Дело № 2а-21/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 12 февраля 2019 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларин В.Н. к Муниципальному образованию «Камбарское» в лице администрации муниципального образования «Камбарское», исполняющей обязанности Главы муниципального образования «Камбарское» о признании незаконным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, взыскании судебных расходов,
с участием в заседании:
- административного истца Ларина В.Н.;
- представителя административного истца Гатауллина А.Я., действующего на основании письменного ходатайства;
- административного ответчика Зайцевой И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Ларин В.Н. обратился в суд с административным иском к МО «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское», исполняющей обязанности главы МО «Камбарское» Зайцевой И.В., о признании незаконным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, взыскании судебных расходов.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и окончательно просил суд:
- признать незаконным постановление № от 08 ноября 2018 г., вынесенное исполняющим обязанности Главы МО «Камбарское» Зайцевой И.В., которым Ларин В.Н., снят с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма;
- обязать восстановить Ларина В.Н. на учёте в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Свои административные исковые требования Ларин В.Н. мотивировал тем, что постановлением исполняющего обязанности Главы МО «Камбарское» Зайцевой И.В. № от 08 ноября 2018 г. он снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В период времени с 1999 г. по 2001 г. он проходил военную службу по призыву в рядах вооруженных сил Российской Федерации.
В период времени с 03.09.2000 г. по 11.05.2001 г. в составе войсковой части № участвовал в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом в течение 221 дней принимал непосредственное участие в боевых действиях.
30 декабря 2004 г. Министерством Внутренних Дел Удмуртской Республики ему вручено удостоверение ветерана боевых действий серии РМ №, действующее на территории Российской Федерации бессрочно.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий государством предоставлены правовые гарантии социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойнук) жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.
Положениями пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» он отнесён к категории военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется одна из следующих мер социальной поддержки: - обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Он, являясь ветераном боевых действий, с учётом положений Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», отнесён к специальной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии соответствующих правовых оснований.
Вернувшись с военной службы в г. Камбарка, с 16 августа 2001 г. он встал на учёт в администрацию Камбарского района как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий являясь ветераном боевых действий, так как действительно в период постановки на учёт нуждался и нуждается в настоящее время в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день его жилищные условия не изменились, какого-либо жилья он не имеет.
08 ноября 2018 г. он был снят с учёта в качестве лица нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что был зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, у родного отца - ФИО1 Он был снят с учёта по общим основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данная трактовка основания снятия с учёта, применённая администрацией МО «Камбарское», противоречит положениям ФЗ «О ветеранах» о предоставлении ветеранам боевых действий жилья как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий вне зависимости от положений, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ.
С 04 апреля 2016 г. по 12 ноября 2018 г. он действительно был зарегистрирован по месту жительства своего отца по адресу: <адрес>, но фактически проживал у своей мамы ФИО3 по адресу: <адрес>.
Данная квартира предоставлена ФИО3 для проживания как служебное жилье на период её работы в филиале Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) - 1203 объект по уничтожению химического оружия (войсковая часть 35776), где также проживает его родной брат ФИО6
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 6 ЖК РФ определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предусмотрено оснований для снятия граждан с учёта в качестве лиц, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма отсутствует ссылка на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ о снятии граждан с учёта в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Камбарского районного суда от 01 марта 2013 г., ранее принятое главой администрации МО «Камбарское» Постановление № от 15.01.2013 г. в части снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, признано незаконным. Решением суда он был восстановлен на учёте в администрации МО «Камбарское» в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на 16 августа 2001 г. (л.д. 4-5, 41).
Административный истец Ларин В.Н. и его представитель Гатауллин А.Я., действующий на основании письменного ходатайства, в судебном заседании требования поддержали в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Административный ответчик Зайцева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Административный ответчик администрация МО «Камбарское» надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Камбарского районного суда от 01.03.2013 г. по гражданскому делу № по заявлению Ларина В.Н. о признании постановления главы администрации муниципального образования «Камбарское» в части снятия заявителя с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, возложении обязанности на главу администрации муниципального образования «Камбарское» восстановить заявителя на учёте в администрации муниципального образования «Камбарское» в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, взыскании судебных расходов, - установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего административного дела (л.д. 10-18):
Ларин В.Н. в период с 03.09.2000 г. по 11.05.2001 г. в составе войсковой части 3657 участвовал в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом в течение 221 дней непосредственно участвовал в боевых действиях. Ларин В.Н. на основании подпункта 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» относится к ветеранам боевых действий.
В соответствии с копией удостоверения серия РМ №, выданного МВД Удмуртской Республики 30.12.2004 г., Ларин В.Н. имеет право и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Ларин В.Н. состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации МО «Камбарское» с 16.08.2001 г.
На момент постановки на учёт, Ларин В.Н. проживал по адресу: <адрес>.
01.09.2003 г. Ларин В.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, откуда снялся с учёта 14.10.2003 г.
14.10.2003 г. Ларин В.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
14.01.2013 г. Ларин В.Н. снят с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу и зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы администрации МО «Камбарское» № от 15.01.2013 г. Ларин В.Н. был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вышеуказанным решением Камбарского районного суда от 01.03.2013 г. по гражданскому делу № Ларин В.Н. восстановлен на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении настоящего административного дела установлено, что постановлением от 08.11.2018 г. №, вынесенным исполняющим обязанности Главы МО «Камбарское» Зайцевой И.В., Ларин В.Н. снят с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 7).
На момент вынесения постановления № от 08.11.2018 г., Ларин В.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. 09.11.2018 г. Ларин В.Н. снят с регистрации по указанному адресу и зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 30).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (ч. 10).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется, в числе прочих, мера социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закреплено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
В силу изложенного, граждане, принятые на жилищный учёт в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учёта по указанным выше основаниям только в случае, если эти основания возникли после 1 марта 2005 г.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.12.2009 г. № 1549-О-П «по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 г. принятых на учёт для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учёт».
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 84 КАС РФ). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 84 КАС РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).
Во исполнение вышеуказанных норм процессуального закона, определением от 16.11.2018 г. суд возложил на административных ответчиков обязанность доказать законность вынесенного Постановления № от 08 ноября 2018 г. «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Ларин В.Н.».
В судебном заседании административный ответчик Зайцева И.В. обосновывая свои доводы, указывала, что основанием для снятия Ларина В.Н. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении послужил факт его регистрации в доме его отца ФИО1 по адресу: <адрес>, принадлежащим последнему на праве собственности, в качестве члена семьи собственника жилья. Тем самым административный ответчик посчитал, что Ларин В.Н. обеспечен жилым помещением, в связи с чем отсутствовали основания для его оставления на учёте.
Указанные доводы суд не может считать обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования дынным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В постановлении № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил (п. 11) - «вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки».
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, принадлежит на праве собственности отцу истца - ФИО1, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Ларин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является родным сыном ФИО1 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении (серия II №), выданным ДД.ММ.ГГГГ р/б ЗАГС г. Камбарка.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака (серия I-НИ №), выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики, брак между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращён 20.06.2007 г.
Как следует из пояснений истца Ларина В.Н., а также из обстоятельств, установленных решением Камбарского районного суда от 01.03.2013 г. по гражданскому делу №, и имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного дела, до расторжения брака семья Лариных, состоящая из 5 человек, включая заявителя, проживала по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. После расторжения брака из указанного дома выбыли бывшая супруга собственника дома и его дети.
В настоящее время мать заявителя ФИО3 и брат ФИО6 проживают по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на основании договора найма служебного помещения № от 18.12.2017 г. (л.д. 33-35). Данное жилое помещение было предоставлено ФИО3 на время работы в <данные изъяты>.
Как следует из пояснений истца Ларина В.Н., последний в настоящее время проживает с матерью по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, при этом постоянно зарегистрирован в доме своей тёти по адресу: <адрес>, поскольку по месту жительства его матери не предоставляется постоянная регистрация.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 суду пояснил, что Ларин В.Н. с ним совместно в доме по адресу: <адрес> не проживал и не проживает. В его доме Ларин В.Н. был зарегистрирован лишь формально.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что Ларин В.Н. ранее был зарегистрирован в её доме по адресу: <адрес>. Она хотела продать свой дом, в связи с чем, попросила Ларина В.Н. сняться с регистрации. В последующем Ларин В.Н. вновь был зарегистрирован в её доме, поскольку сделка по продаже дома не состоялась.
На основании вышеизложенных обстоятельств, установленных судом и подтверждённых как письменными доказательствами, так показаниями свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имеется, суд приходит к выводу, что заявитель Ларин В.Н. на момент вынесения спорного постановления № от 08 ноября 2018 г. и по настоящее время по адресу: Удмуртская Республика, г. Камбарка, <адрес>, не проживал и не проживает.
Согласно п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, регистрационный учёт устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Сам по себе факт регистрации гражданина в жилом помещении не порождает каких-либо прав на данное помещение.
Регистрация Ларина В.Н. по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, является административным актом и не влечёт за собой ограничение или возникновение какого-либо жилищного права в отношении данного помещения, и не является, само по себе, доказательством совместного проживания Ларина В.Н. и его отца в качестве членов одной семьи. Доказательств обратного, административными ответчиками не представлено.
В связи с тем, что Ларин В.Н. не является членом семьи собственника жилого помещения ФИО1, то следует признать ошибочными доводы администрации МО «Камбарское» об утрате им оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер. На момент снятия заявителя с учёта, администрацией МО «Камбарское» законных оснований для совершения указанного действия не имелось. Учитывая изложенное, снятие Ларина В.Н. с учёта в качестве лица, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является неправомерным.
На данный момент Ларин В.Н. в собственности своего жилого помещения не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживает и состоит на регистрационном учёте у своих родственников ввиду отсутствия собственного жилья.
При указанных обстоятельствах, постановление администрации МО «Камбарское» № от 08 ноября 2018 г., вынесенное исполняющим обязанности Главы МО «Камбарское» Зайцевой И.В., о снятии Ларина В.Н. с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит закону и нарушает его право на получение жилья и подлежит признанию незаконным, а Ларин В.Н. подлежит восстановлению на учёте в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на 16 августа 2001 г.
В части требований о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.
В силу положений ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая, что требования административного истца удовлетворены в полном объёме, в силу положений ст. 112 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию в пользу административного истца расходы на оплату услуг представителя.
Как следует из представленных суду документов, между административным истцом Лариным В.Н. и Гатауллиным А.Я. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание юридических услуг, по условиям которого Лариным В.Н. оплачены услуги представителя на сумму 7 000 руб. 00 коп.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая объём проделанной представителем истца работы, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика МО «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» в пользу административного истца Ларина В.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. 00 коп.
В части требований о взыскании судебных расходов связанных с изготовлением копий документов в размере 330 руб. суд считает необходимым отказать, поскольку административным истцом не представлено документов в подтверждения данного обстоятельства.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ларин В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным постановление № от 08 ноября 2018 года, вынесенное исполняющим обязанности Главы муниципального образования «Камбарское» Зайцева И.В., которым Ларин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Обязать административного ответчика - муниципальное образование «Камбарское» в лице администрации муниципального образования «Камбарское» восстановить Ларин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> Удмуртской Республики, на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Требования Ларин В.Н. о взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «Камбарское» в пользу Ларин В.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении требований Ларин В.Н. о взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2019 года.
Судья С.Ф. Мавлиев