Судья Беспалов О.В. дело № 33а-769/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 27 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Лиджеевой Л.Л.,
судей - Панасенко Г.В. и Говорова С.И.,
при секретаре - Динкиеве Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каташовой С.Н. к судебному приставу-исполнителю Санджиевой Ю.В., отделу судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в уменьшении взыскания с пенсии по апелляционной жалобе представителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия Улюмджиева Ч.К. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия (дело № *) от 19 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений на жалобу, объяснения представителя УФССП РФ по РК Адучеевой Н.В., представителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам Управления ФССП по РК Бондаренко Е.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Каташова С.Н. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании решения Целинного районного суда Республики Калмыкия от 30 ноября 2017 года в отношении нее возбуждено исполнительное производство, с ее пенсии удерживается 50% доходов в пользу ООО «*». 30 апреля 2019 года ее представитель обратилась к судебному приставу-исполнителю Санджиевой Ю.В. с ходатайством об изменении процента удержания при взыскании долга с 50% до 10%, 19 мая 2019 года в удовлетворении ходатайства отказано на основании п. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве». Считает указанное решение незаконным, поскольку она является пенсионером и размер ее пенсии составляет *** руб., после оплаты коммунальных услуг у нее остается около 5500 рублей. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 г. № 31 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Калмыкия за 4 квартал 2018 года» в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Республики Калмыкия от 25 апреля 2005 года № 191-III-3 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Калмыкия» определен прожиточный минимум по Республике Калмыкия для трудоспособного населения 9548 руб., для детей 9198 руб. Удержания 50% по исполнительному листу из пенсии, являющейся единственным источником дохода, приводит к ухудшению материального положения истца. При рассмотрении ходатайства судебным приставом-исполнителем не проверено материальное положение должника. Просила признать незаконным отказ в удовлетворении ходатайства об изменении процента удержания при взыскании долга с 50% до 10%, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Санджиеву Ю.В. изменить процент и уменьшить удержания с пенсии Каташовой С.Н. до 10%, о чем уведомить Управление ПФР по г. Элисте в Республике Калмыкия.
В судебное заседание административный истец Каташова С.Н. и ее представитель Телеева Н.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в телефонограмме представитель Телеева Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и ее представителя, административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Санджиева Ю.В., в судебном заседании 18 июня 2019 года заявленные исковые требования не признала, считая их необоснованными, не явилась в судебное заседание 19 июня 2019 года, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не представил суду возражений против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «***», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 июня 2019 года административное исковое заявление Каташовой С.Н. удовлетворено частично. Признано незаконным решение судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Санджиевой Ю.В. об отказе в уменьшении размера удержаний с пенсии по исполнительному листу * № * от 19 апреля 2018 года с Каташовой С.Н. с 50% до 10%. На судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия возложена обязанность вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по исполнительному листу из заработной платы Каташовой С.Н., до размера, при котором за ней сохраняется право на получение пенсии не ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия, УФССП России по Республике Калмыкия Улюмджиев Ч.К. просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на требования ст. 98, 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», отмечает, что в ходатайстве представителем должника указано на снижение процента удержания с 50% до 10%, между тем, поскольку размер ежемесячной страховой пенсии должника составляет *** руб., 10% от пенсии – * руб., при этом остаток денежных средств составит * руб., что превышает размер величины прожиточного минимума в Республике Калмыкия. Полагает, что снижение размера удержаний приведет к нарушению прав взыскателя на исполнение судебного решения в разумные сроки и противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Телеева Н.А. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, материалы исполнительного производства № *, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на данную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 30 ноября 2017 года с К., К., Каташовой С.Н., К., Х. в солидарном порядке в пользу Общества с ограниченной ответственностью «***» взыскана задолженность по кредитному договору в размере * руб. и * руб. с каждого расходы по уплате государственной пошлины.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия (далее – ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия) Санджиевой Ю.В. на основании исполнительного листа серии * № *, выданного Целинным районным судом Республики Калмыкия 19 апреля 2018 года, 16 мая 2018 года возбуждено исполнительное производство № *.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Санджиевой Ю.В. от 3 апреля 2019 года обращено взыскание на пенсию должника Каташовой С.Н. с удержанием ежемесячно 50% суммы данного вида дохода.
30 апреля 2019 года представитель Каташовой С.Н. Телеева Н.А. обратилась в службу судебных приставов с ходатайством об уменьшении размера удержаний из пенсии до 10%, ссылаясь на то, что после оплаты коммунальных услуг у Каташовой С.Н. остается около 5500 рублей, размер прожиточного минимума в Республике Калмыкия за 4 квартал 2018 года составляет для трудоспособного населения 9548 рублей, удержание 50% с пенсии должника, единственного источника доходов, приводит к ухудшению ее материального положения.
Письмом судебного пристава-исполнителя ОСП по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Санджиевой Ю.В. от 13 мая 2019 года Каташовой С.Н. отказано в удовлетворении ходатайства со ссылкой на ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
В силу ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется, в том числе, на основании принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 данной статьи, не применяется при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этом случае размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 процентов (ч. 3 Федерального закона N 229-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по смыслу статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений конституционного принципа: исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2019 года № 136 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Калмыкия за I квартал 2019 года» установлена величина прожиточного минимума в Республике Калмыкия за 1 квартал 2019 года в расчете на душу населения, размер которой для пенсионеров составил 7909 рублей.
Согласно справке УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия от 24.04.2019 г. размер ежемесячной страховой пенсии по старости Каташовой С.Н., * года рождения, составляет * рублей.
Из материалов дела видно, что расходы на оплату коммунальных услуг Каташовой С.Н., проживающей по адресу: *, в месяц составляют около * рублей.
Таким образом, остаток денежных средств должника Каташовой С.Н. после удержания 50% от суммы получаемой ею пенсии по старости, являющейся единственным источником дохода, составит сумму значительно ниже прожиточного минимума установленного для пенсионеров в Республике Калмыкия, что значительно ухудшает материальное положение административного истца, не обеспечивает поддержание достойных условий ее жизни, и нарушает требования статьи 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности решения судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении ходатайства Каташовой С.Н. о снижении размера удержания из пенсионных выплат должника Каташовой С.Н. по исполнительному производству и возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по исполнительному листу из пенсионных выплат Каташовой С.Н., до размера, при котором за ней сохраняется право на получение пенсии не ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Калмыкия, является обоснованным.
Указание в резолютивной части решения суда о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по исполнительному листу из заработной платы Каташовой С.Н., в части изложения слов «из заработной платы», по мнению судебной коллегии, является технически ошибочным и подлежит замене на слова «из пенсионных выплат», что не является основанием к отмене судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия (дело № 2а-175/2019) от 19 июня 2019 года оставить без изменения.
Абзац третий резолютивной части указанного решения суда изложить в следующей редакции: «Возложить на судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам УФССП России по Республике Калмыкия обязанность вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по исполнительному листу из пенсионных выплат Каташовой С.Н., до размера, при котором за ней сохраняется право на получение пенсии не ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Калмыкия».
Апелляционную жалобу представителя отдела судебных приставов по Целинному и Приютненскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия Улюмджиева Ч.К. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
С.И. Говоров