Дело № 2-514/2020
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-000410-62
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Заволжск Ивановской области 18 марта 2020 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи И. Н. Беляковой
при секретаре Н. Е. Кудряшовой
с участием истца Горшкова А. В.,
представителя ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области – Беликовой Л. Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Горшкова Александра Викторовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
Горшков А. В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области (далее - УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе, пенсионный орган), в котором просит отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе № 26 от 10 декабря 2019 г. об отказе в назначении пенсии в соответствии п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе назначить ему пенсию в соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 ноября 2019 г., а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг адвоката в размере 1000 руб. и оплату госпошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что, полагая наличие у него по состоянию на 27 мая 2019 г. специального 30-летнего стажа, истец 27 ноября 2019 г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением пенсионного органа от 10 декабря 2019 г. истцу было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия права. Данное решение истец считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, основанным на неправильном исчислении стажа и неверном толковании закона.
В судебном заседании истец Горшков А. В. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что после вступления в законную силу решения Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 июня 2019 г., которым в его специальный стаж были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в пенсионном органе ему пояснили, что нужно прийти туда 27 ноября 2019 г. и вновь написать заявление о назначении пенсии. Но за две недели до наступления указанной даты его опять пригласили и объяснили, что предусмотренный законом шестимесячный срок они будут исчислять со 2 августа 2019 г.
Представитель ответчика Беликова Л. Ю. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что вступившее в законную силу решение суда о зачёте в специальный стаж Горшкова А. В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, учёбе и командировках является документом, подтверждающим страховой стаж. Следовательно, необходимый специальный стаж считается приобретённым с даты вступления решения суда в законную силу и именно с этой даты должно исчисляться отсроченное право, предусмотренное Федеральным законом № 350-ФЗ.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Так, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из текста искового заявления, пояснений истца и копии решения Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 июня 2019 г. по иску Горшкова А. В. УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе усматривается, что 15 февраля 2019 г. Горшков А. В. обращался в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением пенсионного органа от 15 апреля 2019 г. ему было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, в который не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на учёбе и в командировках.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 июня 2019 г. решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе от 15 апреля 2019 г. в части исключения из специального стажа Горшкова А. В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на учёбе и в командировке признано незаконным. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Горшкова А. В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на учёбе и в командировке.
Указанное решение вступило в законную силу 2 августа 2019 г.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
27 ноября 2019 г. Горшков А. В. вновь обратился в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предоставив упомянутое судебное решение.
Решением пенсионного органа от 10 декабря 2019 г. № 26 Горшкову А. В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия права (л. д. 9-10).
Указанное решение мотивировано тем, что специальный стаж Горшкова А. В. на дату вступления решения суда в законную силу без учёта периодов трудовой деятельности (курсы повышения квалификации, учёба, командировки), подлежащих зачёту в специальный стаж по решению суда на 2 августа 2019 г., составляет 29 лет 8 месяцев 28 дней. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учётом специального стажа, который считается приобретённым с даты вступления решения суда в законную силу (со 2 августа 2019 г.) и даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Горшков А. В. приобретает с учётом положений Федерального закона № 350-ФЗ через шесть месяцев после вступления в силу решения суда, то есть со 2 февраля 2020 г.
Исходя из информации, представленной УПФ РФ (ГУ) в Заволжском муниципальном районе по запросу суда, с учётом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на учёбе и в командировках, включённых в специальный стаж решением суда, 30-летний стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения сложился у Горшкова А. В. 27 мая 2019 г.
С учётом вышеизложенного, а также положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ суд считает установленным факт наличия у истца специального 30-летнего стажа по состоянию на 27 мая 2019 г.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Вместе с тем истцом оспаривается, по сути, порядок применения ответчиком положений части 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», позволяющий определить дату, с которой должна быть назначена досрочная страхования пенсия по старости.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" статья 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» была дополнена частью 1.1 следующего содержания: «Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону".
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Совокупный анализ вышеуказанных норм законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что право на назначение страховой пенсии по старости вышеуказанным категориям граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
Следовательно, истец Горшков А. В., являясь лицом, которое приобрело необходимый 30-летний стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в 2019 году, имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости через шесть месяцев с момента возникновения у него права на такую пенсию.
Между тем, пенсионный орган исчисляет указанный шестимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда, которым был разрешён вопрос о включении в специальный стаж истца некоторых спорных периодов работы.
Оценивая вышеприведённые обстоятельства, суд соглашается с доводом истца о том, что оспариваемое решение пенсионного органа основано на неверном толковании закона, поскольку решение суда о включении периодов работы в специальный стаж является не правоустанавливающим, а правоподтверждающим документом.
Иное толкование закона означало бы то, что право лица, выработавшего определённый специальный стаж, на назначение страховой пенсии по старости зависит не от периода его работы в неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии, а от момента обращения в суд (в случае неправомерного исключения пенсионным органом каких-либо периодов работы из специального стажа), а также от процессуального поведения сторон при разрешении подобного спора (например, наличия ходатайств об отложении судебных заседаний, обжалования принятого решения в суд вышестоящей инстанции).
С учётом изложенного, а также информации, представленной пенсионным органом, о том, что 30-летний стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с учётом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на учёбе и в командировках сложился у Горшкова А. В. на 27 мая 2019 г., суд приходит к выводу о том, что отложенное право истца на назначение страховой пенсии по старости должно исчисляться именно с указанной даты, таким образом, право на назначение страховой пенсии возникло у истца 27 ноября 2019 г.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение пенсионного органа не может быть признано законным, следовательно, исковые требования Горшкова А. В. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ, от-носятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом при подаче иска уплачена госпошлина в размере 300 руб., которую он просит взыскать с ответчика.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены судом в полном объёме, расходы истца по оплате госпошлины подлежат полному возмещению за счёт ответчика.
По квитанции от 28 января 2020 г. истец оплатил адвокату 1 000 руб. за составление иска, впоследствии предъявленного в суд.
В силу положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ суд признаёт эти расходы необходимыми, а их размер разумным и подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горшкова Александра Викторовича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области удовлетворить.
Признать решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области № 26 от 10 декабря 2019 г. об отказе Горшкову Александру Викторовичу в назначении пенсии в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области назначить Горшкову Александру Викторовичу страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 ноября 2019 г.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области в пользу Горшкова Александра Викторовича расходы на оплату услуг адвоката в размере 1 000 руб. и на оплату госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И. Н. Белякова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2020 г.