Решение по делу № 2-2691/2019 от 27.06.2019

Дело №2-2691/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Псков 30 августа 2019 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудыкина С.С. к Комитету по финансам Псковской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Кудыкин С.С. обратился в суд с иском к Комитету по финансам Псковской области о взыскании за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Псковской области убытков в размере 22204 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Кудыкину С.С. на основании договора купли-продажи №** от **.** на праве собственности принадлежат земельные участки с КН №**, общей площадью 11 955 кв.м., и КН №**, общей площадью 42869 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения производственной деятельности, расположенные по адресу: П. область, П. район, Н. волость, деревня З..

Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №136 от 06.03.2014 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», VIII-XX вв. (первое летописное упоминание – 862 г.), расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район», были утверждены границы указанного объекта культурного наследия и принадлежащие истцу земельные участки вошли в установленные границы территории данного объекта культурного наследия.

Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №314 от 01.07.2016 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», VIII-XX вв. (первое летописное упоминание – 862 г.), расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район», были утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории данного объекта культурного наследия.

В соответствии с указанным Приказом №314 на принадлежащие истцу земельные участки распространен режим Р-9, в соответствии с которым, данным Приказом разрешены лишь реконструкция и ремонт существующих линейных объектов, а также реконструкция и ремонт объектов связи, инженерной и транспортной инфраструктур. Иная деятельность на земельных участках запрещена, чем ограничено право на свободное использование указанных земельных участков. Вследствие данных ограничений уменьшилась рыночная стоимость принадлежащих истцу земельных участков, чем причинены убытки. На основании ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации, истец просит суд взыскать с Комитета по финансам Псковской области за счет казны субъекта Российской Федерации Псковской области, причинённые ему убытки в размере 22204 000 рублей, размер которых подтвержден отчетом ООО «Бюро оценки» №105-11-18 от 22.11.2018.

В судебное заседание истец Кудыкин С.С. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Иванов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика Комитета по финансам Псковской области Корекова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку спорный земельный участок истцом приобретён для эксплуатации здания, а не для строительства комплекса коттеджей. Сумма по возмещению ущерба является завышенной, поскольку в отчете отслеживается информация о несоразмерной стоимости земельных участков. Также полагала, что Комитет не является надлежащим ответчиком по делу в силу ст. ст. 6 и 158 БК РФ.

Представитель третьего лица Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Гатилова С.Ю. в судебном заседании пояснила, что земельные участки с КН №** и №** расположены в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», утвержденных приказом Комитета от 06.03.2014 № 136. Требования к осуществлению хозяйственной деятельности к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места утверждены приказом Комитета от 01.07.2016 № 314. В соответствии с приложением № 2 к приказу Комитета №314 земельные участки расположены в зоне с установленным режимом Р-9. Согласно приложению № 1 к приказу № 314 в границах территорий с режимом Р-9 разрешается реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов, а также объектов связи, инженерной и транспортной инфраструктур, запрещается строительство в полосе отвода автомобильных дорог и в их придорожных полосах новых объектов дорожного сервиса. Строительство линейных объектов, капитальное строительство режимом Р-9 не допускается. Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены особыми условиями охраны памятников истории и культуры. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти. В данном случае требования, установленные приказом Комитета №314, являются особыми условиями охраны достопримечательного места. Соответственно, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленными требованиями к осуществлению хозяйственной деятельности к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места. Истец изначально приобретал земельный участок с КН №** для эксплуатации расположенного на нем здания, впоследствии истец произвел кадастровые работы по разделу данного земельного участка, вследствие чего образовалось 4 участка, 2 из которых, в том числе, на котором был расположен объект недвижимости, истцом были отчуждены. Разрешенное использование земельных участков, как на момент приобретения, раздела, так и на момент издания спорного приказа не предполагало строительство новых объектов, а потому права истца принятым приказом не нарушены.

Представитель третьего лица Администрации Псковской области Булимова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по аналогичным основаниям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Печорского района Псковской области от 29.06.2012 № 314 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Инструмент-Сервис» на земельный участок с КН №** площадью 77300 кв.м., расположенный по адресу: П. район, Н. волость, д. З. (т. 1 л.д.222, т.2 л.д. 212-213), и Кудыкину С.С. из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения предоставлен в собственность за плату земельный участок с КН №** площадью 77300 кв.м., расположенный по адресу: П. район, Н. волость, д. З.. Продажная цена участка – 3055862 рубля 20 копеек (л.д. 22 т. 2).

Кудыкин С.С. заключил с Муниципальным образованием «Печорский район» Псковской области договор №** купли-продажи земельного участка общей площадью 77300 кв.м с кадастровым номером №** по адресу: П. область, П. район, сельское поселение «Н. волость», д. З., относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее земельный участок с КН №**), в связи с нахождением на участке объекта недвижимого имущества – здания цеха площадью 1443 кв.м (л.д. 8-10 т. 1, т.2 л.д.24-26). Земельный участок с КН №** был приобретен Кудыкиным С.С. для обеспечения производственной деятельности (пункт 1.1. договора № 235 от 15.08.2012).

Право собственности истца на земельный участок с КН №** зарегистрировано в установленном законом порядке (т. 2 л.д.211).

В августе 2013 года Кудыкиным С.С. были проведены кадастровые работы по образованию земельных участков путем раздела земельного участка с КН №** на четыре земельных участка площадью 1476 кв.м., 21 000 кв.м., 11 955 кв. м. и 42 869 кв.м.

В межевом плане № 60-0-1-33/3001/2013-6300 от 07.08.2013 указан вид разрешенного использования четырех образованных из земельного участка с КН №** участков – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов (л.д. 174-192,195-213 т. 2).

Два из вышеуказанных четырех земельных участков, в том числе, на котором располагался объект недвижимости, Кудыкиным С.С. отчуждены.

Как следует из выписки из ЕГРН **.** произведена государственная регистрация права собственности Кудыкина С.С. на земельный участок с КН №** площадью 11 955 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения производственной деятельности (л.д. 13-15 т. 1).

**.** произведена государственная регистрация права собственности Кудыкина С.С. на земельный участок с КН №** площадью 42 869 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения производственной деятельности (л.д. 16-18 т. 1)

Земельные участки с КН №** и №** находятся в границах объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности».

15.12.2015 истцом с ООО «Лесная компания «Струги» был заключен инвестиционный контракт на строительство склада лесных материалов (т. 1 л.д.39-44), который 27.06.2016 между сторонами был расторгнут (л.д.45).

20.05.2016 между истцом и ООО «Строй Балтия» был заключен договор на изготовление, поставку, монтаж, пуско-наладке стальных конструкций – мачты освещения и антенно-мачтовое устройство типа АМУ -1-3-400 (л.д.48-75), который 04.08.2016 между сторонами был расторгнут (л.д.76).

Поскольку участки с кадастровыми номерами №** и №** находятся в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», утвержденных приказом Комитета от 06.03.2014 № 136, Кудыкин С.С. 24.04.2017 обратился в Комитет с заявлениями о предварительном согласовании на принадлежащей ему территории, которую он планирует в будущем поделить на 19 участков, проектирования и строительства нежилых строений, в том числе дач, предполагаемых к сдаче в аренду жителям Псковской области и туристам из других регионов и стран, а также административного здания, бани, кафе, волейбольной площадки и двух производственных ангаров для разведения рыбы (л.д. 152-156 т. 1).

Комитет письмом от 19.05.2017 отказал Кудыкину С.С. в согласовании строительства ссылаясь на приказ Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 01.07.2016 № 314 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район» (л.д. 150-151 т. 1).

Кудыкин С.С. обращался в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия о признании недействительным отказа Комитета в согласовании строительства на земельных участках №** площадью 11955 кв.м и №** площадью 42869 кв.м., выраженного письмом №КН-09-2312 от 19.05.2017.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-3115/2017 от 13.10.2017 в удовлетворении требований Кудыкину С.С. отказано (л.д. 165-172, 173-180, 181-185 т. 1).

Кудыкин С.С. полагает, что утверждением требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия, было ограничено его право на свободное использование спорных земельных участков, вследствие данных ограничений уменьшилась рыночная стоимость принадлежащих истцу земельных участков, чем ему причинены убытки.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, возмещения убытков.

Согласно положениям статьи 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В силу положений п. 1 ст. 56 ЗК РФ, установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий охраны памятников истории и культуры, археологических объектов.

Согласно ч.4 данной нормы Закона, ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в том числе, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Частью 3 данной статьи установлено, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. №262 Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

В соответствии с пунктом 2 Правил основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является, в том числе, акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка.

Пунктом 5 Правил установлено, что размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2016 N 10 утверждены

Методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, в соответствии с которыми расчет размера убытков возможно осуществлять посредством сложения размера реального ущерба и размера упущенной выгоды, которые несут правообладатели земельных участков. При расчете размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются: рыночная стоимость земельного участка без учета ограничений прав и рыночная стоимость земельного участка с учетом этих ограничений.

Истцом представлен отчет № 105-11-18 ООО «Бюро оценки», согласно которому (л.д. 19-95 т. 1) по состоянию на дату оценки 30.06.2016 итоговая величина рыночной стоимости двух земельных участков общей площадью 54824 кв.м., расположенных по адресу: П. обл., П. район, СП «Н. волость», деревня З., без учета ограничения прав, установленных Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №314 от 01.07.2016 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности» с округлением (НДС не облагается) составляет 22204000 рублей. Рыночная стоимость двух земельных участков общей площадью 54824 кв.м., расположенных по адресу: Псковская обл., П. район, СП «Н. волость», деревня З., в настоящее время с учетом ограничения прав, установленных Приказом Государственного комитета Псковской области по охране культурного наследия №314 от 01.07.2016 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности» с округлением (НДС не облагается) составляет 0 рублей.

Из дополнения к отчету следует, что снижение рыночной стоимости земельных участков вызвано ограничениями с 01.07.2016 прав собственника данных земельных участков, утвержденных Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №314 от 01.07.2016. Иных факторов, влияющих на уменьшение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, не выявлено. Использование земельных участков в соответствии с категорией данных земельных участков и видом разрешенного использования при существующих требованиях к осуществлению деятельности и регламентах, утвержденных Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №314 от 01.07.2016, не возможно, т.к. они расположены в границах территории Р-9. На оцениваемых участках нет объектов капитального строительства, а строить новые запрещено, вследствие чего использование земельных участков в соответствии с категорией земли и разрешенным использованием не возможно (т. 2 л.д.90-93).

Доводы ответчика о том, что Комитет по финансам Псковской области является надлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет, поскольку в силу статьи 57 ЗК РФ, убытки возмещаются за счет соответствующего бюджета.

Положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований суд основывается на следующем.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Содержанием п. 1 част. 1 ст. 99 ЗК РФ, к землям историко-культурного назначения отнесены земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.

Частью 3 ст.99 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В соответствии с ч.4 ст.99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обеспечивает сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Эти задачи достигаются за счет обеспечения сохранности таких объектов.

С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта.

В частности, согласно подпунктам 5 и 10 пункта 2 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны.

Таким образом, объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счет ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1 и пункт 3 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия).

Установлено, что объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Изборской крепости и Труворова городища» принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры РФ от 12.09.2016 №42104-р.

По смыслу положений ЗК РФ приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в настоящее время статья 39.20 ЗК РФ), только для целей эксплуатации уже существующих зданий.

Земельный участок с КН №** по договору № 235 от 15.08.2012 предоставлен Кудыкину С.С. для эксплуатации расположенного на нем здания, но не для строительства других объектов, как ошибочно полагает истец.

Согласно межевому плану, подготовленному 27.08.2012, в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположении границы и площади принадлежащего истцу земельного участка с КН №**, земельный участок относился к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, разрешенное использование: для обеспечения деятельности, часть участка занята объектами недвижимости – цех №18, кирпичная пристройка, трансформаторная подстанция (л.д. 209-225 т. 2).

Из кадастрового паспорта земельного участка с КН №** от 22.07.2013 следует, что земельный участок относился к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, разрешенное использование: для обеспечения производственной деятельности, земельный участок полностью входит в зону «Зона охраняемого природного ландшафта Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», 60.15.2.15, сведения о которой внесены в ГКН на основании Постановления Псковского областного собрания депутатов от 28.04.2005 № 1065. В ГКН отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону «Зона охраняемого природного ландшафта Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», 60.15.2.15, сведения о которой внесены в ГКН на основании Постановления Псковского областного собрания депутатов от 28.04.2005 № 1065. Земельный участок частично входит в зону «Зона регулирования застройки Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», сведения о которой внесены в ГКН на основании Постановления Псковского областного собрания депутатов от 28.04.2005 № 1065. В ГКН отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону «Зона регулирования застройки Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», сведения о которой внесены в ГКН на основании Постановления Псковского областного собрания депутатов от 28.04.2005 №1065 (л.д. 15-18 т. 2).

Из кадастровых паспортов принадлежащих истцу спорных земельных участков с КН №** и КН №** по состоянию на 16.08.2013 следует аналогичная информация (т. 2 л.д.2-9).

Из карты-плана границ зон охраны Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея заповедника «Изборск» от 26.04.2010 следует, земельный участок с КН №** отнесен к зоне регулируемой застройки.

Согласно карты-плана и постановлению Псковского областного собрания депутатов от 28.04.2005 №1065 «Об утверждении границ зон охраны и режима зон охраны государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея – заповедника «Изборск»», на территории исторических поселений строительство зданий и сооружений осуществляется по специальным проектам, включающих малые архитектурные формы (штакетники, строительная арматура, ворота, калитки, скамьи и др.), согласованным с органом охраны объектов культурного наследия. В охранной зоне запрещается любая деятельность, связанная с земляными работами, ведущими на глубину более 0,2 м., со строительством и т.д. без согласования с органом охраны объектов культурного наследия. К историческим поселениям зоны регулирования застройки относится деревня Залавье. На территории зоны регулирования застройки запрещается: строительство зданий и сооружений по типовым проектам, из нехарактерных для данной местности материалов, с ломаными кровлями, прокладка новых улиц в исторических поселениях, нарушение исторически сложившихся красных линий застройки, проведение любых земляных работ без согласования с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. На территории зоны охраняемого природного ландшафта запрещается в том числе проведение работ, изменяющих ландшафт, распашка исторической сети дорог, подлежащих охране, повреждение или уничтожение памятников архитектуры, истории, археологии и памятников природы, уничтожение или повреждение почвозащитной растительности, разработка карьера, добыча песка и т.д.

Границы достопримечательного места установлены приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 06.03.2014 № 136 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», VIII – XX вв. (первое летописное упоминание – 862 г.), расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район» (л.д. 109-126 т. 1).

Приказом Комитета от 01.07.2016 № 314 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район», утверждены требования к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением российской государственности», расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район (л.д. 141-149 т. 1).

Ограничения, установленные приказами от 06.03.2014 № 136, от 01.07.2016 № 314 распространяются на все правоотношения, возникшие после их вступления в законную силу.

В соответствии с приложением № 2 к приказу № 314, земельные участки с КН №** и с КН №** находятся в зоне с установленным режимом Р-9 (для земель объектов связи транспортной и инженерной инфраструктур).

На основании подпункта 1.6 пункта 1 раздела I приложения 1 к приказу № 314 в границах достопримечательного места допускается новое строительство согласно утвержденным режимам, однако для спорных земельных участков «Режим Р-9» не допускает новое строительство.

Согласно приложению № 1 к приказу № 314, в границах достопримечательного места с режимом Р-9 разрешается: реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов, а также объектов связи, инженерной и транспортной инфраструктур, запрещается: строительство в полосах отвода автомобильных дорог и в их придорожных полосах новых объектов дорожного сервиса. Строительство линейных объектов, капитальное строительство режимом Р-9 не допускается.

В совокупности изложенного суд приходит к выводу, что на момент приобретения земельного участка с КН №** и его раздела данный земельный участок входил в зону «Зона охраняемого природного ландшафта Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», и частично в зону «Зона регулирования застройки Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», о чём имелись сведения в ГКН. Как до издания Приказа №314 от 01.07.2016, так и после него существовали ограничения по использованию земельного участка и запрет на осуществление нового строительства, а потому ограничения, установленные Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия права истца, как собственника земельного участка по его использованию, не нарушены, ранее его права по использованию участка (после раздела – участков) также были ограничены. Строительство на указанных земельных участках противоречит установленным режимам, целевому назначению земель, виду их разрешенного использования и предмету охраны исторического поселения.

Установление в отношении принадлежащего истцу земельного участка ограничений (обременений) и запретов в использовании, в соответствии с правовыми режимами использования земель и земельных участков, не противоречит действующему земельному законодательству.

Учитывая указанные обстоятельства и вышеперечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что факт причинения истцу убытков не доказан, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Кудыкина С.С. к Комитету по финансам Псковской области о взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2019 года

2-2691/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудыкин Сергей Сергеевич
Ответчики
Комитет по финансам Псковской области
Другие
Администрация Псковской области
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области
Иванов Алексей Вячеславович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2019Дело оформлено
21.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее