Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«11» декабря 2019 год г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи: Могильной Е.А.
при секретаре: Кулешовой М.Н.
с участием истца Кузнецова Е.В., представителей истцов по доверенности Динбагандова Х.Н., представителя Администрации г. Волгограда Любимова Ю.А., представителя Администрации Волгоградской области Симкина М.В., представителя Комитета строительства Волгоградской области Королькова А.В., представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Симкина М.В., представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Любимова Ю.А., представителя Департамента городского хозяйства Администрации г. Волгограда Сивогривовой И.О., представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Соколовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску Кузнецова Е. В., Сидоренко С. А., Самофаловой Е. А., Божко М. В. к Администрации г. Волгограда, Администрации Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об обязании организовать на территории поселка Верхнезареченского г. Волгограда обустройство системы газоснабжения, дорог, строительство системы водоснабжения и канализации до земельных участков, принадлежащих истцам,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов Е. В., Сидоренко С. А., Самофалова Е. А., Божко М. В. обратились в суд с иском к Администрации г. Волгограда, Администрации Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об обязании организовать на территории поселка Верхнезареченского г. Волгограда обустройство системы газоснабжения, дорог, строительство системы водоснабжения и канализации до земельных участков, принадлежащих истцам.
В обосновании требований указали, что истцам как многодетным родителям во исполнение Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-ОД «О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков в собственность бесплатно и установлении предельных размеров таких земельных участков», Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области были выделены земельные участки в поселке Верхнезареченский г. Волгограда с категорией земель под индивидуальное жилищное строительство.
Кузнецову Е.В. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пер. Титановый, ... кадастровый номер №....
Сидоренко С. А. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Никелевый, ..., кадастровый номер №....
Самофаловой Е. А. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Никелевый, ..., кадастровый номер №....
Божко М. В. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Сапфировый, ..., кадастровый номер №....
Приводят доводы о том, что к выделенным участкам были подведены только линии электроснабжения. Системы водоснабжения, газоснабжения, канализации, дороги на указанных участках отсутствуют.
Отсутствие систем водо-, газоснабжения, канализации и дорог в течении уже длительного времени не позволяет истцам освоить земельные участки в соответствии с целевым назначением.
С учетом уточненных требований просят обязать Администрацию Волгоградской области и Комитет строительства Волгоградской области организовать на территории поселка Верхнезареченский г. Волгограда обустройство систем газоснабжения до земельных участков, принадлежащих истцам с кадастровыми номерами: №....
Обязать Администрацию г. Волгограда организовать на территории поселка Верхнезареченского г. Волгограда обустройство дорог и строительство систем водоснабжения и канализации до земельных участков принадлежащих истцам с кадастровыми номерами: №...
Установить ответчикам срок для организации на территории поселка Верхнезареченский г. Волгограда обустройство дорог и строительство систем водоснабжения, газоснабжения и канализации в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Истец Кузнецов Е.В., представитель истцов требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации г. Волгограда по доверенности Любимов Ю.А. против требований возражал, указал, что в Постановлении Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области» проектирование и строительство дорог, систем водоснабжения и водоотведение на территории поселка Верхнезареченский г. Волгограда не предусмотрено.
Представитель Администрации Волгоградской области Симкин М.В. против требований возражал, полагал их необоснованными.
Представитель Комитета строительства Волгоградской области Корольков А.В. против требований возражал, указал, что строительство сетей включает в себя нормативные процедуры, связанные с получением разрешительной и правоустанавливающей документации, закупочные и иные обязательные процедуры.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Волгограда по доверенности Сивогривова И.О. против требований возражала, указала, что решение вопроса о строительстве дорог возможно исключительно при условии рассмотрения Волгоградской городской Думой вопроса о доведении Департаменту городского хозяйства Администрации г. Волгограда лимитов бюджетных обязательств на выполнение работ по разработке проектной документации.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Соколова В.В. против требований возражала, полагала требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Истцы Сидоренко С.А., Самофалова Е.А., Божко М.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель Комитета по строительству Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Поскольку стороны извещены надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу требований п. п. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно положениям п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ.
Судом установлено, что истцам как многодетным родителям во исполнение Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-ОД «О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков в собственность бесплатно и установлении предельных размеров таких земельных участков», Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области были выделены земельные участки в поселке Верхнезареченский г. Волгограда с категорией земель под индивидуальное жилищное строительство.
Кузнецову Е.В. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пер. Титановый, ... кадастровый номер №....
Сидоренко С. А. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Никелевый, ..., кадастровый номер №....
Самофаловой Е. А. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Никелевый, ..., кадастровый номер №....
Божко М. В. на основании решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок по адресу: г. Волгоград, пер. Сапфировый, ..., кадастровый номер №....
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Обращаясь с иском, истцы полагают, что на ответчиках лежит обязанность по организации газоснабжения, обустройство дорог и строительство водоснабжения и канализации.
Однако, суд не может согласиться с требованиями истцов по следующим основаниям.
Из установленных судом обстоятельств следует, что на уровне субъекта Российской Федерации (Волгоградской области) не принято каких-либо специальных нормативно-правовых актов по обеспечению инфраструктурой и транспортной доступностью земельных участков, предоставленных многодетным семьям, вследствие чего наличие, содержащегося в п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямого запрета на выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и процедура предоставления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список запрещено.
Одним из обязательных условий предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов является наличие разработанной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в настоящее время бюджет Волгограда на ДД.ММ.ГГГГ год утвержден решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О бюджете Волгограда на 2019 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы».
Учитывая дефицит бюджета Волгограда строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда в 2019 году осуществляется только за счет средств вышестоящих бюджетов.
В целях выполнения работ по строительству объекта необходимо внесение в закон Волгоградской области об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов статей расходов на газификацию поселка Верхнезареченский г. Волгограда.
Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-ОД «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень объектов строительства для областных государственных нужд на 2020 год, которым предусмотрено проектирование газораспределительных сетей к земельным участкам в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей, на территории западнее ... района Волгограда на сумму 8 650 000 рублей.
Главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет строительства Волгоградской области.
По окончании проектирования указанного объекта планируется его строительство в ДД.ММ.ГГГГ году, на что предусматривается выделение денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ году в размере 34 720 000 рублей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что органами власти предпринимаются действия по обеспечению ... инженерно-технической инфраструктурой.
Таким образом, возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) и бюджетному законодательству.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечения дорожной деятельности, которые относятся к вопросам местного значения.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истцы фактически просили возложить на орган местного самоуправления, обязанность обеспечить строительство перечисленных выше объектов инфраструктуры.
Вместе с тем, обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
По существу истцы ставят вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения, водоснабжения, равно как и подведению автомобильной дороги местного значения к земельным участкам истцов в приоритетном по отношению к ним порядке.
В связи с чем, удовлетворение заявленных требований истцов создаст необоснованные преимущества истцам, по отношению к иным жителям населенного пункта.
Кроме того, в силу закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации и принятии мер по организации дорожной деятельности, водоснабжения и канализации, а не обеспечение строительства систем водоснабжения, канализации, обустройство дорог.
В связи с чем, суд не находит правовых основания для удовлетворения требований истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кузнецова Е. В., Сидоренко С. А., Самофаловой Е. А., Божко М. В. к Администрации г. Волгограда, Администрации Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об обязании организовать на территории поселка Верхнезареченского г. Волгограда обустройство системы газоснабжения, дорог, строительство системы водоснабжения и канализации до земельных участков, принадлежащих истцам, установлении срока для организации обустройства дорог, строительства водоснабжения, газоснабжения, канализации – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.А. Могильная