Дело № 2-1320/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хабаргиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к администрации МО «Заиграевский район», МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» о понуждении к созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива,
при участии в заседании:
истца: Цыбикова Е.Н., помощник прокурора Заиграевского района РБ
ответчик АМО «Заиграевский район»: не явились, извещены
ответчик МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс»: Москвитин В.В., директор
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к администрации МО «Заиграевский район», МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» об обязании администрации МО «Заиграевский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по организации надежного теплоснабжения с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия; обязании МУП ЖКХ «Теплоэнергетический комплекс «Ключевское» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2019-2020 годов общего 45-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия; обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование искового заявления указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, вследствие чего создана угроза безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с. Новая Брянь, имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Во исполнение обязанностей, возложенных ч.1 ст. 6, ч. 1.1 Федерального закона «О теплоснабжении», с целью обеспечения жизнедеятельности населения с. Новая Брянь муниципальное образование «Заиграевский район» в лице муниципального казенного учреждения «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» заключило с МУП «НТЭК» договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «НТЭК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, вследствие чего предприятие является ресурсоснабжающей организацией с. Новая Брянь.
Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования «Заиграевский район» и закреплено за предприятием на основании договора хозяйственного ведения: здание котельной с имеющимся оборудованием и тепловые сети.
Используя котельную и объекты централизованного водо- и теплоснабжения МУП «НТЭК» предоставляет населению и организациям села, в том числе, социально значимым объектам, жилищно-коммунальные услуги: централизованное водоснабжение (горячее) и отопление.
Согласно информации МБУ «Инфраструктурный центр-служба заказчика» НЭЗТ для котельной с. Новая Брянь на октябрь составляет 900 тон. Годовая потребность в топливе составляет 11 685 тонн. Вместе с тем, по состоянию на 01.10.2019 запас топлива (угля) на котельной МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» составляет 214,2 тонн, что с учетом суточного расхода в размере 35 тонн, составляет запас на 6 суток.
Отсутствие нормативного запаса угля на котельной ставит под угрозу срыва отопительный сезон, что в свою очередь, создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с. Новая Брянь, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
В результате невыполнения ответчиками требований действующего федерального и регионального законодательства создана реальная угроза срыва отопительного сезона, и как следствие, нарушения прав населения с. Новая Брянь на получение теплоснабжения и горячего водоснабжения. Данное обстоятельство создает угрозу нарушения прав граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7, 40, 42 Конституции РФ. Просит суд обязать администрацию МО «Заиграевский район», МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2019-2000 годов общего 45-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Заиграевского района Цыбикова Е.Н. исковые требования уточнила, просила суд обязать МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2019-2020 годов общего 45-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия; в случае не исполнения МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2019-2020 годов общего 45-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей с. Новая Брянь Заиграевского района, обязать администрацию МО «Заиграевский район» организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Новая Брянь.
Представитель МО «Заиграевский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» пояснил, что по состоянию на 21.11.2019 на складе котельной 895 тонн угля, которого хватит на 15 суток. Самостоятельно обеспечить 45- суточный запас угля предприятие не в силах, из-за отсутствия денежных средств.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах Российской Федерации.
В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статьями 24 и 25 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.
Во исполнение указанных обязанностей с целью обеспечения жизнедеятельности населения с. Новая Брянь муниципальное образование «Заиграевский район» в лице муниципального казенного учреждения «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» 26.08.2019 заключило с МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «НТЭК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, вследствие чего предприятие является ресурсоснабжающей организацией с. Новая Брянь.
Разделом 2 Устава МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» предусмотрено, что основными целями деятельности предприятия являются решение социальных задач при осуществлении предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в МО СП «Новобрянское», выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей. Предметом деятельности предприятия является обеспечение потребителей МО СП «Новобрянское» услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Для достижения целей предприятие осуществляет: производство, передача и распределение тепловой энергии; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и т.д.
Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования «Заиграевский район» и передано предприятию по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячей воды, водоотведения, холодной (питьевой) воды, в том числе здание котельной с имеющимся оборудованием и тепловые сети.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее - Правила), МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012г. № 377 (далее- Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.
Пунктом 16 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного Приказом Минэнерго России № 469 от 22.08.2013, установлено, что владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой на летний период должны обеспечивать равномерное восстановление НЭЗТ до 1 октября соответствующего года.
Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Исходя из смысла вышеуказанных норм закона, обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Распоряжения Правительства РБ №550-р от 06.09.2019 «О подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2019/2020 года» на глав муниципальных образований возложена персональная ответственность за недопущение чрезвычайных ситуаций в период прохождения отопительного сезона 2019/2020 года, осуществление контроля подготовки объектов жизнеобеспечения и жилищного фонда военных городков, расположенных на территории муниципальных образований, и формирование запаса топлива.
Подпунктом 6.16 вышеуказанного Распоряжения главам муниципальных образований рекомендовано в целях недопущения срыва отопительного сезона обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных в сроки, установленные в приложении № 5 к настоящему распоряжению.
Таким образом, выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложена как на МО «Заиграевский район», так и на МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс», как организацию, имеющую источники теплоты, непосредственно обслуживающую котельную.
Согласно информации МБУ «Инфраструктурный центр-служба заказчика» НЭЗТ для котельной с. Новая Брянь на октябрь составляет 900 тон. Годовая потребность в топливе составляет 11 685 тонн. Вместе с тем, по состоянию на 01.10.2019 запас топлива (угля) на котельной МУП «Новобрянский теплоэнергетический комплекс» составляет 214,2 тонн, что с учетом суточного расхода в размере 35 тонн, составляет запас на 6 суток.
В нарушение предъявляемых требований в настоящее время нормативный запас топлива на котельной с. Новая Брянь не создан, что ставит под угрозу срыва отопительного сезона, создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с. с. Новая Брянь на получение теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выявленные обстоятельства создают угрозу нарушения прав граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7, 40, 42 Конституции РФ.
В этой связи суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание обстоятельства дела, угрозы введения на территории района режима чрезвычайной ситуации, суд находит целесообразным обратить к немедленному исполнению решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019-2020 ░░░░░ ░░░░░░ 45-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019-2020 ░░░░░ ░░░░░░ 45-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.