2-133/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Пановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 2 апреля 2015 года
гражданское дело по иску Косцовой Л.И. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Косцова Л.И. обратились в суд с исками к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры, указывая, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлялось ей как работнику Филиала «Войсковая часть №» ФБУ войсковая часть №. Дата она обращалась с заявлением к Военному прокурору <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона о проведении проверки о том, кому принадлежит жилой фонд, находящейся в <адрес>, какой статус имеет данный жилой фонд и местонахождение документов, являющихся основанием ее заселения в данную квартиру. Но так как рассмотрение ее заявления не входит в их компетенцию, заявление было направлено по поднадзорности в Военную прокуратуру Центрального военного округа <адрес>. В Дата она получила ответ на свое заявление, в котором указано, что собственниками данного жилого фонда, расположенного в <адрес> является Министерство обороны Российской Федерации, данное жилье имеет статус специализированного жилищного фонда, документы, являющиеся основанием ее вселения в данную квартиру отсутствуют, так как в связи с реорганизацией жилищных органов Минобороны РФ в 2010-2011 гг. в ФГКУ «Центррегионжилье» из ФГКЭУ «<данные изъяты>» документы, послужившие основанием для предоставления ей занимаемой квартиры не поступали. Также в вышеуказанном ответе ей разъяснили, что она вправе проживать в занимаемом жилом помещении (оснований для ее выселения не имеется), обратиться к Министру обороны Российской Федерации либо в судебные органы для рассмотрения вопроса о приватизации занимаемого жилого помещения. Так же у нее имеются сведения о том, что военный городок, расположенный в <адрес> с Дата является документально открытым. Просила признать за ней право пользование жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и обязать Министерство Обороны Российской Федерации передать ей в собственность указанную квартиру в порядке приватизации.
Истец в судебном заседании дала пояснения согласно изложенным в иске доводам, дополнив, что после полученного из военной прокуратуры ответа относительно ее дальнейших действий по приватизации спорной квартиры, она в Дата отправила в Министерство обороны РФ заявление на приватизацию квартиры, но ответа на него до настоящего времени ей не последовало.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменного возражения относительно заявленных истцом требований суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, телефонограммой просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, разрешение спора по заявленным требованиям оставлял на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в своем отзыве указывал, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центррегионжилье») возражает на заявленные истцом требования по следующим основаниям. В настоящее время, в соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по Вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 03.11.2010 №1455 Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Центррегионжилье», Учреждение) является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (уполномоченного органа Министерства обороны). ФГКУ «Центррегионжилье» реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 №1455, а также приказа Министра обороны РФ от 05.04.2011 № 453. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее - Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право: на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к числу помещений, входящих в состав специализированного жилищного фонда. Поскольку фактическим Основанием предоставления служебного помещения является наличие трудовых отношений между организацией и работником, служебные Жилые помещения предоставляются по решению работодателя, в ведении которого находятся эти Помещения. На основании принятого в установленном порядке решения соответствующий орган исполнительной власти выдает гражданину ордер на служебное жилое помещение. Так же, пунктом 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федераций регламентировано, что лица из числа гражданского персонала ВС РФ обеспечиваются по месту работы жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Таким образом, ФГКУ «Центррегиояжилье» не уполномочено на обеспечение постоянным жильем граждан из числа гражданского персонала ВС РФ, в том числе граждан утративших связь с Министерством обороны РФ, кем и является истец. Истцом не представлены документы, доказывающие право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения. Так в соответствии со ст. 6 Закона «О» приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в
собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненными находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Соответственно, приватизация служебного жилого помещения законом запрещена. Согласно имеющихся сведений спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Министерства обороны РФ на основании Решения Исполнительного комитета <данные изъяты> городского Совета народных депутатов № от Дата, что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение приватизации не подлежит. Спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ в установленном законом порядке, до настоящего времени в муниципальную собственность не передавалось. Необходимо отметить, что истцом не представлено каких-либо доказательств о том, что спорное жилое помещение, предоставлено по договору социального найма, документов о праве вселения к материалам дела также не приобщено. Сведения о том, что истец была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и спорное жилое помещение предоставлено согласно очередности именно по данному основанию в материалах дела отсутствуют, доказательств обратного истцом также не представлены, что свидетельствует о несостоятельности доводов истца, которые не могут быть приняты судом во внимание ввиду их необоснованности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – войсковая часть № в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в своем отзыве указывал, что войсковая часть № никогда не являлась и не является балансодержателем жилого фонда в <адрес>. В войсковой части № отсутствуют какие-либо документы, как подтверждающие статус спорного жилого помещения, так и основания для проживания истца. Сведения о том, каким образом, когда и кем спорное жилое помещение предоставлялось истцу, а также является ли жилое помещение служебным, у командования войсковой части № отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своем отзыве указывал, что по существу заявленных требований ТУ Росимущества в <адрес> сообщает следующее. В соответствии со ст.1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от Дата № приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно пп. б п.4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009г, № 49, ТУ Росимущества в <адрес> осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества. Указанные полномочия осуществляются только в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (Письмо Росимущества от 01.11.2013г. № 16/51230.). В соответствии с типовым положением о территориальных органах Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от Дата №, а также Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от Дата № «О совершенствовании учета федерального имущества», учет федерального имущества в реестре федерального имущества, выдачу информации из реестра федерального имущества и осуществление полномочий собственника в отношении имущества, принадлежащего указанному правообладателю на соответствующем вещном праве, осуществляет территориальный орган Росимущества по месту регистрации правообладателя. Как следует из содержания искового заявления по состоянию на Дата объект недвижимости, квартира <адрес> принадлежала на вещном праве Министерству обороны Российской Федерации, которое зарегистрировано в качестве юридического лица на территории <адрес>. Дополнительно сообщают, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 (ред. от 27.01,2012г.) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, является Министерство обороны Российской Федерации.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Из материалов дела следует, что в период с Дата по Дата Косцова Л.И. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью №, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, с Дата проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирована по указанному месту жительства.
Судом установлено, что жилое помещение, занимаемое истцом, предоставлялось ей как гражданскому персоналу войсковой части 92746 в связи с трудовыми отношениями.
Законность вселения в спорную квартиру факт проживания истца в ней, ответчиком не оспаривались.
Из информаций Администрации <адрес>, <данные изъяты> филиала ГУП «Кургантехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> усматривается, что истец право на приватизацию жилого помещения не реализовала, иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности не имеет.
Спорная квартира на балансе муниципальной собственности <адрес> не числится.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по вышеуказанному адресу в ГУП «Кургантехинвентаризация», Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствуют.
Постановлением Администрации <адрес> от Дата № на основании отношения войсковой части № и Жилищного кодекса РСФСР квартира <адрес> служебной не признана.
Доводы третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения («ФГКУ «Центррегионжилье»), что спорное жилое помещение признавалось служебным в соответствии с Решение Исполнительного комитета <данные изъяты> совета народных депутатов № от Дата, документально не подтверждены. Согласно ответа администрации <адрес> сведениями о наличии такого решения администрация <адрес> не располагает (<данные изъяты>), согласно ответа из Муниципального архива администрации <адрес> вышеуказанное решение на хранение в архив не поступало (<данные изъяты>), ФГКУ «Центррегионжилье» же в обоснование своих возражений указанное решение суду не представлено.
Обращение истца Косцовой Л.И. с заявлением в Министерство обороны РФ о приватизации жилого помещения оставлено без рассмотрения, в связи с этим у Косцовой Л.И. возникло законное право для обращения в суд с заявленным требованием.
На дату вселения истца в спорное жилое помещение в Дата правоотношения сторон регулировались положениями Жилищного кодекса. РСФСР.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (после 1 марта 2005 года).
Таким образом, при разрешении спора и установлении статуса занимаемых истцом жилого помещения подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений, в том числе служебных квартир.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Статьей 106 Жилищного кодекса РСФСР регламентирован порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими на основании договора найма, заключаемого в порядке, установленном статьей 105 данного кодекса.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР», утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года № 15, содержалось разъяснение о том, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
По смыслу закона, важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Таким образом, Администрация <адрес> по обращению войсковой части № была правомочна в Дата вынести постановления об отнесении жилых помещений, в котором в настоящее время проживает истец, к числу служебных квартир, но этого, как установлено судом, не было сделано.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат, но поскольку в данном случае спорная квартира на дату предоставления жилого помещения Косцовой Л.И. квартира не имела статуса служебной и требования истца о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма является правомерным, поскольку предоставление жилого помещения в качестве служебного возможно лишь после отнесения жилого помещения в установленном законом порядке к числу служебного жилья.
Данная правовая позиция закреплена законодателем и в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с Дата.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным требование истца Косцовой Л.И. о признании за ней права собственности на занимаемое на условиях договора социального найма жилое помещение в порядке приватизации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Косцовой Л.И. о признании за ней права пользования жилым помещением - квартирой <адрес> по договору социального найма и признания за ней права собственности на это помещения в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.04.2015 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░