Дело № 2-563/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего-судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) (далее - Управление) № от ДД.ММ.ГГГГ Федоровой В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Этим же решением ей отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Период нахождения Федоровой В.Н. в отпуске по беременности и родам в должности врача-<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен в специальный стаж в календарном порядке.
Не согласившись с данным решением, Федорова В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконнымего решения № от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части, обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении из расчета один год работы за один год три месяца, применить к спорному периоду нахождения в отпуске по беременности и родам льготное исчисление стажа как один год работы за один год три месяца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивировала тем, что в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, работодателем уплачивались страховые взносы, в связи с чем данные периоды должны включаться в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год три месяца при смешанном стаже. Также указывает, что время нахождения женщин в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности, в связи с чем указанный спорный период подлежит включению в специальный стаж в таком же льготном исчислении.
В судебном заседании истец Федорова В.Н. указанные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе К. ЧР (межрайонного) Г., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2019 года, установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции от 03.10.2018 года № 350-ФЗ), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Таким образом, с 01.01.2019 года досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев. При этом если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет (ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; приложение 7 к Закону № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665).
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (далее - Список 2002 года);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список 1999 года);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список 1991 года);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (далее - Перечень от 17 декабря 1959 года №1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № (далее - Правила №516);
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года №781).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года №781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности, и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В этом случае досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.
Вся трудовая деятельность истца с учетом спорных периодов проходила в лечебных учреждениях, расположенных как в городе, так и в сельской местности: в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Следовательно, истцу может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости по вышеуказанному основанию при наличии не менее 30-летнего стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
На дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж истцу определен в 28 лет № месяцев № дней при требуемом в 30 лет. Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены Управлением в специальный стаж истца со ссылкой, что такие периоды не предусмотрены пунктом 5 Правил №.При этом работа истца в <данные изъяты> расположенной в сельской местности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исчислена ответчиком в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 3 месяца как работа в должностях и учреждениях, поименованных в Списках, которая проходила в сельской местности, за исключением спорного периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовой книжкой истца Федоровой В.Н. (л.д. №) и справкой, уточняющей периоды работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной работодателем - <данные изъяты>, подтверждается ее работа в указанные периоды в должности и учреждении, предусмотренных Списком 2002 года. В настоящее время истец продолжает работать в должности врача-<данные изъяты>.
Нахождение истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года - врач-<данные изъяты>, расположенной в сельской местности, подтверждается вышеназванной справкой, уточняющей периоды работы (л.д. №).
В силу п. 5 Правил № 516 в стаж включаются, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности (ст. 255 Трудового кодекса РФ), поэтому обоснованно включен Управлением в специальный стаж истца.
С учетом того, что периоды работы истца в <данные изъяты> в должности врача-<данные изъяты> включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, спорный период нахождения истца в отпуске по беременности и родам также подлежит исчислению в указанном льготном порядке.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из нижеследующего.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной работодателем, а также удостоверениями о повышении квалификации (л.д. №), свидетельствами о повышении квалификации (л.д. №), удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации (л.д. №).
Согласно ч. 1 ст. 197 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей в спорные периоды, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей в спорные периоды, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пункт 9 вышеназванных Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения в этот перечень не входят.
Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды времени. Факт уплаты страховых взносов в указанные периоды ответчиком не оспаривается.
Поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились предусмотренные законодательством отчисления, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение ответчика в части не включения в специальный стаж работы спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным и подлежит отмене.
Как было указано выше, истец осуществляла лечебную деятельность как в городе, так и в сельской местности, в связи с чем положение подпункта подп. «а» п. 5 Правил от 29.10.2002 года № 781 о льготном порядке исчисления таких периодов как один год и 3 месяца к ней может быть применено при исчислении смешанного стажа ко всем периодам в учреждении, расположенном в сельской местности - в <данные изъяты> то есть и к периодам нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Федоровой В.Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ составил свыше необходимого 30-летнего стажа, исходя из следующего расчета:
28 лет № месяцев № дней (признан ответчиком) + № месяц № дней (добавится за счет применения к периоду нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготного исчисления как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № месяцев № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Таким образом, необходимый для назначения пенсии 30-летний специальный стаж истец выработала на дату обращения в Управление (ДД.ММ.ГГГГ) за назначением пенсии.
Однако, как было указано выше, по нормам Закона №400-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2019 года, применимой к спорным правоотношениям, ибо обращение истца за пенсией имело место ДД.ММ.ГГГГ, пенсия Федоровой В.Н. может быть назначена на полгода раньше после выработки ею необходимого специального стажа. В связи с указанным ее требование о досрочном назначении страховой пенсии по старости с даты обращения за ней не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в специальный стаж Федоровой В.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ, не применения к периоду нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготного исчисления стажа как один год работы за один год три месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) применить к периоду нахождения Федоровой В.Н. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготный порядок исчисления стажа как один год работы за 1 год 3 месяца; включить в специальный стаж Федоровой В.Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один год работы за 1 год 3 месяца.
В удовлетворении исковых требований Федоровой В.Н. к ГУ-УПФР в г. К. ЧР (межрайонному) об обязании назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова