведениям, указанным в паспорте гражданина Российской Федерации, Корниенко М.О. был зарегистрирован в периоды с 3 августа 1990 года по 9 июня 2018 года, с 6 июля 2018 года по 6 сентября 2018 года по адресу: город Хабаровск, <адрес>; в периоды с 9 июня 2018 года по 6 июля 2018 года, с 6 сентября 2018 года по настоящее время по адресу: Хабаровский край, село Краснореченское, <адрес>.
12 июля 2018 года Корниенко М.О. подано военному комиссару Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края заявление - объяснительная о проведении медицинского освидетельствования, о проведении мероприятий по зачислению его в запас Вооруженных Сил РФ и выдаче документа воинского учета (военного билета) установленного образца.
Решением призывной комиссии от 15 октября 2018 года № 11/1, Корниенко М.О. на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22, абзаца шестого пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас, в связи с достижением 27-летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований; Корниенко М.О. выдана справка установленного образца.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, Положение о воинском учете, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, Инструкцию по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, пришли к обоснованному выводу о том, что военным комиссариатом проводились установленные действующим законодательством мероприятия, связанные с призывом Корниенко М.О. на военную службу до достижения им возраста 27 лет, а именно: проводились мероприятия по установлению его фактического места жительства, ему направлялись повестки о необходимости явки в военный комиссариат.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о его несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корниенко Михаила Олеговича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи