Дело № 12-65/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Элиста 17 марта 2020 года
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев протест прокурора г. Элисты Республики Калмыкия Ногина И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 07.02.2020 г. о прекращении производства по делу об административному правонарушению, возбужденному по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Манджиева Санала Санджиевича,
ус т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия производство по делу об административном правонарушении, возбужденному по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Манджиева Санала Санджиевича прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что особенностью правового положения бюджетного учреждения является возможность осуществления им коммерческой деятельности и право самостоятельно распоряжаться полученным им по результатам деятельности доходами и имуществом, приобретенным на указанные средства. Обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица возложена на все организации независимо от их организационно-правовой формы, в связи с чем такая обязанность возложена и на БУ РК «Республиканская больница имени П.П. Жемчуева». В соответствии с Уставом является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, законодательством РК и настоящим уставом путем выполнения работ, оказания услуг в сфере здравоохранения. В отличие от государственного (муниципального) органа бюджетное учреждение не обладает государственно-властными полномочиями, наличие которых является важнейшей чертой, определяющей признак государственных (муниципальных) органов, отличающий их от общественных организаций, а также от государственных (муниципальных) учреждений и предприятий. Поскольку БУ «Республиканская больница имени П.П. Жемчуева» не относится к государственным (муниципальным) органам, исполнение ФИО1 обязанности оператора ЭВМ отдела автоматизированных систем управления ФОМС в названном учреждении, являющимся некоммерческой организацией (бюджетным учреждением), требовало от главного врача БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» выполнения обязанности, установленной в ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, по направлению сообщения бывшему работодателю ФИО1 о приеме последней на работу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Яшкулова М.А. поддержала требования по доводам, изложенным в протесте.
Манджиев С.С. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, представитель Харашкина В.Б. указала, что исполнение должностных обязанностей оператора ЭВМ ФИО1 не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должности на муниципальной службе. Обязанность уведомлять представителя нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту ее службы возникает при условиях, что оплата труда (стоимость услуг) бывшего государственного служащего по новому месту работы должна составлять более 100 000 руб. в месяц, просила оставить постановление мирового судьи без изменения, протест без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в ходе проведения проверки требований законодательства о противодействии коррупции прокуратурой г. Элисты установлено, что 16.09.2019 г. между БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» в лице главного врача Манджиева С.С. и ФИО1 заключен трудовой договор №378, в соответствии с которым последняя принята на должность оператора ЭВМ отдела автоматизированных систем управления ФОМС, о чем был издан приказ от 16.09.2019 г. №378 и сделана запись в трудовой книжке.
Согласно записям в трудовой книжке в период с 02.02.2018 г. по 16.09.2019 г. ФИО1 проходила службу в Администрации Булуктинского СМО в должности ведущего специалиста – старший бухгалтер, включенную в Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный распоряжение Булуктинского СМО №11 от 31.03.2011 г.
По результатам проверки установлено, что БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» направило в адрес Главы Булуктинского СМО Республики Калмыкия уведомление о принятии на должность бывшего муниципального служащего – ФИО1 25.11.2019 г., то есть с нарушением установленного ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции десятидневного срока сообщило представителю нанимателя по последнему месту службы ФИО1 о приеме на работу.
По факту выявленного нарушения 24.01.2020 г. прокурором г. Элисты в отношении главного врача БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Манджиева С.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении главного врача БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, мировой судья, пришел к выводу об отсутствии у БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» обязанности по исполнению требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», так как данная организация является бюджетным учреждением, в связи с этим исполнение ФИО1 обязанностей оператора ЭВМ в указанном учреждении не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью муниципальной службы.
Однако с указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, статье 64.1 Трудового кодекса РФ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту «e» пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из анализа пункта 1, подпункта «e» пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим муниципальным служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Указанный вывод подтвержден изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позицией о том, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно п.п. 1.1,2.3. Устава БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», утвержденного Министерством здравоохранения Республики Калмыкия от 15.05.2015 г. № 751-пр, указанное учреждение является некоммерческой организацией, создана для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи населению Республики Калмыкия в амбулаторных и стационарных условиях.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан или юридических лиц за плату на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Вывод мирового судьи о том, что деятельность БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» связана с предоставлением государственных услуг, и исполнение обязанностей бывшей муниципальной служащей в связи с этим не связана с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на муниципальной службе, что свидетельствует об отсутствии в действиях главного врача состава административного правонарушения, является необоснованным и немотивированным, мировым судьей не учтены положения Устава БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» о том, что учреждение является некоммерческой организацией, а не государственным учреждением либо муниципальным органом.
Данному обстоятельству мировым судьей не дана должная оценка.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, будут нарушены предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (статья 24.1 КоАП РФ).
Таким образом, мировым судьей в нарушение положений ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы с достаточной полнотой все обстоятельства по административному делу и выводы сделаны без всестороннего и объективного исследования всех представленных доказательств.
Данное нарушение является существенным, в связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение иным мировым судьей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности на сегодняшний день не истек.
При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо устранить указанные нарушения, и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.10 КоАП РФ,
р е ш и л:
протест прокурора г. Элисты Республики Калмыкия удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 07.02.2020 г. по делу об административном правонарушении по статье 19.29 КоАП РФ в отношении главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Манджиева Санала Санджиевича отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия.
Судья Е.Е. Согданова