Дело № 12-111/2019
91RS0002-01-2019-006275-87
Р Е Ш Е Н И Е
20 ноября 2019 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
судьи Павлюковой О.В., при секретаре Клечиковой К.А., с участием представителя заявителя – ФИО7, представителей Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сташкив Д.Я. на постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ Республики Крымпо делу об административном правонарушении о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Сташкив Д.А. обратился в суд с жалобой об отмене постановления начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Швец И.Ю. №79/05-14 от 03 сентября 2019, которым Сташкив Д.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с ч.2 ст.23.15 КоАП РФ, постановление о привлечении Сташкив Д.А. от 03.09.2019 года вынесено органом, не уполномоченным на составление протоколов об административным правонарушениях, а также на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене. Кроме того, основанием для составления протокола об административном правонарушении от 10.07.2019 года послужил акт проверки от 23.04.2019 года, согласно которого Сташкив Д.А., как собственник земельных участков сельскохозяйственного назначения 90:04:041301:18 и 90:04:041301:51 не выполнил обязательные мероприятия по защите и охране указанных земель сельскохозяйственного назначения. При этом, по мнению заявителя ни акт от 23.04.2019 года №114/05-12, ни протокол об административном правонарушении от 10.07.2019 года №79/05-16, ни постановление по делу об административном правонарушении от 03.09.2019 года не содержат сведений, в чем конкретно выразились виновные действия/бездействие Сташкив Д.А. Данные земельные участки были приобретены заявителем в ноябре 2017 года с целью дальнейшего вовлечения в сельскохозяйственную деятельность ООО «Сташкив». Для указанных целей было получено экспертное заключение департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений ФГБУ «Центр Агрохимической службы «Крымский» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.09.2017 года №42-К, разработан проект рекультивации земель, нарушенных горными работами в процессе разработки месторождения известняков и суглинков Ново-Зуевское -2 на территории Красногвардейского и Белогорского районов Республики Крым. Данный проект рекультивации согласован с СФЗН по РК и посчитал возможным размещение на указанных земельных участках сельскохозяйственного назначения плодородного слоя почвы с их дальнейшей рекультивацией и использованием по целевому назначению. В постановлении отсутствуют сведения о сроках, в которые необходимо было провести обязательные мероприятия. На основании изложенного, считает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7КоАП РФ, в связи с чем, просит отменить постановление от 03.09.2019 года и прекратить производство по делу в связи с истечением сроков давности, установленных ч.1 ст.4.6КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Чернов Н.А. доводы жалобы поддержал.
Представители Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Одабаши А.А. и Швец И.Ю., в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав участников производства, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует постановления от 03.09.2019 года, основанием для привлечения Сташкива Д.Я. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Крымсельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 06.03.2019 года №252/П, нарушения Сташкив Д.Я. требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 90:04:041301:18 и 90:04:041301:51, расположенными на территории Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым не выполняются обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель: земельные участки не огорожены, работы не ведутся, на всей площади участков произведены масштабные земляные работы, плодородный слой снят и перемещен, участок не используются в сельскохозяйственном производстве. Указанным постановлением Сташкив Д.Я. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 названного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно материалов дела, 06 марта 2019 года заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым принят приказ 252/П о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Сташкив Д.Н. По результатам проведенной проверки, Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, 23.04. 2019 года составлен акт № 144/05-12, согласно которому установлено, что Сташкив Д.Н., который является правообладателем земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 90:04:041301:18 и 90:04:041301:51, расположенными на территории Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, осуществлены внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, без наличия специального разрешения на проведение таких работ. Кроме того, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации не проводятся. Имеются признаки механического снятия плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения. Сташкив Д.Я. осуществлены мероприятия по снятию и перемещению почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения без наличия проекта рекультивации земель и выданного на его основе специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
10.07.2019 года заведующим отдела государственного земельного надзора, управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Умеровым Э.Ф. в отношении Сташкив Д.Я. составлен протокол об административном правонарушении №79/05-16 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Постановлением начальника Управления государственного земельного контроля Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Швец И.Ю. №79/05-14 от 03 сентября 2019 года Сташкив Д.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно требований ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При принятии решения о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности, должностным лицом не выяснены обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела.
Должностным лицом Швец И.Ю. не установлено и не проверялось с какого времени происходит невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, с учетом того, что плодородный слой почвы снят и перемещен, за что предусмотрена ответственность ст. 8.6 КоАП РФ, а сведения о дате совершения указанных действий и кем совершены данные действия (по снятию и перемещению плодородного слоя), в материалах дела отсутствуют. Также, должностным лицом ни в протоколе об административном правонарушении ни в постановлении о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности не конкретизировано в чем выразилось бездействие Сташкив Д.Я. Какие обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду и в какие сроки должен был выполнить Сташкив Д.Я. из постановления от 03.09.2019 года и протокола об административном правонарушении от 10.07.2019 года, не усматривается.
Кроме того, согласно протокола об административном правонарушении №79/05-16 от 10.07.2019 года, объективная сторона, правонарушения, совершенного Сташкив Д.Я. выразилась в том, что им не проводятся комплексы обязательных мероприятий и не выполняются обязанности, направленные на охрану земель сельскохозяйственного значения, в результате чего происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощения, нерациональное использование природного ресурса.
Однако в постановлении о привлечении Сташкив Д.Я. указаны иные обстоятельства объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, послужившие основанием для привлечения Сташкив Д.Я. к административной ответственности, а именно: на земельных участках с кадастровыми номерами 90:04:041301:18 и 90:04:041301:51, расположенными на территории Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым не выполняются обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель: земельные участки не огорожены, работы не ведутся, на всей площади участков произведены масштабные земляные работы, плодородный слой снят и перемещен, участки не используются в сельскохозяйственном производстве.
Т.е., согласно постановления, на рассматриваемых земельных участках в результате проведенных внутрихозяйственных работ полностью отсутствует плодородный слой почвы, который перемещен, что стало основанием для привлечения Сташкив Д.Я. к ответственности. Однако, данные обстоятельства не изложены в протоколе об административном правонарушении, что лишило Сташкив Д.Я. возможности защиты от указанных обстоятельств.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Однако, при принятии постановления от 03.09.2019 года № 78/05-14/ЗН-РК, указанные нормы соблюдены не были, и решения о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности принято на основании обстоятельств объективной стороны правонарушения, которые не были изложены в протоколе об административном правонарушении.
В силу ст. 30.7 ч.1 п. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Доводы заявителя о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения Сташкив Д.Я. к административно ответственности не основаны на законе. Срок давности по данному делу не истек.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу Сташкив Д.Я. на постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, удовлетворить частично.
Постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении Сташкив Д.Я. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сташкив Д.Я. направить на новое рассмотрение.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: