Дело № 2а-3132/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г.Ухте Республики Коми 28 сентября 2017 года административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Янович В.В. о взыскании пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Янович В.В. о взыскании пени в размере 4465 рублей 99 копеек, в обоснование требований указывая, что административный ответчик состоит на налоговом учете как плательщик страховых взносов, 15.01.2014 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако не уплатил своевременно и в полном объеме пени за несвоевременное перечисление страховых взносов. Административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени № 007S01160061906 от 29.07.2016 года на сумму 4465 рублей 99 копеек, из них на финансирование страховой части трудовой пенсии 2696 рублей 59 копеек, на финансирование накопительной части трудовой пенсии 1018 рублей 76 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 750 рублей 64 копейки. Сроки, указанные в требовании об уплате задолженности в добровольном порядке, истекли, однако задолженность административным ответчиком не погашена. Поскольку срок на обращение в суд пропущен, возможность обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа отсутствует. Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, так как законодательством предусмотрена передача функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов от территориальных органов Пенсионного фонда РФ налоговым органам, передача документов носит длительный характер.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14.09.2011 года, в силу пп.2 п.1 ст.6, ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являлся физическим лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой и уплачивающим страховые взносы.
Согласно выписке из ЕГРИП, 19.04.2015 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из представленных административным истцом расчетов, пени начислены за несвоевременную уплату страховых взносов за 2013 - 2014 годы по 29.07.2016 года. Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное, и к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), действовавшего по 31.12.2016 года.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
На основании ч.1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, и административному истцу судом было предложено представить доказательства наличия оснований для начисления пени, в том числе обращения просроченной задолженности по уплате страховых взносов за 2013 - 2014 годы ко взысканию.
Однако таковых не представлено, как не представлено и доказательств того, что возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов за спорные расчетные периоды сохраняется. При таких обстоятельствах факт наличия задолженности по уплате страховых взносов за спорный период не может считаться доказанным, и оснований для взыскания спорных пеней в связи с этим не имеется.
Кроме того, с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику заказным письмом было направлено требование № 007S01160061906 от 29.07.2016 года, в которых срок исполнения указан по 16.08.2016 года.
В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок подачи административного иска истекал 16.02.2017 года, однако исковое заявление подано в суд 31.07.2017 года, то есть за пределами установленного срока.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении процессуального срока не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С 1 января 2017 года Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. При этом в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые органы являются профессиональными участниками правоотношений по уплате обязательных платежей и санкций, в связи с чем им должны быть известны положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, опубликованного 04.07.2017 года, и период с 01.01.2017 года до истечения срока подачи административного искового заявления являлся достаточным для его своевременного предъявления. Сам по себе длительный процесс передачи документов между органами, наделенными в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, на что ссылается административный истец, уважительной причиной для столь существенного (пять месяцев) пропуска процессуального срока признан быть не может.
В силу ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ пропуск срока на подачу административного заявления является основанием для отказа в удовлетворении административного иска без установления судом иных обстоятельств.
В связи с изложенным в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Янович В.В. о взыскании пени по состоянию на 29.07.2016 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ухтинского городского суда Е.Г. Берникова