Решение по делу № 3а-656/2019 от 18.07.2019

Дело №3a-656/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород    11 сентября 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,

с участием представителя административного истца акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Транснефть- Верхняя Волга» об установлении для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 247452 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости 61863000 рублей на период с 01 января 2016 года до 14 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «<данные изъяты>» (далее также – АО «<данные изъяты>») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указало о том, что АО «<данные изъяты>» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 133790 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 23.02.2001 года .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.11.2013 года ранее (до 15.11.2018) составляла 125030072,04 рублей. Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».

Результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863, с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения применяются с 01 января 2016 года.

15.11.2018 года в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером его площадь изменилась с 247452 кв.м. на 133790 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости была пересчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области и составила для земельного участка площадью 133790 кв.м. 67600073,30 рублей. Таким образом, сведения о ранее утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере 125030072,04 рублей приобрели статус архивных.

Вместе с тем, согласно отчету об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» от 17.06.2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.11.2013 года составляет 61863000 рублей.

Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, «архивная» (действующая в период с 01.01.2016 года по 14.11.2018 года) кадастровая стоимость принадлежащего АО «Транснефть - Верхняя Волга» земельного участка существенно затрагивает права и обязанности предприятия по уплате земельного налога в порядке, предусмотренном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

05.07.2019 года АО «Транснефть - Верхняя Волга» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года. Заявление комиссией отклонено, кадастровая стоимость объекта оставлена без изменения.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит в административном исковом заявлении удовлетворить заявленные требования.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель административного истца АО «Транснефть - Верхняя Волга» ФИО1 требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поддержал, просил административное исковое заявление удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены судом о месте и времени рассмотрения дела в суде в порядке, предусмотренном главой 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Административный ответчик Правительство Нижегородской области представило письменный отзыв, в котором указало, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года №39. Указало, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Представило выписку из Приложения 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области представило в суд информацию в отношении спорного земельного участка.

В письменной информации указывается о том, что земельный участок с кадастровым номером на данный момент состоит на государственном кадастровом учете.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 247452 кв.м., вошел в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013.

Земельный участок с кадастровым номером в соответствии с видом разрешенного использования - «Для производственных целей», согласно Приложению 5 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее также - Постановление от 10.12.2014 года №863) отнесен к 9 группе видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 года №863 в размере 125030072,04 рублей.

15.11.2018 года были внесены изменения в характеристики объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером - общая площадь земельного участка изменилась с 247452 кв.м. на 133790 кв.м. Указанные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с требованиями пункта 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 года №863, и составила 67600073,30 рублей. Представлены выписка из ЕГРН, а также Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.11.2018 года.

От других лиц, участвующих в деле, отзывы на административное исковое заявление в суд не поступили.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.

Из материалов дела усматривается, что АО «<данные изъяты>» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 133790 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 23.02.2001 года (выписка из ЕГРН от 07.08.2019 года).

На основании части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При таких обстоятельствах АО «<данные изъяты>» является лицом, чьи законные интересы затронуты результатами определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из представленных в суд доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.2004 года (выписка из ЕГРН от 07.08.2019 года).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01.11.2013 года в размере 125030072,04 рублей. Данное обстоятельство подтверждается представленной Правительством Нижегородской области выпиской из Приложения 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863.

Из материалов административного дела также следует, что в последующем 15.11.2018 года были внесены изменения в количественные характеристики объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером , что повлекло за собой изменение размера кадастровой стоимости, которая по состоянию на 15.11.2018 года определена в размере 67600073,30 рублей (актуальная кадастровая стоимость) (Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.11.2018 года).

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года в размере 125030072,04 рублей, является архивной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Так как АО «<данные изъяты>» является плательщиком земельного налога за пользование земельным участком с кадастровым номером , земельный налог подлежит расчету с учетом кадастровой стоимости земельного участка и начисленный земельный налог за период с 01.01.2016 года по 14.11.2018 года может быть взыскан с АО «<данные изъяты>» с учетом размера кадастровой стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что АО «<данные изъяты>» может оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , ставшую архивной.

Так как по настоящему административному делу оспаривается кадастровая стоимость земельного участка (ставшая архивной), определенная по состоянию на 01.11.2013 года, то суд при рассмотрении настоящего административного дела применяет положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Материалами дела подтверждается, что административный истец АО «<данные изъяты>» 05.07.2019 года обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее также – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.11.2013 года (л.д.33). Уведомлением от 08.07.2019 года заместителем секретаря Комиссии было сообщено о невозможности рассмотрения заявления, так как оспариваемая кадастровая стоимость стала архивной (л.д.34).Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 17.06.2019 года , составленный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО2 (л.д.35-221). Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 61863000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года (л.д.65 оборот).

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленный в суд отчет об оценке от 17.06.2019 года , составленный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО2, суд приходит к следующему.

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Из раздела 1 (задание на оценку) отчета усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для пересмотра его кадастровой стоимости. При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке (раздел 3 отчета). Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы (раздел 13 отчета).

В отчете об оценке оценщиком дано подробное описание объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером . Указывается о том, что объект оценки расположен на территории рабочего поселка <адрес> Нижегородской области. Окружение и инфраструктура благоприятствуют разрешенному использованию земельного участка – для производственных целей. Текущее использование земельного участка – также для производственных целей. Площадь земельного участка составляет 247452 кв.м. Коммуникации по состоянию на дату оценки – 01.11.2013 года: электроснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение. Расположен вблизи крупной автомагистрали (л.д.40-43 оборот).

Наиболее эффективным использованием признано фактическое использование земельного участка - для производственных целей (л.д.44).

С целью установления рыночной стоимости земельного участка оценщик в отчете указал тенденции отечественного рынка недвижимости, дан обзор социально-экономической, политической ситуации в Нижегородской области, анализ рынка земли в Нижегородской области со ссылкой на источник информации. Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате оценки.

Оценщиком определен сегмент рынка, к которому относится оцениваемый объект – земельные участки для производственных целей (л.д.48).

В отчете приведен анализ фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом его использовании. Из отчета следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком на дату оценки был изучен рынок предложений земельных участков, расположенных в населенных пунктах Нижегородской области, соответствующих по социально-экономическому развитию <адрес> Нижегородской области, в котором находится объект оценки. Подобрано 16 объявлений о продаже земельных участков из сегмента рынка, к которому относится объект оценки (л.д.49-51).

Оценщиком определены ценообразующие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки и существенно влияющие на его рыночную стоимость. Анализ основных ценообразующих факторов представлен оценщиком в рамках анализа рынка (л.д.51 оборот-54).

Оценка земельного участка проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов (л.д.57).

При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора и дал описание объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок. Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемым по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. Отобрано 4 объекта-аналога (л.д.61). Источники публикаций указаны как в самом тексте отчета, так и в принт-скринах, сделанных с сайтов, расположенных в сети Интернет. Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №7. Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объекта оценки, не представлено.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена оценщиком в размере 61863000 рублей по состоянию на 01.11.2013 года.

Исследовав представленный отчет об оценке, суд отмечает, что к нему приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении отчета. В отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.

Оценщик ФИО2 является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включена в реестр членов 28.03.2016 года . Получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 17.04.2018 года. Гражданская ответственность застрахована в Страховом акционерном обществе «ВСК» (л.д.38 оборот, л.д.73-74).

Сведений о том, что оценщик ФИО2 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении данного оценщика у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке от 17.06.2019 года у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 247452 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 61863000 (Шестьдесят один миллион восемьсот шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

При этом в решении суд указывает на то, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 14 ноября 2018 года включительно.

Суд исходит из того, что согласно пункту 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» данное постановление вступает в силу с 01 января 2015 года, за исключением положений настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Положения данного постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2016 года.

Таким образом, для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года, подлежит применению с 01 января 2016 года.

Так как 15 ноября 2018 года в отношении спорного земельного участка определена новая (актуальная) кадастровая стоимость, то окончание применение архивной кадастровой стоимости, утвержденной по состоянию на 01.11.2013 года – 14 ноября 2018 года включительно.

Суд полагает, что не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости доводы Правительства Нижегородской области. В данном случае основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, ставшая архивной (статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости.

Так как обращение акционерного общества «<данные изъяты>» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года имело место 05.07.2019 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года необходимо также считать 05.07.2019 года.

Административным истцом АО «<данные изъяты>» по настоящему административному делу требования были заявлены к административным ответчикам Правительству Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (л.д.8).

Суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «<данные изъяты>» по настоящему административному делу в отношении административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» должно быть отказано по следующим мотивам.

Как указано в судебном решении, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка (ставшая архивной) была определена и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» при проведении массовой кадастровой оценки. При рассмотрении данного дела суд применил положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По настоящему административному делу Правительство Нижегородской области является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не определяло оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01.11.2013 года, поэтому данное лицо является ненадлежащим административным ответчиком и в отношении данного административного ответчика в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «<данные изъяты>» по настоящему административному делу удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 247452 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 61863000 (Шестьдесят один миллион восемьсот шестьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 14 ноября 2018 года включительно.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года считать 05.07.2019 года.

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «<данные изъяты>» по настоящему административному делу в отношении административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 16 сентября 2019 года.

Судья М.А. Кручинин

3а-656/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Транснефть-Верхняя Волга"
Ответчики
Управление Росреестра по Нижегородской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Правительство Нижегородской области
Другие
Администрация р.п. Воротынец
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
18.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
22.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.09.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
11.09.2019[Адм.] Судебное заседание
16.09.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее