ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2018 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Кызыла к Мэрии города Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла о признании
незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
с участием представителя административного истца помощника прокурора города Кызыла Ооржак А.М.,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд к административному ответчику Мэрии города Кызыла с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указано на то, что прокуратурой г. Кызыла по результатам проверки по соблюдению федерального законодательства о собственности установлено, что на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» находятся бесхозяйные тепловые сети от ТК В0611 до ТК В0612, расположенные на <адрес>.
Бездействие Мэрии г. Кызыла по не принятию мер к постановке на учет указанных бесхозяйных тепловых сетей является незаконным. Уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей по тепло-и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также препятствует выделению бюджетных средств на содержание и надлежащую эксплуатацию тепловых сетей.
Просит признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества – тепловых сетей от ТК В0611 до ТК В0612, расположенных на <адрес>; обязать Мэрию г. Кызыла в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет в государственном органе бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети от ТК В0611 до ТК В0612, расположенные на <адрес>.
В ходе подготовки к рассмотрению настоящего дела судом в качестве соответчика привлечен Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Кызыла Ооржак А.М. иск поддержала по изложенным основаниям.
Представители административных ответчиков и представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по <адрес>, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений и ходатайств не направляли.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.4 ст.27, п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан сохраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года. N131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значений городского округу относится (организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.
При этом согласно ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Как следует из п. 4 ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утв. решением Хурала представителей города Кызыла от 5 мая 2005 года №50, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К организации теплоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В силу ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94) (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 2018-ст) к объектам, выступающим как сооружение, относятся, в частности, тепловые сети.
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.11.2017 года сведения о государственной регистрации права на указанные тепловые сети отсутствуют.
Согласно сообщению зам.министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва С - тепловые сети, расположенные на территории города Кызыла, не являются государственной собственностью Республики Тыва и не числятся в реестре государственного имущества Республики Тыва; тепловые сети государственной собственности Республики Тыва, вошедшие в конкурсную массу конкурсного производства ГУП Республики Тыва «Тепловые сети» конкурсным управляющим в 2011 году переданы в муниципальную собственность.
Согласно информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва - указанные тепловые сети в реестре федерального имущества не учитываются.
Таким образом, поскольку установлено, что указанные тепловые сети не имеют собственника, то они должны быть поставлены на учет как бесхозяйное имущество в государственном органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с Положением о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии города Кызыла предельной численности работников, утв. решением Хурала представителей г. Кызыла от 17.02.2016 №210, Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (далее - Департамент) является отраслевым структурным органом мэрии г. Кызыла, созданным с целью реализации полномочий мэрии в области экономического развития и устойчивого функционирования всех отраслей городского хозяйства, осуществления предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением бюджета города Кызыла, финансового контроля за распорядителями и получателями средств бюджета города Кызыла в части обеспечения контроля за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, а также для осуществления в пределах своих полномочий формирования, управления и распоряжения муниципальным имуществом, расположенным на территории города Кызыла (п.1.1); Департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.6); Департамент организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества (п.3.3.35); осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи и имущество, находящиеся на территории г. Кызыла(п.3.3.36).
При данных обстоятельствах, поскольку Мэрией г. Кызыла создан специальный отраслевой структурный орган, являющийся юридическим лицом, наделенный полномочиями по организации учета бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, то надлежащим ответчиком по настоящему делу является Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла, поэтому иск подлежит частичному удовлетворению, а именно: следует обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла поставить на учет в установленном законом порядке бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети от ТК В0611 до ТК В0612, расположенные по <адрес>.
При этом бездействие Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла административный истец не оспаривает, а в силу ч.1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В связи с изложенным требования к ответчику Мэрии г. Кызыла не подлежат удовлетворению.
Для исполнения решения суд устанавливает срок - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
административное исковое заявление заместителя прокурора города Кызыла к Мэрии города Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить частично.
Обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить на учет в установленном законом порядке бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети от ТК В0611 до ТК В0612, расположенные по <адрес>.
В удовлетворении требований к Мэрии города Кызыла отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2018 года.
Судья Л.Т. Сватикова