Административное дело №2а-905/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 10 июля 2017 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесовой Л.В.,
при секретаре Дубовой Е.С.
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Урастаева Е.Д.,
представителя заинтересованного лица ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Лихомановой М.Н., действующей на основании доверенности от 20.01.2017 года
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пионерского сельсовета о признании незаконным бездействия по организации работ по ликвидации несанкционированных свалок и возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Макушинского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд к Администрации Пионерского сельсовета с вышеуказанными требованиями.
Исковые требования мотивированны тем, что прокуратурой Макушинского района проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении твердых коммунальных, строительных и иных отходов от населения на территории Макушинского района. В ходе совместно проведенной прокуратурой района с ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах проверки установлено, что на территории Пионерского сельсовета имеются несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО), расположенные в с. Пионерском: напротив дома № по ул.Школьная в остатках от кузова телеги; за домом № по л. Школьная на пустыре; позади домов № по ул. Школьная на пустыре. Указанные несанкционированные свалки ТКО отсутствуют в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО Курганской области, утвержденной Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016г. № 566. Складирование и размещение коммунальных отходов от населения на вышеназванных несанкционированных свалках происходят с грубыми нарушениями требований природоохранного законодательства. На основании изложенного, просят обязать Администрацию Пионерского сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных в с. Пионерском Макушинского района Курганской области: напротив дома № по ул. Школьная в остатках от кузова телеги; за домом № по л. Школьная на пустыре; позади домов № по ул. Школьная на пустыре.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения в соответствии с заявленными исковыми требованиями, просил установить срок исполнения решения суда на 6 месяцев со дня вступления в законную силу.
Представитель административного ответчика на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, возражений не представил.
Представитель заинтересованного лица исковые требования прокурора поддержала.
На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии сч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Закрепление за органами местного самоуправления поселений полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах сельского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации. Обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На территории Курганской области региональный оператор не определен, соответствующе соглашение Правительством Курганской области не заключено.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, а также "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что администрация Пионерского сельсовета Курганской области организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в указанном районе должным образом не осуществляет.
Так, в результате прокурорской проверки, проведенной совместно со специалистом ТО Роспотребнадзора установлены несанкционированные свалки на территории с. Пионерское: напротив дома № по ул. Школьная в остатках от кузова телеги; за домом № по л. Школьная на пустыре; позади домов № по ул. Школьная на пустыре
В подтверждение факта существования несанкционированных свалок к материалам проверки приложены соответствующие фототаблицы, объяснение Першуковой Е.А. (л.д. 6-8).
Согласно Закону Курганской области от 04.11.2004 N 762 "Об установлении границ муниципального образования Пионерского сельсовета, входящего в состав муниципального образования Макушинского района", в состав территории муниципального образования Пионерского сельсовета входит с. Пионерское.
Учитывая положения ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора, возложена на органы местного самоуправления, в т.ч. на Администрацию Пионерского сельсовета.
Пунктом 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" предусмотрено участие сельских поселений в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления, поэтому в случае неисполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию может быть возложена обязанность ликвидации этих свалок, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Суд считает, что основной причиной образования несанкционированной свалки явилось бездействие Администрации Пионерского сельсовета, которая в нарушение требований законов и своего Устава не принимает мер для организации ликвидации несанкционированных свалок в с. Пионерское напротив дома № по ул. Школьная в остатках от кузова телеги; за домом № по л. Школьная на пустыре; позади домов № по ул. Школьная на пустыре.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, поэтому предъявление исковых требований прокурором Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц является законным и обоснованным, они не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей с. Пионерское на благоприятную окружающую среду.
При таком положении, оснований для освобождения органов местного самоуправления от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не имеется, требования прокурора законные и обоснованные и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из условий разумности, с учетом того, что администрация Пионерского сельского поселения исполняет свои обязательства средствами бюджета в рамках процедур, установленных законодательством Российской Федерации, суд считает возможным установить ответчику для исполнения возложенной обязанности срок - до 11 февраля 2018 года.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Пионерского сельсовета Макушинского района Курганской области освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░ ░░░░░ № ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░ ░░░░░ № ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░