Решение по делу № 8а-2034/2020 [88а-3052/2020] от 12.03.2020

Дело № 2а-6127/2019

№ 88а-3052/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                   29 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Ровенко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу административного истца Усачёва Сергея Владимировича на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Усачёва Сергея Владимировича о признании незаконным решения жилищной комиссии Федерального государственного казённого учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области» об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м (без учёта площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца).

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав пояснения административного истца Усачёва С.В., его представителя Коцурова О.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Егорова Е.В., возражавшего против их удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Усачёв С.В. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с административным иском о признании незаконным решения жилищной комиссии Федерального государственного казённого учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области» (далее – жилищная комиссия ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области) об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м (без учёта площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца). В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 22 сентября 2003 года по 12 августа 2016 года проходил военную службу по контракту. Приказом командира воинской части № 9783 от 10 августа 2016 года № 346-лс уволен с военной службы в запас Вооруженных сил Российской Федерации по состоянию здоровья. 1 августа 2007 года супруга административного истца Усачёва В.В. и сын Усачёв Е.С. участвовали в приватизации жилого помещения, 13 февраля 2008 года указанное жилое помещение отчуждено. 8 августа 2016 года административный истец и члены его семьи (супруга Усачёва В.В., сын Усачёв Е.С., сын Усачёв С.С. и дочь Усачёва Ю.С.) решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поставлены на учёт как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. 12 февраля 2019 года на заседании жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономно области было принято решение об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, с учётом долей в жилом помещении, ранее полученном членами семьи административного истца. С указанным решением Усачёв С.В. не согласен, поскольку считает, что административный ответчик необоснованно применяет положения Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), действовавшего до 5 марта 2005 года. Вывод о том, что члены семьи Усачёва С.В. – Усачёва В.В. и Усачёв Е.С. ранее были обеспечены жилым помещением от государства, является необоснованным. Ни административный истец, ни члены его семьи ранее не обеспечивались жильём органом исполнительной власти, в котором проходил службу административный истец. Усачёва В.В. и Усачёв Е.С. не являются военнослужащими и ранее военную службу не проходили, требования подпункта «д» пункта 10 Правил учёта военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее – Правила), на них не распространяются. Административный ответчик необоснованно уменьшил общую норму предоставления на 31,34 кв.м, применяя положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и не учитывая положения части 8 статьи 57 ЖК РФ, поскольку с момента отчуждения жилого помещения членами семьи военнослужащего прошло более пяти лет. Просил признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённое протоколом № 4 заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 12 февраля 2019 года; обязать административного ответчика устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путём установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м (без учёта площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца).

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной административным истцом Усачёвым С.В. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 12 марта 2020 года, через Центральный районный суд города Хабаровска 2 марта 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии нового решения по делу об удовлетворении административного иска.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Военная служба по смыслу части 1 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид государственной службы, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, регулируя который федеральный законодатель вправе устанавливать в рамках своей дискреции - исходя из задач, принципов организации и функционирования военной службы - ограничения в части реализации военнослужащими гражданских прав и свобод и возлагать на них особые обязанности, обусловленные специфическим характером их деятельности.

Жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Таким специальным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ), в статьях 15 и 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также определён порядок реализации права на жилище.

Государство гарантирует отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безвозмездное предоставление жилья, что закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В пункте 7 Правил определены основания признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Указанный порядок полностью согласуется с положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, согласно которому обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Усачёв С.В. проходил военную службу по контракту в воинской части № 9783, в августе 2016 года уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации по состоянию здоровья. На момент увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляла более десяти лет (14 лет 4 месяца). На основании решения жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, оформленного протоколом от 28 июля 2016 года № 17, старшина в отставке Усачёв С.В., 4 апреля 1982 года рождения и члены его семьи: супруга Усачёва В.В., 15 января 1985 года рождения, сын Усачёв Е.С., 4 марта 2007 года рождения, сын Усачёв С.С., 30 апреля 2013 года рождения, дочь Усачёва Ю.С., 7 декабря 2014 года рождения (всего 5 человек) приняты на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Хабаровске Хабаровского края с 4 мая 2016 года, на основании части 1 статьи 51 ЖК РФ.

На заседании жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 8 августа 2016 года рассмотрен рапорт административного истца от 2 августа 2016 года об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, который удовлетворен решением жилищной комиссии.

12 февраля 2019 года жилищной комиссией ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на заседании принято решения об определении старшине в отставке Усачёву С.В. и членам его семьи нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учётом долей в жилом помещении, ранее полученном его членами семьи: супругой Усачёвой В.В. и сыном Усачёвым Е.С. от государства в соответствии со статьёй 57 ЖК РФ, из расчёта: 18 кв.м*5 = 90 кв.м; 90 кв.м-31,34 кв.м (доли Усачёвой В.В. и Усачёва Е.С. в жилом помещении, ранее полученном от государства) = 58.66 кв.м, то есть норма предоставления.

Отказывая в удовлетворении административных требований по административному делу, оценивая представленные доказательства, Центральный районный суд города Хабаровска, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, пришёл к обоснованному выводу о том, в членам семьи военнослужащего – супругой Усачёвой В.В. и сыном Усачёвым Е.С. в порядке приватизации в 2007 году были приобретены доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, которые в последующем были отчуждены в 2008 году.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, административный истец в кассационной жалобе ссылается, в том числе на то, что жилое помещение было реализовано членами семьи административного истца 13 февраля 2008 года, за 8 лет до постановки его на учёт как подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и за 11 лет до принятия решения о предоставлении ему субсидии. Данное обстоятельство в совокупности с положением части 8 статьи 57 ЖК РФ полностью исключает возможность сокращения нормы предоставления жилого помещения и субсидии.

Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанции, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.

Доводы о неправомерности оспариваемого решения в связи с внесением Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 416-ФЗ изменений в статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ судебной коллегией отклоняются, поскольку на дату принятия административным ответчиком оспариваемого решения указанный закон не был принят, и данным законом, как следует из части 2 статьи 6 ЖК РФ, не предусмотрено распространение его действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие.

Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.

Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Усачёва Сергея Владимировича – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-2034/2020 [88а-3052/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Усачев Сергей Владимирович
Ответчики
Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю
Другие
Коцуров Олег Игоревич
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
23.04.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
29.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее