Дело №2а-170/2020
УИД - 10RS0017-01-2019-001470-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
с участием:
представителя административного истца - Горенцева А.В.,
представителя административного ответчика - Полищук О.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главы Республики Карелия Парфенчикова А.О. к Главе Сортавальского городского поселения Крупину С.В. о досрочном прекращении полномочий,
установил:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, что по поручению главы Республики Карелия от 13.09.2019 №<Номер обезличен> была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Главой Сортавальского городского поселения Крупиным С.В. в отношении себя и своей супруги за 2017, 2018гг. Проверку проводила администрация Главы Республики Карелия в соответствии со ст.5.1,.5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» и Указом Главы Республики Карелия от 28.12.2017 №221 «Об определении органа, уполномоченного на реализацию статей 9.5,9.6 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». По результатам проверки был установлен факт предоставления Крупиным С.В. в отношении себя и своей супруги недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017, 2018гг. Административный истец указывает, что 28.11.2019 на заседании Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия №2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения», опубликованный 02.12.2019, который вступил в законную силу 12.12.2019. Ссылаясь на нормы ч.15 ст.5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», административный истец просит прекратить полномочия Главы Сортавальского городского поселения Крупина С.В. досрочно.
Административным истцом представлена письменная позиция по доводам иска. Указывают, что в ходе проверки установлено, что Крупин С.В. в справках, предоставленных в отношении себя, указал следующие недостоверные сведения:
-за 2017г. не указал наличие счетов: один счет в <Данные изъяты> с датой открытия 27.04.2011; два счета в <Данные изъяты> с датами открытия 21.02.2014 и 06.03.2014; два счета в <Данные изъяты> с одной датой открытия 15.07.2008;
-за 2018г. не указал следующие счета: один счет в <Данные изъяты> с датой открытия счета 03.07.2018; один счет в <Данные изъяты> с датой открытия 06.03.2014; два счета в <Данные изъяты> с одной датой открытия 15.07.2008.
Также Крупин С.В. в справках, предоставленных в отношении своей супруги за 2017 и 2018гг. не указал один открытый счет в <Данные изъяты> с датой открытия счета 25.12.2017, по которому в 2018г. совершались операции.
Административным ответчиком Крупиным С.В. представлен письменный отзыв по доводам административного иска. Указывает, что административным истцом не указано, какая норма и какого закона им нарушена, не дана оценка его действиям, а именно совершено ли им правонарушение или он совершил дисциплинарный проступок. Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», а также в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, предоставляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом Президента РФ. Приказом Минтруда России №10-9/10/В-36 от 10.01.2019, в целях обеспечения соблюдения требований антикоррупционного законодательства РФ при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера направлены Методические рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной компании 2019г. (за отчетный 2018г.), где указано что для указания полной и достоверной информации при заполнении справок о доходах целесообразно пользоваться официальными документами (справки о доходах формы 2-НДФЛ, договоры (купли-продажи, аренды, кредитные договоры и т.д.), свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписки из ЕГРН) и иные правоустанавливающие документы, выписки по банковским счетам, заверенные банком или иной кредитной организацией и т.д.). Сведения о своих банковских счетах можно получить в налоговых органах, например, путем подачи заявления через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Согласно п.49 вышеуказанных Методических рекомендаций, указывается общая сумма доходов, выплаченных в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам (счетам) в банках и иных кредитных организациях, вне зависимости от их вида и валюты, включая такие доходы от вкладов (счетов), закрытых в отчетном периоде. Крупин С.В. при заполнении справки о доходах за 2017-2018гг., запросил информацию по банковским счетам в МИ ФНС РФ №5 по Республике Карелия и в банках (<Данные изъяты>), на основании которой представил сведения о своих доходах и счетах, открытых на его имя и имя его супруги. Согласно проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, не установлено, что Крупин С.В. сокрыл какие-либо доходы, наоборот, проверка показала, что все заявленные Крупиным С.В. в справке денежные суммы соответствуют действительности. Неверное указание даты открытия счета обусловлено объективными причинами - указание даты сотрудником банка в выписке по счету, а также технической ошибкой. Неуказание двух счетов в <Данные изъяты> с нулевым остатком на конец отчетного периода обусловлен отсутствием информации об указанных счетах в предоставленной на его запрос справке. Кроме того, нулевые остатки на счетах не свидетельствуют о невыполнении Крупиным С.В. обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, т.к. доходы заявлены достоверно. Требования Указа Президента РФ от 21.09.2009 №1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» и ч.5 ст.5.1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», Крупиным С.В. выполнены, кроме того, им давались объяснения в письменном виде по существу вопросов, возникших в ходе проверки, где он подробно изложил свою позицию по неточностям в указании дат открытия счетов и неуказания счетов с нулевым остатком. Ссылаясь на положения Федерального закона от 26.07.2019 №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», административный ответчик указывает, что при разработке законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов необходимо исходить из того, что решение о применении к данным лицам мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость. В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. При определении необходимости применения той или иной меры ответственности, а также определения критерия несущественности искажения представленных соответствующими лицами сведений о доходах рекомендуется принимать во внимание критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, которые размещены на официальном сайте Минтруда России. В целях профилактики и предупреждения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений органу субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также уполномоченным лицам органов местного самоуправления необходимо на постоянной основе осуществлять разъяснительную и консультативную работу с должностными лицами, особенно в преддверии и в ходе декларационной кампании. С Крупиным С.В. не проводилась разъяснительная и консультационная работа по порядку предоставления сведений о доходах. Привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности возможно в случае совершения им дисциплинарного проступка, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, и с точным соблюдением определенного законом порядка применения дисциплинарного взыскания к муниципальному служащему. В связи с тем, что неточности сведений в справе о доходах за 2017-2018гг. по датам открытия счетов с нулевым остатком не являются существенными, т.к. доходы отражены в полном объеме, вина Крупина С.В. не установлена (в том числе форма вины), с учетом принципов юридической ответственности в части соразмерности и справедливости применения указанных мер, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленного административного иска.
В дополнительных пояснениях к отзыву представитель административного ответчика Полищук О.В. указывает, что согласно Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, разработанных и направленных по государственным ведомствам для использования в работе письмом Минтруда РФ от 13.12.2015, не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организаций и т.п..), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от служащего. Указанная позиция подтверждается Письмом Минтруда России от 21.03.2016 №18-1/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (вместе с Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции)». У административного ответчика не было факта сокрытия наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего. Так, счетом кредитной карты <Данные изъяты>, открытым 06.03.2014, Крупин С.В. никогда не пользовался и операций по данному счету не совершал; 21.02.2014 Крупин С.В. заключил кредитный договор с <Данные изъяты>, согласно которому денежные средства переводились на карту, к которой открыт счет, т.к. карта без счета не может быть, и через данную карту происходило расходование кредитных средств, кредит закрыт. 15.07.2008 Крупин С.В. приобретал в торговой сети товар с использование кредитных средств, предоставленных <Данные изъяты> Кредитные обязательства закрыты в 2010г. Крупин С.В. не мог знать, как потребитель, о том, что при выдаче кредита, банк ему оформляет потребительский кредит с двумя счетами, при этом по одному счету с даты его открытия операции не производились, а по второму счету происходило погашение кредита до 2010г. Согласно положений Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 №28-И, от 30.05.2014 №153-И, в случае открытия клиенту счета в рамках одного договора, предусматривающего возможность открытия нескольких счетов на основании дополнительного обращения клиента об открытии счета, запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком обращения клиента об открытии счета. В случае если обращение клиента об открытии счета содержит указание на определенную дату открытия счета, запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за такой датой, но не ранее получения банком обращения клиента об открытии счета. Банк обязан располагать документальным подтверждением получения обращения клиента об открытии счета, способы формирования которого определяются банком в банковских правилах и (или) договоре. Крупин С.В. не обращался в <Данные изъяты> с заявлением об открытии ему двух счетов. При заполнении справки о доходах за 2017-2018гг. Крупин С.В. запросил информацию в МИ ФНС РФ №5 по Республике Карелия и в банках (<Данные изъяты>), на основании которой предоставил сведения о доходах и счетах, открытые на его имя и имя его супруги. Согласно проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, не установлено, что Крупин С.В. сокрыл какие-либо доходы, наоборот проверка показала, что все заявленные Крупиным С.В. в справке денежные суммы соответствуют действительности. Неверное указание даты открытия счета обусловлено объективными причинами - указание даты сотрудником банка в выписке по счету, а также технической ошибкой. Неуказание двух счетов <Данные изъяты> с нулевым остатком на конец отчетного периода не свидетельствует о невыполнении Крупиным С.В. обязанности о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, т.к. доходы заявлены достоверно. При определении необходимости применения той или иной меры ответственности, а также определении критерия несущественности искажения предоставленных соответствующими лицами сведений о доходах рекомендуется принимать во внимание критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, которые размещены на официальном сайте Минтруда России. В связи с тем, что неточности сведений в справке о доходах за 2017-2018гг. по датам открытия счетов и счетов с нулевым остатком не являются существенными, т.к. доходы отражены в полном объеме, вина административного ответчика не установлена (в том числе форма вины), с учетом принципов юридической ответственности в части соразмерности и справедливости применения указанных мер, просит суд отказать в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель административного истца Горенцев А.В., действующий на основании доверенности, доводы административного иска полностью поддержал.
Представитель административного ответчика Полищук О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по доводам административного иска возражала по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Суд, выяснив позиции сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч.4 ст.12.1 названного закона лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.5.1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК (ред. от 19.12.2019) "О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" (принят ЗС РК 25.10.2007).
В соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.09 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.
Согласно п. 3 ч.2 и ч.5 ст.5.1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК лицо, замещающее муниципальную должность, за исключением лиц, указанных в пункте 4 настоящей части, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о своих доходах, полученных в течение отчетного периода, о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных им в результате безвозмездной сделки в течение отчетного периода, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря); сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных в течение отчетного периода, о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных ими в результате безвозмездной сделки в течение отчетного периода, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
На основании ч.3 ст.5.1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицом, замещающим муниципальную должность, Главе Республики Карелия путем их направления в уполномоченный Главой Республики Карелия орган исполнительной власти Республики Карелия (подразделение органа исполнительной власти Республики Карелия) (далее - уполномоченный орган).
В силу статьи 1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия, признаются лица, замещающие муниципальные должности в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
На основании ч.7.2 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 13 и 15 статьи 5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, в соответствии со статьей 5.1 настоящего Закона (далее - проверка), осуществляется уполномоченным органом по решению Главы Республики Карелия. Решение о проверке принимается Главой Республики Карелия отдельно в отношении каждого гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лица, замещающего муниципальную должность, и оформляется в письменной форме. Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, свидетельствующая о представлении гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, недостоверных и (или) неполных сведений, представленная в письменной форме в установленном порядке. Руководитель уполномоченного органа представляет Главе Республики Карелия доклад о результатах проверки. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Глава Республики Карелия обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, установленной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - мера ответственности), в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Согласно п.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
13 сентября 2015 года Крупин С.В. по итогам голосования избран Главой Сортавальского городского поселения. Распоряжением Администрации Сортавальского поселения от 21.09.2015 № 546-О Крупин С.В. назначен Главой Сортавальского городского поселения.
05.03.2018, 25.04.2018 и 26.03.2019 Крупиным С.В. в Управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия представлены справки на себя и свою супругу ФИО8 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответственно за 2017 и 2018 годы.
Указом Главы Республики Карелия от 28.12.2017 № 221 Администрация Главы Республики Карелия определена органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным на реализацию статей 9.5, 9.6 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», статей 5.1, 5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».
На основании Приказов Администрации Главы Республики Карелия от 18.09.2019 № 226 и от 12.11.2019 № 279, по информации, поступившей от начальника управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия Горенцева А.В., в соответствии с поручением Главы Республики Карелия Парфенчикова А.О. от 13.09.2019 № <Номер обезличен> Администрацией Главы Республики Карелия проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Главой Сортавальского городского поселения Крупиным С.В. на себя и свою супругу ФИО8 за 2017, 2018 годы.
Как следует из выводов проведенной проверки, Крупин С.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставленных в отношении себя, указал следующие недостоверные сведения:
-за 2017г. не указал наличие счетов: один счет в <Данные изъяты> с датой открытия 27.04.2011; два счета в <Данные изъяты> с датами открытия 21.02.2014 и 06.03.2014; два счета в <Данные изъяты> с одной датой открытия 15.07.2008;
-за 2018г. не указал следующие счета: один счет в <Данные изъяты> с датой открытия счета 03.07.2018; один счет в <Данные изъяты> с датой открытия 06.03.2014; два счета в <Данные изъяты> с одной датой открытия 15.07.2008.
Также Крупин С.В. в справках, предоставленных в отношении своей супруги за 2017 и 2018гг., не указал один открытый счет в <Данные изъяты> с датой открытия счета 25.12.2017, по которому в 2018г. совершались операции.
В Управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия в соответствии с положениями п.п.1 ч.11 статьи 5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК Крупин С.В. представил объяснение о том, что:
- счет <Номер обезличен>, открытый 27.04.2011 в <Данные изъяты>, отражен в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год с иной датой открытия, как 02.10.2015 вследствие допущенной технической ошибкой в графе «дата открытия счета», так как в графе «остаток на счете» указанная в справке сумма совпадает с выпиской из банка;
-счет <Номер обезличен>, открытый 03.07.2018 в <Данные изъяты>, отражен в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год с датой открытия 04.06.2018 года по информации, предоставленной сотрудником банка;
- счет <Номер обезличен>, открытый 06.03.2014 в <Данные изъяты> не отражен в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в связи с отсутствием сведений о данном счете в выписке, предоставленной Банком.
счет <Номер обезличен>, открытый 21.02.2014 в <Данные изъяты> не отражен в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в связи с отсутствием сведений о данном счете в выписке, предоставленной Банком.
В части наличия счетов у Крупина С.В. в <Данные изъяты> представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что эти счета были открыты Банком при выдаче кредита Крупину С.В. в 2008 году, кредитные обязательства погашены, в связи с чем, Крупин С.В., как потребитель, не мог предполагать о наличии открытых до настоящего времени счетов. Аналогичные объяснения поступили от представителя ответчика и в отношении счета, открытого в <Данные изъяты> на имя ФИО9.
В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО10, сотрудник <Данные изъяты>, которая пояснила, что при выдаче справок госслужащим в 2018 году при формировании сведений использовались различные программные продукты. В одних из них датой открытия счета являлась фактическая дата открытия счета, а в других из них-дата получения пластиковой банковской карты. В предоставленной Крупину С.В. справке от 19.03.2019 года дата 03.07.2018 сотрудником банка исправлена на 04.06.2018. Верной следует считать дату открытия счета 04.06.2018, поскольку вторая дата- 03.07.2018 года-это дата выдачи пластиковой карты, а не открытия счета.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Из справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, представленной Крупиным С.В. в отношении себя, указана дата открытия счета 04.06.2018 года. Таким образом, сведения в проведенной проверке о том, что Крупин С.В. не указал счет, открытый 03.07.2018 года в <Данные изъяты>, не соответствуют действительности.
Из справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, представленной Крупиным С.В. в отношении себя, указан счет, с датой открытия счета в <Данные изъяты> 02.10.2015 года, с остатком денежных средств на счете на конец отчетного периода в размере 43819,12 руб. Согласно справке, данный счет являлся единственным счетом, открытым на имя Крупина С.В. в <Данные изъяты> на 31.12.2017 года. Из официальных сведений <Данные изъяты> следует, что на дату 31.12.2017 года на имя Крупина С.В. был открыт один счет, с датой открытия 27.04.2011, с остатком по счету на конец отчетного периода в размере 43819,12 руб. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае имела место техническая ошибка, описка в указании даты открытия счета, а не сокрытие доходов со стороны ответчика.
Далее, из справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, представленной Крупиным С.В. в отношении себя, следует, что им указан один счет в <Данные изъяты> с датой открытия счета 24.02.2015 года. В справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, представленной Крупиным С.В. в отношении себя, им указано три счета в <Данные изъяты> с датами открытия - 24.02.2015 года, 13.02.2018 и 21.02.2014.
Согласно выводам проверки, Крупин С.В. не указал в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы один счет в <Данные изъяты> с датой открытия 06.03.2014. (банковская карта номер счета/договора <Номер обезличен>). Вместе с тем, справками <Данные изъяты>, выданными Крупину С.В. по его запросу в период декларационной кампании, подтверждается отсутствие сведений о данном счете в официальных ответах Банка. Согласно ответа Банка от 07.02.2020, (л.д.214) 06.03.2014 на имя Крупина С.В. Банком была оформлена кредитная карта <Номер обезличен> (счет <Номер обезличен>). Данная карта и счет закрыты 03.04.2019, операций по счету/карте не производилось.
Суду не представлено сведений, что данная кредитная карта была получена Крупиным С.В.
Также из указанного ответа Банка от 07.02.2020 следует, что при получении Крупиным С.В. 21.02.2014 года в <Данные изъяты> кредита в сумме <Данные изъяты> руб. на его имя были открыты Банком счет- <Номер обезличен> с дебетовой картой <Номер обезличен>, при помощи которых производилось расходование кредитных средств и погашение кредита, а также текущий счет <Номер обезличен>, операций по которому за период его действия не производилось, при этом, счет <Номер обезличен> с дебетовой картой <Номер обезличен> закрыты 26.05.2016 года.
В справке <Данные изъяты>, выданной Крупину С.В. по его запросу в 2019 году, указано о наличии у Крупина С.В. счета <Номер обезличен> от 21.02.2014, данные об этом счете в справку о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 Крупиным С.В. внесены, при этом, сведений о том, что Банк предоставлял Крупину С.В. такую информацию по состоянию за 2017 год, не имеется.
Как следует из п.1.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И (ред. от 24.12.2018) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813) клиенту может быть открыто несколько счетов на основании одного договора счета соответствующего вида, если это предусмотрено договором, заключенным между банком и клиентом. Таким образом, Банк, воспользовавшись правом открытия нескольких счетов, одновременно открыл на имя Крупина С.В. текущий счет <Номер обезличен> и счет <Номер обезличен>, последний из которых был Банком закрыт после погашения кредита. Таким образом, суду не представлено доказательств, что Крупин С.В. при подаче справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 располагал сведениями о наличии открытого в Банке ВТБ на его имя текущего счета <Номер обезличен>.
В части сведений о наличии у Крупина С.В. и его супруги счетов в <Данные изъяты>, не указанных в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что данные счета были открыты Банком при выдаче кредитов Крупину С.В. в 2008 году и ФИО9 в 2017, при этом, после исполнения кредитных обязательств операций по счетам не производилось, остатков денежных средств на данных счетах не имеется.
Оценивая указанные обстоятельства, принимая во внимание выше приведенные положения закона, суд считает, что объем сведений, которые в отношении себя и своей супруги не представил Крупин С.В. являются несущественными, ошибочными, незначительными, возникшими не по умыслу Крупина С.В. на сокрытие сведений о своих доходах, а вследствие непредоставления кредитными организациями, в частности Банком ВТБ, полной, подробной и достаточной информации о наличии счетов, открытых на имя клиента при существующей практике открытия нескольких счетов по одному договору. При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд не усматривает заведомости в действиях Крупина С.В. на представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги ФИО9 и приходит к выводу об отсутствии в действиях Крупина С.В. коррупциогенных факторов.
Суд считает, что досрочное прекращение полномочий административного ответчика, при вышеприведенных выявленных ошибках при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства, поскольку, как следует из положений ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательно предусмотрены другие последствия представления неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Главы Республики Карелия Парфенчикова А.О. к Главе Сортавальского городского поселения Крупину С.В. о досрочном прекращении полномочий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено – 11.03.2020.