Решение по делу № 2-22/2020 от 09.01.2020

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Кувшинова И.Л.,

при секретаре Хатанзей Е.Р.,

    с участием представителя истца помощника прокурора Ларькова А.М.,

представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области Мушенковой Е.В.,

представителя ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России пор Мурманской области Лосевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, о понуждении организовать на территории ФКУ ИК-23 необходимое помещение для проведения осужденными отпусков, произвести в комнатах для умывания установку оборудования и предметов хозяйственного обихода, произвести косметический ремонт, устранить нарушения пожарной безопасности, организовать проведение обязательных периодических медицинских осмотров осужденных, обеспечить осужденных средствами индивидуальной защиты, создать условия беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям учреждения и организовать место для парковки перевозящих их или управляемых ими транспортных средств,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованием обязать организовать в отряде строгих условий отбывания наказания ИК-23 комнаты воспитательной работы, организовать на территории учреждения необходимое помещение для проведения осужденными отпусков, привести в надлежащее состояние окна в жилых помещениях учреждения, путем ремонта или их замены; в жилых помещениях, предназначенных для проживания осужденных, в помещениях ремонтно-механического участка, столярного цеха, цеха сувенирной продукции, цеха деревообработки произвести установку защитных колпаков (рассеивателей); произвести замену неработающих потолочных светильников в жилом помещении отряда, а также в обеденном зале столовой учреждения; в комнатах для умывания в жилых отрядах произвести установку настенных полок для туалетных принадлежностей, вешалок для полотенец, подставок для чистки обуви; произвести косметический ремонт внутренних стен, потолка, а также ремонт кровли в помещениях жилых отрядов; устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещениях учреждения; организовать проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду; обеспечить осужденных регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями, защитными средствами (отталкивающими влагу); обеспечить осужденных привлеченных к оплачиваемому труду средствами индивидуальной защиты; создать надлежащие условия для беспрепятственного доступа лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (инвалидов), к объектам социальной инфраструктуры учреждения; организовать места на прилегающей к ИК-23 территории для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами. В обоснование заявленных требований указал, что в августе 2019 года Мурманской спецпрокуратурой проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-23 требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе проведения которой были выявлены нарушения учреждением действующего законодательства. Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-23 вынесено представление от 09 августа 2019 года № 4-153в-2019 с требованием принять конкретные меры по устранению указанных нарушений. Вместе с тем, как следует из результатов проверки, проведенной 25 октября 2019 года, нарушения выявленные в августе 2019 года до настоящего времени администрацией ФКУ ИК-23 не устранены в виду отсутствия необходимого финансирования. Поскольку ненадлежащее бюджетное финансирование ФКУ ИК-23 не может являться основанием для нарушения требований уголовно-исполнительного и федерального законодательства, просил обязать ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения.

Впоследствии истец исковые требования уточнил, и просил обязать ответчиков в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: организовать на территории ИК-23 необходимое помещение для проведения осужденными отпусков; в комнатах для умывания в жилых отрядах № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ИК-23 произвести установку настенных полок для туалетных принадлежностей, вешалок для полотенец, подставок для чистки обуви; произвести косметический ремонт внутренних стен, потолка, а также ремонт кровли в помещениях жилого отряда № 1; привести в надлежащее рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в бытовых помещениях свинарника, в цехе деревообработки ИК-23, путем ремонта или замены названного оборудования, привести в надлежащее состояние наружные открытые лестницы, ведущие из жилых помещений вторых этажей жилых отрядов № 2, 8, 10 ИК-23, произвести расчеты категории помещений производственного назначения (ремонтно-механического участка, столярного цеха, цеха сувенирной продукции), здания цеха деревообработки ФКУ ИК-23 по взрывопожарной и пожарной опасности исходя из вида находящихся в помещении горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещения; организовать проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду в должности повара, пекаря, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции; обеспечить осужденных, работающих в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в ИК-23 средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапогами резиновыми с защитным подноском; перчатками с полимерным покрытием; лицевым защитным щитком или защитными очками; фильтрующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания; создать надлежащие условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям, расположенным в отряде № 1 в ИК-23, где проживают осужденные инвалиды (установка соответствующего пандуса или ремонт существующего); организовать место на прилегающей к ИК-23 территории для парковки транспортных средств, перевозящих инвалидов или управляемых инвалидами.

Представитель истца помощник прокурора Ларьков А.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и привел доводы и основания, указанные в иске.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области в судебном заседании Мушенковой Е.В., действующая по доверенностям, в удовлетворении иска просит отказать по причине отсутствия финансирования на указанные цели.

Представитель ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области Лосева Г.А., действующая на основании доверенности, так же в удовлетворении иска просит отказать по причине отсутствия финансирования на эти цели.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц как отбывающих наказание, так и иных лиц в части защиты их Конституционных прав, а также прав, закрепленных в федеральных законах, трудовом и уголовно-исполнительном законодательстве.

Рассматривая требование истца о понуждении ответчиков организовать на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области помещение для проведение осужденными отпусков, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Из пункта 9.5 Свода Правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (далее СП 308.1325800.2017), утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, следует что в жилой зоне исправительных колоний общего, строгого режимов выделяют, в том числе локальный изолированный участок со зданием общежития для осужденных, находящихся в трудовом отпуске. Состав и вместимость основных зданий и сооружений исправительного учреждения следует принимать по таблице 10.1 (пункт 10.1 СП 308.1325800.2017). Строкой 16 таблицы 10.1 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что вместимость общежития (блока помещений) для осужденных, находящихся в трудовом отпуске, для исправительных колоний строгого режима должна составлять 3% от лимита наполнения исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 5 приложения № 1 Приказа Минюста России от 27.07.2018 № 163 "Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, и установлении лимитов наполнения следственных изоляторов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" лимит наполнения ФКУ ИК № 23 строгого режима (пгт. Ревда) – 946 мест.

Таким образом, вместимость общежития (блок помещения) для осужденных, находящихся в трудовом отпуске, для ФКУ ИК-23 должна составлять 28 человек.

Материалами дела установлено, что 06 августа 2019 года помощником Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с членами комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, по результатам которой выявлены нарушения рассматриваемого законодательства, в том числе, отсутствие на территории ФКУ ИК-23 помещения для проведения осужденными отпусков.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области наличие установленного нарушения не оспаривал, пояснил, что до настоящего времени указанное нарушение администрацией исправительного учреждения не устранено.

Кроме того в судебном заседании установлено, что у лиц, из числа осужденных, которым предоставлен очередной отпуск иной распорядок дня, чем у других осужденных. В частности у таких лиц подъем на час позже, что в условиях единого общежития отряда приведет к ущемления прав таковых лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца в данной части обоснованными и мотивированными.

Рассматривая требование истца об установке в комнатах для умывания жилых отрядов №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области настенных полок для туалетных принадлежностей, вешалок для полотенец и подставок для чистки обуви, суд приходит к следующему.

В соответствии с Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее – Приказ) обеспечение учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС) мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) осуществляется как управлениями материально-технического и военного снабжения территориальных органов ФСИН России, так и по внутрисистемным поставкам через соответствующие службы ФСИН России.

В соответствии с нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2 Приказа) в комнате для умывания должны быть: полка настенная для умывальных принадлежностей (1 на умывальник), вешалка настенная для полотенец (1 на 10 человек); зеркало настенное (2) умывальник (рукомойник) (1 на 10 человек) и подставка для чистки обуви (1).

Судом установлено, что в комнатах для умывания в жилых отрядах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ФКУ ИК-23 отсутствуют настенные полки для туалетных принадлежностей, вешалки для полотенец и подставки для чистки обуви.

В судебном заседании представителями ответчиков указанное обстоятельство не оспаривалось, факт допущенного нарушения не опровергался, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования и его удовлетворении.

Рассматривая требование истца о необходимости проведения косметического ремонта внутренних стен, потолка, ремонта кровли в помещениях жилого отряда № 1 ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, суд исходит из следующего.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (статья 23 Закона).

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Из материалов дела следует, что в отряде № 1 ФКУ ИК-23 поверхности стен и потолков поражены грибком, имеются следы протечки воды, отслоения штукатурки и краски, в связи с протечками под потолком.

В судебном заседании представители ответчиков указанное нарушение не опровергали, доказательств его устранения суду не представили.

Таким образом, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование истца об устранении ответчиками нарушений требований пожарной безопасности суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон) системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 83 Закона автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены, в том числе, устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения.

Статьей 84 Закона предусмотрено, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из способов или комбинацией способов, заключающихся, в том числе, в виде подачи световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей.

Согласно статье 89 Закона эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Аналогичные положения закреплены в Своде Правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", Своде Правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности" и Своде Правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказами МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 №№ 171, 173, 175.

Из положений статей 26, 27 Закона следует, что обязательным является классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, которая применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.

По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории: повышенная взрывопожароопасность (А); взрывопожароопасность (Б); пожароопасность (В1 - В4); умеренная пожароопасность (Г); пониженная пожароопасность (Д). Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.

Аналогичные положения закреплены в Своде Правил 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 № 182.

Из справки помощника прокурора от 08 августа 2019 года составленной по результатам проверки, проведенной 06 августа 2019 года, акта обследования от 07 февраля 2020 года следует, что автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в бытовых помещениях свинарника, в цехе деревообработки ФКУ ИК-23 не работает. Наружные открытые лестницы, ведущие из жилых помещений вторых этажей жилых отрядов №№ 2, 8, 10 ФКУ ИК-23, не подлежат использованию для эксплуатации людей при пожаре, поскольку последние ступени лестничных маршей вышеуказанных лестниц расположены на высоте более двух метров от уровня земли. В ФКУ ИК-23 отсутствуют расчеты категорий помещений производственного назначения (ремонтно-механического участка, столярного цеха, цеха сувенирной продукции), здания цеха деревообработки по взрывопожарной и пожарной опасности.

В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что работы по устранению данных нарушений требуют поэтапного разрешения и согласования, в настоящее время указанные нарушения не устранены по причине отсутствия достаточного финансирования.

Таким образом, анализируя выше изложенные нормы права и установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для нарушения ответчиками требований действующего законодательства, а также в целях исключения условий для возникновения угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа осужденных и работников исправительного учреждения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований.

Оценивая требование истца об организации проведения обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных, отбывающих наказание в ИК-23, привлеченных к оплачиваемому труду в должности повара, пекаря, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 32 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.

Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 15.1 Свода Правил 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 № 31, руководитель организации обеспечивает, в том числе, своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.

Согласно пункту 6 статьи 11 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880, работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Материалами дела установлено, что администрацией ФКУ ИК-23 не организовано проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, в должности повара, пекаря, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции.

Из справки врача по общей гигиене филиала "ЦГСЭН № 2" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 07 августа 2019 года следует, что в амбулаторных медицинских картах работников пищеблока имеется отметка о прохождении ими только флюорографического обследования в феврале и марте текущего года. В личных медицинских книжках персонала пищеблока отсутствует информация о прохождении обязательных при поступлении и периодических медицинских осмотров. Работники пищеблока, не прошедшие периодические медицинские осмотры, допущены к работе. Работники пекарни и макаронной линии не прошли обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. В амбулаторных картах имеется запись о прохождении только флюорографических обследований. В личных медицинских книжках отсутствует информация о прохождении медицинских осмотров.

Представителями ответчиков в судебном заседании наличие указанных нарушений не опровергалось, доказательств устранения нарушений в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд находит требование истца в части понуждения ФКУ ИК-23 организовать проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование истца об обеспечении осужденных, отбывающих наказание в ИК-23, работающих в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий средствами индивидуальной защиты, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с п. 135 Приложения "Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н, рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий должны быть выданы: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт., сапоги резиновые с защитным подноском – 1 пара, перчатки с полимерным покрытием - 6 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов – 12 пар, щиток защитный лицевой или очки защитные – до износа, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее – до износа.

Проверкой проведенной Мурманским прокурором 06 августа 2019 года установлено, что осужденные, работающие в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФКУ ИК-23 средствами индивидуальной защиты, а именно, костюмом дл защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, лицевым защитным щитком или защитными очками, фильтрующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания, не обеспечены.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-23 пояснил, что указанное нарушение в настоящее время не устранено по причине отсутствия достаточного финансирования, в УФСИН России направлена заявка о выделении необходимых денежных средств, представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области возражений по заявленному требованию не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования и его удовлетворении.

Рассматривая требования истца о понуждении ответчиков создания надлежащих условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям, расположенным в отряде № 1 ФКУ ИК-23 УФСИН России, где проживают осужденные инвалиды, а именно, установке соответствующего пандуса или ремонта существующего, а также об организации места парковки транспортных средств, перевозящих инвалидов или управляемых инвалидами, на прилегающей к ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области территории, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", территориальные органы уголовно-исполнительной системы по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо органами местного самоуправления городских округов определяют границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации устанавливаются режимные требования. Из пункта 5 Положения о режимных требованиях на территории прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 03 сентября 2007 года № 178 следует, что на режимной территории запрещается, в том числе, без разрешения руководства учреждения находиться и передвигаться посторонним лицам.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке в августе 2019 года проведенной в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области установлено, что администрацией учреждения не созданы все необходимые условия для беспрепятственного доступа лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата к объектам социальной инфраструктуры, не созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям, расположенным в отряде № 1, в котором проживают осужденные инвалиды, необходимо установить пандус или отремонтировать существующий. На прилегающей к ФКУ ИК-23 территории не организовано место парковки транспортных средств, перевозящих инвалидов или управляемых инвалидами, хотя имеется парковка для автомобилей.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что постоянно действующих ограничений и запретов на беспрепятственный доступ на территорию исправительного учреждения инвалидам, в том числе, получившим разрешение от руководства учреждения с целью посещения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-23, а равно, реализации ими права на краткосрочные либо длительные свидания на территории исправительного учреждения, нормативно-правовые акты органов уголовно-исполнительной системы не содержат, в связи с чем, прибывающие на территорию исправительного учреждения граждане-инвалиды фактически лишены законной возможности беспрепятственного доступа на территорию указанного учреждения и парковки транспортных средств.

Представитель ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области пояснил, что 30 января 2020 года состоялось совещание по вопросу определения парковочного места для инвалидов с участием заместителя начальника ОГИБДД МО "Оленегорский" и исполняющего обязанности главы администрации МО городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, по результатам которого принято решение в срок до 01 июня 2020 года изготовить дорожный знак и установить его на выделенном участке прилегающей территории учреждения.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области в судебном заседании просил в удовлетворении данной части требований отказать по причине того, что место, где находится парковка является режимным объектом и нахождение там посторонних лиц запрещено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы представителя ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области Мушенковой Е.В. об отсутствии оснований для определения места парковки инвалидов на режимной территории, суд находит не основанными на фактических обстоятельствах дела, так как на прилегающей к ИК-23 территории уже организована парковка автотранспорта и не только для служебного транспорта. Следовательно, при равенстве всех участников дорожного движения и равенстве всех граждан на благоприятную среду обитания, на указанной парковке должно быть организовано место парковки транспортных средств, перевозящих инвалидов или управляемых инвалидами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области о понуждении организовать на территории ФКУ ИК-23 необходимое помещение для проведения осужденными отпусков, произвести в комнатах для умывания жилых отрядов установку оборудования и предметов хозяйственного обихода, произвести косметический ремонт, устранить нарушения пожарной безопасности, организовать проведение обязательных периодических медицинских осмотров осужденных, обеспечить осужденных средствами индивидуальной защиты, создать условия беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям учреждения и организовать место для парковки перевозящих их или управляемых ими транспортных средств, удовлетворить.

Обязать ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-23 УФСИН России в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

1. Организовать на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области необходимое помещение для проведения осужденными отпусков;

2. В комнатах для умывания в жилых отрядах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области произвести установку настенных полок для туалетных принадлежностей, вешалок для полотенец, подставок для чистки обуви;

3. Произвести косметический ремонт внутренних стен, потолка, а также ремонт кровли в помещениях жилого отряда № 1 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области;

4. Устранить нарушения требований пожарной безопасности:

- привести в надлежащее рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в бытовых помещениях свинарника, в цехе деревообработки ФКУ ИК-23, путем ремонта или замены названного оборудования,

- привести в надлежащее состояние наружные открытые лестницы, ведущие из жилых помещений вторых этажей жилых отрядов № 2, 8, 10 ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области,

- произвести расчеты категории помещений производственного назначения (ремонтно-механического участка, столярного цеха, цеха сувенирной продукции), здания цеха деревообработки ФКУ ИК-23 по взрывопожарной и пожарной опасности исходя из вида находящихся в помещении горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещения;

5. Организовать проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, привлеченных к оплачиваемому труду в должности повара, пекаря, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции;

6. Обеспечить осужденных, работающих в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапогами резиновыми с защитным подноском; перчатками с полимерным покрытием; лицевым защитным щитком или защитными очками; фильтрующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

7. Создать надлежащие условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) к помещениям, расположенным в отряде № 1 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, где проживают осужденные инвалиды;

8. Организовать место на прилегающей к ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области территории для парковки транспортных средств, перевозящих инвалидов или управляемых инвалидами.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья И.Л. Кувшинов

2-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мурманской области
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области
Суд
Ловозерский районный суд Мурманской области
Судья
Кувшинов Игорь Леонидович
Дело на сайте суда
lov.mrm.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее