Решение по делу № 2-578/2020 от 31.01.2020

№ 2-578/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов «17» марта 2020 года.

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Акульчевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Миловановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Тамбова Тамбовской области к Рожкову Алексею Владимировичу о выкупе жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Тамбова Тамбовской области обратилась с требованиями к Рожкову А.В. о выкупе принадлежащего ему жилого помещения, с последующим прекращением права собственности.

В обоснование заявленных требований представитель истца указывал, что Рожков А.В. является собственником жилого помещения ***, расположенного по адресу – ***.

Указанный жилой дом на основании приложения *** к решению Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 года *** признан аварийным, в связи с чем лица, проживающие в данном жилом доме подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от *** *** указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории *** на 2013 год и до ***.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийных жилых помещений, собственник такого жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилым помещением, то есть имеет право на предоставление иного благоустроенного жилого помещения либо его выкуп.

Тем не менее, в силу положений ч.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или о других условиях выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Таким образом, поскольку между органом местного самоуправления и ответчиком не достигнуто соглашение об изъятии жилого помещения, есть необходимость разрешить вопрос о его выкупе в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.32 ЖК РФ администрация г. Тамбова Тамбовской области просила обязать Рожкова А.В. передать администрации города в собственность принадлежащее ему жилое помещение за выкупную цену, определенную на основании судебной экспертизы, а после выплаты выкупной цены прекратить право собственности ответчика на жилое помещение ***, расположенное по адресу – ***.

В судебном заседании представитель администрации *** по доверенности Уланова Н.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Так же указывала, что ответчик Рожков А.В. необоснованно отказался от предоставленного ему администрацией города благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу – ***-1, ***.

Кроме того, на вопросы суда и сторон пояснила, что процедура изъятия земельного участка, на котором расположен признанный аварийным многоквартирный жилой дом, администрацией города не проводилась. Так же ей известно, что данный многоквартирный жилой дом является объектом культурного наследия.

Ответчик Рожков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что в данной квартире он проживает со своей семьей – жена и двое детей, иного жилого помещения для проживания у них отсутствует. Тем не менее, несмотря на то, что дом по *** признан аварийным, сносу он не подлежит, поскольку является объектом культурного наследия, в связи с чем администрация города не лишена возможности переселить его и его семью в маневренный фонд на период капитального ремонта. Дом по ***-1, в который им предлагает переселиться администрация, хоть и пригоден для проживания, однако по факту является притоном, где проживают расселенные администрацией детдомовцы, в связи с чем он опасается за своих детей, которые будут вынуждены там проживать.

Представитель органа опеки и попечительства комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, просит вынести решение в интересах несовершеннолетних.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в силу следующих обстоятельств.

В силу ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч.1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Статьей 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (пп.3.2. п.2).

Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок работы которой урегулирован данной нормой.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Рожков А.В. является собственником *** общей площадью 25,9 кв.м., расположенной в ***, что подтверждается архивной справкой МУП «Тамбов-недвижимость» (л.д. 7).

Кроме собственника в указанном жилом помещении проживают члены его семьи: жена ФИО4, дети ФИО5, *** года рождения, ФИО5, *** года рождения (л.д. 30,31).

Решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от *** *** «О мерах по переселению граждан из аварийных домов», *** признан аварийным.

В соответствии с постановлением администрации *** от *** *** указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01.09.2017 года расселение жильцов дома намечено на 3-4 квартал 2016 года.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, в рамках реализации мероприятий указанной программы, администрацией г. Тамбова приобретена и оформлена в муниципальную собственность *** площадью 40,7 кв.м. в ***-1 ***, от переселения в которую ответчик отказался, что подтверждается копией акта от *** (л.д. 34).

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.32 ЖК РФ жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства».

Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.2 ст.2 Федерального закона от 02.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.

Часть 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ст.32 ЖК РФ.

На основании ч.6 и ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа.

Как указывает представитель администрации *** включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до ***, утвержденную постановлением администрации области от *** ***.

В соответствии с разделом 5 указанной программы гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с ч.1-9 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачетом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путем заключения договоров мены или купли-продажи.

В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Вместе с тем, принимая во внимание, что ответчик Рожков А.В., как собственник жилого помещения имеет право выбора любого из вышеназванных названных способов обеспечения его жилищных прав (выкуп жилого помещения либо предоставление иного жило помещения), то указанное обстоятельство исключает возможность его выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения его правом собственности на другое жилое помещение, при условии, что ответчик выразил свое несогласие с переселением в судебном заседании.

Между тем, по смыслу пп. «а и г» п. 20 Постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

- нормы, содержащиеся в ст.32 ЖК РФ, в развитие положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

- соблюдение предусмотренной ч.ч. 2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.

Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Как усматривается их позиции представителя администрации г. Тамбова Тамбовской области, в обосновании заявленных требований истец ссылается на положения ст.32 ЖК РФ, регламентирующей порядок изъятия земельного участка и выкуп жилых помещений.

Между тем, в судебном заседании представитель истца указывал, что процедура выкупа земельного участка по ***, на котором расположен многоквартирный жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным, администрацией города не инициирована, ответчику Рожкову А.В., как собственнику жилого помещения *** уведомление об изъятии земельного участка не направлялось.

В этой связи, с учетом установленных существенных обстоятельств дела, суд полагает, что со стороны администрации *** имеет место несоблюдение предварительной процедуры изъятия земельного участка по ***, предшествующей изъятию жилого помещения *** у собственника Рожкова А.В., что, по мнению суда, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г. Тамбова Тамбовской области к Рожкову Алексею Владимировичу о выкупе жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Акульчева

Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 марта 2020 года.

Судья М.В. Акульчева

2-578/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Тамбова
Ответчики
Рожков Алексей Владимирович
Другие
Отдел опеки и попечительства Комитета по охране здоровья населения и социального развития администрации г. Тамбова
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Акульчева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее