Отметки об исполнении решения________________________________________дело № 2- 76/2019
_____________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2019 года с. Новый Некоуз
Некоузский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Данилюка В.Н.
с участием представителя истца, в лице заместителя прокурора
Некоузского района ЯО Гальянова С.В.
с участием представителя ответчика, в лице начальника Управления образования администрации Брейтовского муниципального района - Тюриковой С.А.
с участием представителя ответчика, в лице заместителя директора по АХЧ МОУ «Брейтовская СОШ» Серова И.Н.
при секретаре судебного заседания Коньковой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Брейтовского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, к администрации Брейтовского муниципального района ЯО, МОУ «Брейтовская СОШ» о возложении на ответчиков обязанности, в течение 3 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения подп. «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, путем обеспечения охраны объектов (территорий) - МОУ «Брейтовская СОШ», сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брейтовского района Ярославской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, обратился в Брейтовский районный суд с исковыми требованиями к администрации Брейтовского муниципального района ЯО, МОУ «Брейтовская СОШ» о возложении на ответчиков обязанности, в течение 3 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения подп. «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, путем обеспечения охраны объектов (территорий) – МОУ «Брейтовская СОШ», сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, указав в обоснование заявленных требований, что, прокуратурой Брейтовского района Ярославской области, по заданию прокуратуры области, в связи с трагическими событиями в г. Керчи, была проведена проверка соблюдения законодательства, об обеспечении безопасности образовательных организаций.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования, определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание Муниципального образовательного учреждения - Брейтовская средняя общеобразовательная школа (МОУ «Брейтовская СОШ»)
В соответствии с п. 1.9 Устава МОУ «Брейтовская СОШ», утвержденным 01.12.2015 постановлением администрации Брейтовского муниципального района № 564, учредителем данного образовательного учреждения, является муниципальное образование - Брейтовский муниципальный район Ярославской области.
Согласно акта обследования и категорирования МОУ Брейтовская СОШ от 09.11.2017 года, данный объект, в силу подпункта «б» п. 12 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, относится к II категории опасности и в рамках исполнения мероприятий по обеспечению требований антитеррористической защищенности к объекту второй категории опасности, в соответствии с требованиями подпункта «а» п. 23 Требований, необходимо обеспечить охрану объекта (территорий), сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На основании определения судьи Брейтовского районного суда ЯО от 10.12.2018 года, к участию в деле, в качестве соответчика, было привлечено Управление образования администрации Брейтовского муниципального района ЯО.
Определением Ярославского областного суда от 18.01.2019 года, гражданское дело было передано для рассмотрения по существу, в Некоузский районный суд ЯО и при поступлении было назначено к судебному разбирательству 12 марта 2019 года в 14 часов, с участием сторон.
В судебном заседании, представитель истца, в лице заместителя прокурора Некоузского района Гальянов С.В., заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил суду об обстоятельствах дела, уточнив при этом что, применительно к настоящему исковому заявлению, объектом (территорией), подлежащим обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, является МОУ «Брейтовская средняя общеобразовательная школа».
Представитель истца, так же пояснил что, требования просительной части искового заявления, возлагают в равной степени обязанности по устранению нарушения подпункта «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, на администрацию Брейтовского муниципального района, как учредителя МОУ «Брейтовская СОШ», на Управление образования администрации Брейтовского МР, исполняющего функции учредителя, по организации образовательного процесса в районе и непосредственно на МОУ «Брейтовская СОШ».
При этом, администрация Брейтовского МР, согласно заявке, поданной Управлением образования, обязана выделить денежные средства для организации охраны объектов (территорий) – зданий МОУ «Брейтовская СОШ», сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Управление образования администрации Брейтовского МР и непосредственно МОУ «Брейтовская СОШ», обязаны организовать охрану объектов (территорий) – зданий МОУ «Брейтовская СОШ», сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Представители ответчиков: начальник Управления образования администрации Брейтовского муниципального района Тюрикова С.А. и заместитель директора по АХЧ МОУ «Брейтовская СОШ» Серов И.Н., не оспаривая законность и обоснованность исковых требований прокурора, пояснили что, ввиду недостаточности бюджетного финансирования, исполнение решения суда, будет проблематичным, в связи с чем, просили увеличить срок, указанный прокурором для исполнения решения суда, а именно, вместо трех месяцев, установить срок исполнения решения суда до 31 августа 2019 года, то есть до начала нового учебного года, мотивируя свою позицию в этой части тем что, в летний период времени, школа не работает, образовательный процесс не осуществляется, поэтому необходимости в охране объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны в летний период не имеется и экономически будет целесообразно, осуществлять охрану объекта с начала нового учебного года.
Представитель администрации Брейтовского муниципального района, будучи своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, о причинах своей неявки суду не сообщил, направив в распоряжение суда письменный отзыв по существу исковых требований прокурора, согласно которому, учредителем и собственником имущества МОУ «Брейтовская СОШ», является Брейтовский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя в организации образовательного процесса в районе, осуществляет орган местного самоуправления администрация Брейтовского MP, в лице Управления образования администрации Брейтовского муниципального района.
Финансовое обеспечение МОУ «Брейтовская СОШ», является полномочием Управления образования, которое является главным распорядителем бюджетных средств.
Постановлением главы Брейтовского MP, здание школы и интерната МОУ «Брейтовская СОШ», расположенные по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления, закреплены за МОУ «Брейтовская СОШ» и, таким образом, у администрации Брейтовского MP, отсутствует обязанность по обеспечению охраной зданий школы и интерната.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнений сторон, судом принято решение о рассмотрении иска прокурора, при имеющейся явке, в отсутствие представителя администрации Брейтовского МР.
Выслушав объяснения сторон, с учетом позиции администрации Брейтовского МР, изложенной в письменном отзыве на исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Некоузского района, с учетом внесенных уточнений, подлежат частичному удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Одними из основных принципов противодействия терроризму, согласно ст. 2 Федерального закона 35-ФЗ, является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектом (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно пункту 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (пункт 7 Требований).
В соответствии с пунктом 14 Требований, результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
В силу пункта 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Постановлением администрации Брейтовского муниципального района от 07.11.2017 года № 768, создана комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий) сферы образования, правообладателем которых является Брейтовский муниципальный район (далее - комиссия).
09.11.2017 года, комиссией проведено обследование здания МОУ «Брейтовская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам обследования МОУ «Брейтовская СОШ», отнесена ко второй категории антитеррористической защищенности.
Комиссией сделан вывод о том, что объект не соответствует предъявляемым минимальным требованиям к антитеррористической защищенности, поскольку, в нарушение п.п. «а» п. 23 Требований, в МОУ «Брейтовская СОШ», не организована охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны и рекомендовано устранить выявленные нарушения..
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны обучающихся и работников образовательной организации.
В то же время, пунктом 5 части 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Из Устава МОУ «Брейтовская СОШ» (п. 1.9) следует, что учредителем и собственником имущества школы, является Брейтовский Муниципальный район ЯО.
Функции и полномочия учредителя школы, осуществляет орган местного самоуправления – администрация Брейтовского МР, в лице Управления образования администрации Брейтовского МР (п. 1.10 Устава)
На основании вышеприведенных норм, позицию администрации Брейтовского муниципального района ЯО, изложенную в письменном отзыве относительно того что, администрация Брейтовского МР в данном случае является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельной.
МОУ «Брейтовская СОШ», являясь муниципальным учреждением, финансируется из средств бюджетов бюджетной системы РФ. Финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов.
Образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, безопасные условия обучения в переделах имеющихся финансовых средств, использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Вместе с тем, несмотря на то, что сведения о необходимости исполнения требований законодательства о безопасности несовершеннолетних были известны еще в 2017 году, в бюджете Брейтовского муниципального района, денежные средства на исполнение мероприятий, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений на 2018 год не предусмотрены.
Кроме того, указанные расходы не запланированы и на 2019 год.
Данное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует об игнорировании требований закона, а также о нарушении прав и интересов несовершеннолетних на обеспечение безопасности жизни и здоровья, способствует беспрепятственному доступу посторонних лиц на территорию учреждения, создает возможность возникновения террористической угрозы и нарушает права учащихся на безопасные условия обучения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ч. 3 ст. 5 указанного закона, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения муниципального района, относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Невыполнение требований Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «О противодействии терроризму» и иных требований указанных нормативных актов во время образовательного процесса, по мнению суда, нарушает права и интересы несовершеннолетних, неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, способствуют беспрепятственному доступу посторонних лиц на территорию учреждения, что создает возможность возникновения террористической угрозы, прав учащихся на безопасные условия обучения.
Разрешая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд учитывает существенно-значимые обстоятельства, необходимые для его выполнения, а так же возможность администрации Брейтовского муниципального района, для выделения денежных средств, в размере, требуемом для устранения выявленных нарушений в части организации охраны здания школы.
С учетом позиции представителей ответчиков, оглашенной в судебном заседании, суд считает целесообразным, увеличить срок исполнения решения суда, до начала нового учебного года, то есть до 31 августа 2019 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования прокурора Брейтовского муниципального района ЯО, удовлетворить частично, в связи с чем, возложить на ответчиков, в лице администрации Брейтовского муниципального района ЯО, Управления образования администрации Брейтовского муниципального района ЯО, МОУ «Брейтовская СОШ» обязанность, в срок до 31 августа 2019 года, устранить нарушения подпункта «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, путем обеспечения охраны объектов (территорий) – МОУ «Брейтовская средняя общеобразовательная школа», сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
2. В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда, путем принесения жалобы через Некоузский районный суд в течение месячного срока с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Некоузского районного суда В.Н. Данилюк
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года