Решение по делу № 2-89/2019 от 27.11.2018

Дело №2-89/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2019 года                        г. Багратионовск

                            

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Матросовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновича В.В. к администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признании нуждающимся в ином жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Воронович В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», которым, с учетом увеличения исковых требований, просит:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»,

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области,

- в случае установления судом возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, возложить на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта),

- в случае установления судом отсутствия возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта), признать жилое помещение - квартиру №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, невозможность его ремонта и реконструкции и признать истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении.

В обоснование заявленных требований истец Воронович В.В. указал, что является инвалидом-колясочником первой группы, вследствие чего лишен возможности самостоятельно передвигаться и, как следствие, имеет существенные трудности в доступе в жилое помещение, в котором он проживает и имеет регистрацию по месту жительства, расположенное в многоквартирном доме на втором этаже по указанному выше адресу. Несмотря на то, что исполнение государственной обязанности, расходы на которую предусмотрены в бюджетах разных уровней, по обеспечению условий инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым, кроме прочего законом отнесены и жилые помещения, лежит на органе местного самоуправления, администрация МО «Багратионовский городской округ» каких-либо действий для обеспечения условий для доступа истца в жилое помещение не предпринимает, незаконно бездействуя.

Также сослался, на те обстоятельства, что администрацией МО «Багратионовский городской округ» при реализации полномочий в области обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению, не соблюдена процедура обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, предусмотренная Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649, в части соблюдения требований о вынесении решения о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, а также принятия решения по результатам такой проверки - об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома; в части оформления работы комиссии заключением, которое впоследствии может являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида. Приведенные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ».

Изложенное явилось основанием для обращения Вороновича В.В. в суд с данным иском (л.д. 4-5, 187,188).

В судебном заседании истец Воронович В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представляющая интересы ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ» Татаренко Ю.С. с требованиями не согласилась.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ», на который возложены обязанности по исполнению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству над совершеннолетними, Долгова Л.П. поддержала позицию представителя администрации.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Министерства социальной политики по Калининградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, обозрев материалы надзорного производства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Воронович В.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, использует для передвижения инвалидную кресло-коляску, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Данное жилое помещение располагается на втором этаже многоквартирного жилого дома и принадлежит на основании договора безвозмездной передачи в собственность от 12.11.1993 г. матери истца Воронович О.Л., родственные отношения с которой подтверждены соответствующим свидетельством (л.д. <данные изъяты>).

03.04.2018 г. Воронович В.В. обратился в администрацию МО «Багратионовский городской округ» с заявлением об обеспечении пандусом подъезда дома, в котором он проживает.

11.05.2018 г. администрацией МО «Багратионовский городской округ» был дан ответ об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели (л.д. 10).

Также истец обращался в прокуратуру Багратионовского района Калининградской области по вопросу проведения проверки соблюдения администрацией МО «Багратионовский городской округ» требований социального федерального законодательства, гарантированных истцу, как инвалиду первой группы, и возложении обязанности обеспечить доступ инвалиду в жилое помещение путем установки пандуса.

По результатам проведенной прокурором проверки, нарушений закона, относящегося к предмету проверки, выявлено не было.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав человека независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться, в том числе, на здания.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», одной из задач которой является создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Как следует из содержания Программы, предпосылками, для создания условий обеспечения прав и свобод инвалидов является выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности к разного рода объектам, в том числе жилым домам.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

09.07.2016 Правительством РФ принято постановление №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым также утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).

Настоящие Правила применяются, в том числе к жилым помещениям частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.

Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В состав муниципальной комиссии включаются представители:

а) органов муниципального жилищного контроля;

б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;

в) общественных объединений инвалидов.

Во исполнение приведенных требований постановления Правительства РФ, постановлением главы администрации МО «Багратионовский городской округ» №0549 от 08.06.2017 г. была создана комиссия по обследованию жилых помещений, в которых проживают инвалиды, и общего имущества многоквартирного дома, утверждено положение о порядке создания и работы такой комиссии (л.д. 60, 61, 62-64).

На основании поручения прокурора Багратионовского района от 19.09.2018 г., вынесенного в адрес главы администрации об организации обследования общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Воронович В.В., на предмет возможности его приспособления для маломобильных групп населения, беспрепятственного доступа инвалида при существующих условиях архитектурно-планировочного решения здания, 12.10.2018 г. муниципальная комиссия провела обследование жилого помещения инвалида Вороновича В.В., расположенного в многоквартирном доме, по адресу: <данные изъяты> и общего имущества многоквартирного дома.

По результатам такого обследования, как того требует п. 12 Правил, был составлен акт №<данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Из данного акта усматривается, что по результатам проведенного обследования, комиссия пришла к выводу об отсутствии технической возможности оборудовать общее имущество многоквартирного дома с учетом потребности инвалида, в связи с конструктивными особенностями здания и элементами самого здания (лестничный марш, лестничная площадка).

Согласно п. 15 Правил, в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и (или) общего имущества и обеспечения условий их доступности без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

Согласно п. 17 Правил, по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает одно из решений:

а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома),

б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома).

В силу п. 18 Правил, результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме или заключение об отсутствии такой возможности, по форме утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В нарушение приведенных требований нормативного акта, органом местного самоуправления – администрацией МО «Багратионовский городской округ», в лице муниципальной комиссии, решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), не принималось, равно как и не принималось по результатам работы комиссии заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме или заключение об отсутствии такой возможности.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, что свидетельствует о бездействии администрации.

В этой связи требование истца Вороновича В.В. о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования Вороновича В.В.

- о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области,

- в случае установления судом возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, возложить на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта),

- в случае установления судом отсутствия возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта), признать жилое помещение - квартиру №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, невозможность его ремонта и реконструкции и признать истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, суд исходит из следующего.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца определением суда от 07.03.2019 г. была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту Лежанкову В.А..

Как следует из выводов, изложенных в заключении эксперта о выполнении на объекте мероприятий по обеспечению доступа инвалидов от 15.04.2019 г., по совокупности условий, выявленных при обследовании многоквартирного жилого здания по адресу: <данные изъяты>, на предмет выполнения мероприятий по созданию доступности для инвалидов, относящихся к группе М4* (инвалиды передвигающиеся на креслах-колясках), возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.

Доказательств обратного суду истцом не представлено.

Таким образом, учитывая заключение эксперта об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, для нужд инвалида, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта).

По этой же причине и не подлежит удовлетворению требование Вороновича В.В. о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области.

Равно как и не подлежит удовлетворению требование Вороновича В.В. о признании жилого помещения - квартиры №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, признании невозможности его ремонта и реконструкции, признании истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса ОФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 54 названного Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Оценивая изложенное, вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания, а также вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, постановки их на соответствующий учет относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

По этой причине, требование Вороновича В.В. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признании невозможности его ремонта и реконструкции, признании истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Вороновича В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В удовлетворении требований Вороновича В.В. в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2019 года.

Судья А.Э. Жесткова

2-89/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воронович Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация МО "Багратионовский городской округ"
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на сайте суда
bagrationovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Производство по делу возобновлено
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее