Дело № 2-1077/2019
39RS0002-01-2018-007840-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,
при секретаре Перфирьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова А.И. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел №3 в г. Калининграде о признании Слоницкого С.А. членом своей семьи,
У С Т А Н О В И Л:
Фролов А.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что является военнослужащим, проходит воинскую службу в войсковой части 30866 Балтийского флота. Он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >. В январе 2015 года отец супруги Слоницкий С.А. перенес острое < ИЗЪЯТО > в результате чего ему установлена первая группа инвалидности. Вследствие перечисленных обстоятельств, Фролов А.И. был вынужден перевезти его к месту своего жительства с целью надлежащего ухода за Слоницким С.А., который не способен самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться, ориентироваться и контролировать за своим поведением. В связи с этим, < Дата > Слоницкий С.А. был зарегистрирован в принадлежащем Фролову А.И. жилом помещении в качестве члена его семьи и проживает в нем по настоящее время вместе с Фроловым А.И. и его семьей. В семье Фролова А.И. единый бюджет, все вместе планируют и осуществляют совместные расходы, ведут совместное хозяйство, материальное содержание Слоницкого С.А. полностью возложена на Фролова А.И. В этой связи Фролов А.И. обратился к ответчику с заявлением о признании Слоницкого С.А. членом его семьи, на что было предложено обратиться с данным заявлением в суд. Таким образом, просит признать Слоницкого С.А. членом своей семьи.
В судебном заседании истец Фролов А.И., а так же его представитель Моргунов И.Ю., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, пояснили, что Слоницкий С.А. является отцом супруги истца Ф., от брака с которой они имею двух детей. В связи с перенесенным заболеванием, Фролов А.И. перевез Слоницкого С.А. из < адрес > его к себе в квартиру, расположенную в < адрес >, где они проживали все семьей. В последствии Фролов А.И. со своей семьей, супругой и детьми, переехали в Калининград, проживали в съемной квартире, а с < Дата > Фролов А.И. проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: г. < адрес >, предоставленном на состав семьи 4 человека – Фролов А.И., супруга и двое детей. Однако, часто ездят в < адрес >, где проживает Слоницкий С.А. для оказания ему помощи. Вместе с тем, Слоницкий С.А. фактически так же является членом его семьи, поскольку в силу перенесенного им заболевания, проживать самостоятельно он не может, нуждается в постоянном уходе, который осуществляет Фролов А.И. и его супруга. Кроме того, пояснили что имеют намерения получать медицинскую помощь, в том числе для Слоницкого С.А., как члена семьи, по линии Министерства Обороны.
Ответчик ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел №3 в г. Калининграде своего представителя в судебное заседание для участия в деле не направил, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Третье лицо Слоницкий С.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Выслушав истца, его представителя, свидетелей, исследовав материала дела, дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу п.5 ст.2 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащего» разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В статье 31 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» предусмотрено, что члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всем необходимым при отсутствии у члена семьи материальной поддержки от других лиц или других источников, т.е. доходы и имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования. Для признания помощи военнослужащего основным источником средств к существованию при наличии у члена семьи, кроме средств, предоставляемых военнослужащим, других источников дохода (в данном случае, пенсия), необходимо установление того, что без оказания этой помощи член семьи не сможет обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. 2, 3 ст. 9 ФЗ от 17.12.201 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
В силу положений вышеуказанного Закона № 173-ФЗ лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по предоставлению в суд доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, возлагается на истца.
Судом установлено, что Фролов А.И. является военнослужащим, проходит службу в войсковой части №, с < Дата > состоит в браке с Ф., от брака с которой имеют дочь Ф2, < Дата > года рождения, и сына Ф2, < Дата > года рождения, которые с < Дата > зарегистрированы по адресу: < адрес >.
На основании договора купли-продажи, заключенного < Дата >, Фролов А.И., Ф., Ф2 и Ф2 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >, общей площадью 96,4 кв.м.
Слоницкий С.А. является отцом супруги Фролова А.И. – Ф., который с < Дата > зарегистрирован по адресу: < адрес > и фактически в нем проживает.
Согласно материалам дела Слоницкий С.А. является < ИЗЪЯТО >, не работает, является получателем пенсии, размер которой составляет < ИЗЪЯТО > ежемесячно.
На основании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от < Дата >, Фролову А.И. на состав семьи четыре человека – он, супруга и двое детей, предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, общей площадью 73 кв.м, состоящее из трех комнат. В этот же день с Фроловым А.И. заключен договор найма служебного жилого помещения №.
Согласно справок < ИЗЪЯТО > доход Фролова А.И. за 2018 г. составил < ИЗЪЯТО >, доход Ф. за 2018 г. составил < ИЗЪЯТО >.
Дочь Фролова А.И. – Ф2 является < ИЗЪЯТО >, обучение платное, срок обучения с < Дата > по < Дата > Сын Фролова А.И. – Ф2 – является < ИЗЪЯТО > срок обучения с < Дата > по < Дата >, что подтверждается соответствующими справками.
Как пояснил в судебном заседании Фролов А.И., Слоницкий С.А. перенес тяжелое заболевание, в связи с чем было принято решение перевезти его в Калининградскую область на постоянное место жительство в квартиру, расположенную по адресу: < адрес >. В связи с болезнью, Слоницкий С.А. не может обходиться без посторонней помощи, поэтому забота о нем полностью легла на Фролова А.И. и членов его семьи, которые, несмотря на то, что фактически проживают в настоящее время в Калининграде, систематически приезжают к нему < адрес >, где он постоянно проживает, оказывают помощь, в том числе в передвижении. Таким образом, семья Фролова А.И. фактически состоит из пяти человек, он, супруга, двое детей и отец супруги Слоницкий С.А. В семье единый бюджет, они ведут совместное хозяйство, материальное содержание Слоницкого С.А. полностью лежит на истце.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ф2 пояснила, что является дочерью Фролова А.И., с 2015 года обучается в учебном заведении Калининграда. С 2015 года проживает в г. Калининграде на съемных квартирах с родителями, в настоящее время проживает в служебном жилом помещении по < адрес >. В 2015 году приехал в Калининградскую область Слоницкий С.А. (дедушка), который проживает в < адрес >. В виду состояния его здоровья, обслуживать самостоятельно он себя не может, основную помощь ему оказывает Фролов А.И.
Свидетель Н. в судебном заседании пояснил, что знаком с дочерью истца. Известно, что в квартире по < адрес > проживает Фролов А.И., его супруга, дети и Слоницкий С.А., который фактически нуждается в посторонней помощи. В ноябре 2018 года он, Н., помогал Слоницкому С.А. спускаться на носилках в машину скорой помощи.
Разрешая спор, изучив доводы истца и его представителя, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд не установил факт совместного проживания Слоницкого С.А. с истцом Фроловым А.И. и членами его семьи.
В ходе рассмотрения дела судом было достоверно установлено, что Слоницкий С.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу < адрес >. Истец проживает в г. Калининграде с 2015 года на съемных квартирах, а в настоящее время проживает в предоставленном ему на состав семьи 4 человека, служебном жилом помещении. То обстоятельство, что истец систематически посещает Слоницкого С.А., не может служить достаточным доказательством того, что он является членом семьи Фролова А.И., либо находится на его иждивении.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Слоницкий С.А. является получателем пенсии, размер которой составляет более < ИЗЪЯТО > рублей, то есть способен самостоятельно обеспечивать себя. Таким образом, доказательств того, что Слоницкий С.А. находится на полном содержании Фролова А.И. и постоянным и основным источником средств к существованию для него является его помощь, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что Слоницкий С.А. не может обходиться без посторонней помощи, при том, что Фролов А.И. совместно с членами своей семьи, проживает отдельно от него, в другом городе Калининградской области.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих факт содержания Слоницкого С.А. именно истцом и что это содержание является для него постоянным и основным источником средств к существованию, при этом мать
По смыслу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, относятся лица, прямо указанные в законе, а также лица, находящиеся на иждивении. Таким образом, круг лиц, относящийся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, определяется пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ в их системной связи и является исчерпывающим.
С учетом приведенных выше норм права и установленных судом обстоятельств суд считает, что исковые требования необоснованны и в удовлетворении их следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░ №3 ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░