Дело № 2а-5681/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Аракелян ФИО10 к УМВД России по Калининградской области о признании незаконным и отмене решения от 29.06.2019 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, возложении обязанности исключить сведения из автоматизированной системы центральной базы учета иностранных граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Аракелян А.С. в лице своего представителя по доверенности Дегтярева С.В. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что согласно письму Управления МВД РФ по Калининградской области № № от 01.08.2019 следует, что в отношении гражданки < ИЗЪЯТО >: Аракелян ФИО11 < Дата > года рождения, имеющую паспорт < ИЗЪЯТО > №, выданный 06.07.2017, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Калининград, < адрес >, Управлением МВД РФ по Калининградской области было вынесено Решение от 29.06.2019 «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию». Принятое Управлением МВД РФ по Калининградской области Решение от 29.06.2019 «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию» считает неправомерным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 04.06.2019, Решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области от 25 октября 2018 года N № «Об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации», выданного Аракелян А.С. - отменено. На Управление МВД России по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца Аракелян А.С. Меж тем, несмотря на это Управление МВД РФ по Калининградской области, выносит 29.06.2019 г незаконное решение о запрете на въезд в РФ, при этом заведомо зная о наличии принятого судом решения, смыслом и содержанием которого «Вид на жительство иностранного гражданина в РФ» № выданный сроком до 07.09.2020 года, является действующим. Таким образом, Решение Управления МВД РФ по Калининградской области от 29.06.2019 «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию» находится в полном противоречии с Решением принятым Центральным районным судом г. Калининграда от 04.06.2019. Аракеля А.С., муж Аракелян ФИО12, с двумя несовершеннолетними детьми Аракелян ФИО13 < Дата > года рождения, Аракелян ФИО14 < Дата > года рождения на территории Калининградской области проживают более 5 лет. Каждый из членов семьи Аракелян имеет действительный вид на жительство в РФ сроком до 07.09.2020. Между тем согласно письму Управления МВД РФ по Калининградской области № № от 01.08.2019 следует, что решение о запрете на въезд в РФ административный ответчик мотивировал ссылкой на подпункт 11 части 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию», так как по мнению ответчика истица неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекалась к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением режима пребывания (проживания) в РФ. Из обстоятельств дела, о чем также не могли не знать должностные лица Управления МВД РФ по Калининградской области принимавшие решение о неразрешении на въезд в РФ следует, что истица в силу плохой осведомленности законодательства РФ, действительно привлекалась к административной ответственности: 11.05.2018 Постановлением начальника отдела УФМС России по Калининградской области по признакам, ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, мера наказания – 2500 рублей штрафа; 08.08.2018 Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда по признакам ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, мера наказания - 5000 рублей штрафа, без административного выдворения. Однако, на 29.06.2019, дату принятия Решения о запрете на въезд в РФ, отсутствовало необходимое квалифицирующее условие, как повторность в течение года совершение правонарушения. Поскольку после 08.08.2018 истицей никаких правонарушений не совершалось и доказательства, которые могли бы утверждать обратное, полностью отсутствуют. Оспариваемое Решение Управления МВД РФ по Калининградской области от 29.06.2019 «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию» помимо абсурдной ссылки на нарушение Аракелян А.С. указанных положений закона, иных законных мотивов установления запрета на въезд в Российскую Федерацию не содержит, вывод о необходимости применения к истцу такой превентивной меры как неразрешение на въезд в РФ не обосновывается. Все вышеперечисленные обстоятельства о незаконности принятого решения были изложены в заявлениях от 22.07.2019 и 29.07.2019 заместителю начальника УВМД РФ по Калининградской области и руководителю УФМС Калининградской области соответственно с просьбой его отмены. Так как принятое решение прямо нарушает права и интересы истицы, как иностранного гражданина, имеющего Вид на жительство в РФ и не совершавшего противоправных действий за которые возможно было бы запрещено либо ограничено право въезда в РФ. Данное заявление, должностными лицами Управления МВД РФ по Калининградской области, было проигнорировано, ограничившись выдачей доверителю истицы письма Управления МВД РФ по Калининградской области № № от 01.08.2019. 03.08.2019 в 21.35 мин, Аракелян А.С. и ее мужу Аракелян С.Г., при пересечении государственной границы при въезде в Калининградскую область на участке Мамоново-Гжеходки было запрещено к въезду в РФ. В отношении их малолетних детей запрет, как любые другие ограничения по въезду (выезду) в (из) РФ Управлением МВД РФ по Калининградской области не устанавливались. Учитывая крайне сложную психоэмоциональную обстановку в доказывании пограничной службе ФСБ РФ о необоснованности мер по запрету въезда в РФ, истица была вынуждена передать малолетних детей близким людям с тем, чтобы они до разрешения в судебном порядке, могли въехать и находиться на территории РФ. В этой связи нельзя понять безосновательность, как и бесчеловечность по принятию и сокрытию заведомо незаконных действий, допущенных должностными лицами Управления МВД РФ по Калининградской области. Поскольку Решение по запрету на въезд в РФ принятое 29.06.2019, административным ответчиком согласно отметке почтового штемпеля на конверте, было отправлено в адрес истицы только 23.07.2019. Отправка данного письма была произведена ответчиком только после того, как представитель истицы 22.07.2019 официально на личном приеме у заместителя начальника Управления МВД РФ по Калининградской области обратился с тем чтобы подтвердить либо опровергнуть наличие такого решения. При чем само письмо представителем было обнаружено в почтовом ящике по месту регистрации истицы 04.08.2019, в то время, когда истице и ее семье после возвращения из отпуска было запрещено к въезду в РФ. На основании изложенного, просит суд решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области от 29.06.2019 «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию» сроком до 18.08.2023 признать незаконным и отменить; обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области исключить из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведения о запрете гражданке < ИЗЪЯТО > Аракелян ФИО15 < Дата > года рождения, имеющей паспорт №, выданный 06.07.2017 на въезд в Российскую Федерацию сроком до 18.08.2023; обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, 236000, г. Калининград, < адрес > устранить допущенные нарушение прав гражданке < ИЗЪЯТО > Аракелян ФИО16 < Дата > года рождения, имеющей паспорт №
Административный истец Аракелян А.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель административного истца по доверенности – Дегтярев С.В., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика УМВД России по Калининградской области по доверенности – Тешебаева Ж.Т. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила оставить их без удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 ст. 62 Конституции РФ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 29.06.2019 на основании пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении гражданки Республики Армения Аракелян А.С. УМВД России по Калининградской области вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на срок до 18.08.2023.
Уведомление о принятом решении от 29.06.2019 было направлено Аракелян А.С. почтовым отправлением, однако сведения о его получении отсутствуют.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 04.06.2019 требования Аракелян А.С. были удовлетворены частично. Решение Управления МВД России по Калининградской области № № от 25 октября 2018 года об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданного Аракелян ФИО17, было отменено, на Управление МВД России по Калининградской области была возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца Аракелян ФИО18.
Решение вступило в законную силу 11.07.2019.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Суд установил, что Аракелян А.С. дважды в течение года, 11.05.2018 и 08.08.2018, привлекалась к административной ответственности по ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
При таком положении суд приходит к выводу, что у ответчика имелись правовые основания для принятия решения о неразрешении Аракелян А.С. въезда в Российскую Федерацию, однако данное решение было принято без учета существенных обстоятельств, которым также судом ранее была дана оценка при рассмотрении административного иска Аракелян А.С. об оспаривании решения об аннулировании вида на жительство.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Законодательное регулирование возможности принятия решения о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55), а также не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации, в частности, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.1985 года), что подтверждает право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Как установлено судом отсутствуют негативные последствия от совершенных Аракелян А.С. административных правонарушений, которые явились основанием к принятию оспариваемого решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Также необходимо принять во внимание данные о личности Аракелян А.С., которая официально трудоустроена, состоит на налоговом учете, положительно характеризуется, принимает участие в благотворительной деятельности на территории Российской Федерации, существенным является факт проживания в Российской Федерации ее семьи – супруга, которому также решением суда восстановлен вид на жительство, и двоих несовершеннолетних детей, имеющих вид на жительство, обучающихся в средней школе. Таким образом, решение о неразрешении въезда оказывает негативное влияние на жизнь семьи Аракелян, влечет недопустимое законом разлучение родителей с детьми.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение подлежит отмене, а сведения о наличии запрета - исключению из базы учета иностранных граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить частично.
Решение УМВД России по Калининградской области от 29.06.2019 о не разрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке < ИЗЪЯТО > Аракелян ФИО19 сроком до 18.08.2023 – отменить.
Обязать УМВД России по Калининградской области исключить из автоматизированной системы центральной базы учета иностранных граждан ФМС России сведения о запрете гражданке < ИЗЪЯТО > Аракелян ФИО20, < Дата > года рождения, имеющей паспорт №, выданный 06.07.2017, на въезд в Российскую Федерацию сроком до 18.08.2023.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд города Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019.
Судья Д.В. Стома