Дело № 2а- 547/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 15 июля 2019г.
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковадло О.Д.,
с участием помощника Николаевского-на-Амуре межрайонного прокурора Нефедьевой М.М.,
представителя административного истца администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 05.04.2019г. № 1.1-58-1884 Ереминой Н.В.,
судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району Войнах Е.А., действующей от своего имени и на основании доверенности представляющей УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО,
при секретаре Бигаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району Войнах Е.А., УФССП России по Хабаровскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождения от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Николаевского муниципального района обратилась в суд с административным иском к судебном приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району Войнах Е.А. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора. Ссылаясь на то, что судебным прситавом-исполнителем ОСП по николаевскому району Войнах Е.А. при рассмотрении материалов исполнительного производства № 28708/18/27020-ИП от 08.10.2018г., возбужденного на основании исполнительного листа № 2-925/2017 от 01.12.2017г., выданного Николаевским-на-Амуре городским судом по делу № 2-925/2017, было вныеесно постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации николаевского муниципального района. Указанным постановлением от 25.05.2019г. был установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. А также в случае неисполнения им исполнительного документа. Подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по доверенности Еремина Н.В. в судебном заседании поддержала административный иск, ссылаясь на основания, изложенные в административном иске, дополнительно пояснив, что с 23.01.2019г. они являются должником по исполнительного производству, в виду того, что являются правопреемником администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре». До середины марта 2019г. исполнить решение суда было невозможно ввиду большого количества выпавшего снега.10.06.2019г. заключен муниципальный контракт, т.е. мероприятия по исполнению решения суда проводятся. До 01.09.2019г. свалка будет ликвидирована. Кроме этого. Хотелось бы обратить внимание, что в бюджете Николаевского муниципального района денежные средства отсутствуют. Бюджет муниципального образования является высокодотационным.
Судебный пристав –исполнитель ОСП по Николаевскому району, представитель УФССП России по Николаевскому району Войнах Е.А. в судебном заседании не согласилась с административным иском, указывая на то, что постановление является законным и обоснованным.
Помощник Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Нефедьева М.М. как представитель заинтересованного лица, в судебном заседании не согласилась с административным иском, ссылаясь на то. что исполнительное производство было возбуждено 08.10.2018г., по истечению 3 месяцев с момента истечения срока, установленного судом, решение суда не исполнено. В ходе осуществления контроля прокуратурой за исполнением решения суда. А также изучения материалов исполнительного производства установлено, что нарушение должником до настоящего времени не устранено, решение суда не исполнено, должник всех зависящих от него мер в исполнению решения суда не принимал. В суд с заявлением о рассрочке решения либо отсрочке решения суда не обращался. Кроме того. материалы исполнительного производства не содержат доказательств того. что исполнение было невозможным вследствие неопределимой силы, то есть чрезвычайных и непревратимых при данных условиях обстоятельств. В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 « о применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции и является самостоятельным видом денежного взыскания, налагаемого на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Заслушав пояснения сторон, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 08.10.2018г года на основании исполнительного документа серии ФС № 018658768 по гражданскому делу N 2- 2-925/2017 в отношении администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района возбуждено исполнительное производство №28708/18/27020-ИП
Предмет исполнения: в срок до 01.07.2018г. организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, расположенного в г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края вдоль дороги по ул. Читинская по обочинам на расстоянии 5 метров от дороги, в границах улиц объезд города Николаевска-на-Амуре и Леваневского протяженностью около 800 метров до дома № 54 по ул. Читинская.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 08.01.2018г. года должнику администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
23.01.2019г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО по исполнительному производству № 28708/18/27020-ИП произведена замена должника: администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» ее правопреемником :Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
25.06.2019г. судебным приставом-исполнителем ОСП по николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 54000 рублей с должника администрации Николаевского муниципального района в связи с неисполнением исполнительного документа.
Согласно статье 2 Закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Согласно части 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Поскольку должник администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края не исполнила в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном документе в установленный в постановлении срок, то в соответствии со статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан взыскать с должника исполнительский сбор.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.06.2019г. вынесено уполномоченным лицом - судебным приставом-исполнителем ОСП по николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А., на исполнении у которой находился исполнительный документ. Размер взысканного исполнительского сбора соответствует требованиям части 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений части 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В ходе рассмотрения дела судом, доказательств, которые могли бы служить основанием для освобождения администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора представлено не было, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска администрации Николаевского муниципального района к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А., УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Николаевский-на-Амуре городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 июля 2019г.
Судья Ковадло О.Д.