Советский районный суд г.Махачкала
Судья Джалалов Д.А. Дело № 2-7294/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-1345
г. Махачкала 23 марта 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Ибрагимовой А.М.
судей – Гаджиева Б.Г., Галимовой Р.С.
при секретаре - У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.А. к Администрации МО «<.>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, по апелляционной жалобе представителя А.А. по доверенности Г.Д. на решение Советского районного суда г.Махачкала от 26.12.2016г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гаджиева Б.Г., Судебная коллегия
установила:
А.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «<.>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, указав, что она с 13.02.2015 года за № <.> состоит на учете в списках очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Между тем, администрацией г.<.> ей жилое помещение не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного содержится просьба в апелляционной жалобе представителя А.А. по доверенности Г.Д. Жалоба мотивирована тем, что сложившиеся у неё обстоятельства позволяют ей со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, предусматривающий порядок и условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратиться в суд с приведенными исковыми требованиями. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа указанной категории гражданам в удовлетворении их законных требований об обеспечении жильем.
А.А. и представитель Администрации ГОсВД г. <.>, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суду не сообщили, ходатайств об отложении дела в суд не представили.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. З ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью первой ст.327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного, и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым изменена форма обеспечения лиц указанных категорий жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 №15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2013 года.
Согласно ч. 2 ст.4 ФЗ от 29.02.2012 №15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессиональною образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из обжалуемого судебного постановления и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации ГО «<.>» за № <.> от 26 июня 2007 года А.А., <дата> года рождения, с 13.02.2015 года под номером <.> принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований А.А. об обязании ответчика предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, суд первой инстанции исходил из того, что истцу не отказано в предоставлении жилого помещения, она поставлена на учет нуждающихся в получении жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в ГОсВД «<.>» имеют 480 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее А.А. обратились к ответчику за получением такой же меры социальной поддержки.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными и отмечает, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-О).
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Махачкала от 26.12.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.А. по доверенности Г.Д. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи