Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 05 марта 2020 года
Дело № 2а-278/2020
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., при секретаре Драчевой Е.А., с участием старшего помощника прокурора г. Саянска Ласточкиной Л.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиофиксации и видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 32 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» об установлении административного надзора Уйманову В. Е., рожденному ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес изъят>,
установил
От имени исправительного учреждения - ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (административного истца) начальник Арешенко И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора осужденному Уйманову В.Е. (административному ответчику) на срок 3 года, с установлением административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Данное административное исковое заявление начальник ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области Арешенко И.И. просил суд рассмотреть в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Уйманов В.Е. административный иск исправительного учреждения не признал, ссылаясь на то, что назначенное ему приговором суда наказание он отбыл.
Помощник прокурора г. Саянска Ласточкина Л.Е. полагала, что предъявленный к Уйманову В.Е. административный иск подлежит полному удовлетворению.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения административного иска ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области вследствие далее изложенного.
В соответствии со ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с данным Федеральным законом. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 64-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу ч. 3 той же ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В п. 12, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъясняется, что возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 названного закона (освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, признававшихся в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания), административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости. Срок административного надзора исчисляется таким лицам со дня их постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что приговором Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Уйманов В.Е. признан виновным и осужден за побег из мест лишения свободы, совершенный группой лиц по предварительному сговору ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ КП-39 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области. Действия Уйманова В.Е. квалифицированы по <данные изъяты>. К назначенному за данное преступление наказанию административному ответчику на основании ст. 70 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Катангского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым Уйманов В.Е. осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты>, с назначением наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений (приговор Катангского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с назначением наказания за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>). Всего Уйманову В.Е. наказание назначено приговором от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы сроком 2 года 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением судьи Саянского городского суда Иркутской области от 25 декабря 2018 г. приговоры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ приведены в соответствие с Федеральным законом № 186-ФЗ от 03 июля 2018 г. с учетом положений, предусмотренных п. «а» ч. 3.1, ч. 3.3 ст. 72 УК РФ: время содержания Уйманова В.Е. под стражей зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии.
Постановлением начальника ИК-32 ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области от 14 мая 2019 года Уйманов В.Е. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Из текста данного постановления следует, что 13 мая 2019 года в 06 часов 10 минут, содержась в строгих условиях отбывания наказания, во время обхода помещений СУОН старшим оперуполномоченным ОО капитаном внутренней службы С.В. с младшим инспектором ОБ сержантом внутренней службы А.А.. административный ответчик был обнаружен лежавшим на своем спальном месте в спальном расположении СУОН в не отведенное для сна время, без разрешения администрации, чем нарушил распорядок дня в СУОН, требование главы 3 пунктов 16, 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», (осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; осужденным запрещается без разрешения администрации находиться на спальных местах в неотведенное для сна время).
Таким образом, для установления административному ответчику Уйманову В.Е. административного надзора имеется необходимая совокупность предусмотренных законом условий: освобождаемый из мест лишения свободы Уйманов В.Е. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступлений, в том числе тяжкого преступления, предусмотренного <данные изъяты> (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) и в период отбывания наказания в виде лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При решении вопроса об установлении административному ответчику Уйманову В.Е. административного надзора, его срока и административных ограничений суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных Уймановым В.Е. преступлений, его поведение за весь период отбывания наказания, наличие одного поощрения в 2016 году и многочисленных взысканий как до признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, так и после этого.
Согласно данным, предоставленным административным истцом, осужденный Уйманов В.Е. освобождается из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания. Содержится в учреждении ИК-32 с 29 июня 2018 г., прибыл из ИЗ-2 г. Братска. За весь период отбывания наказания допустил 15 нарушений установленного порядка отбывания наказания, такие как нарушение изолированного участка и формы одежды, отказ представиться, употребление нецензурных слов, курение в неотведенных для этого местах и другие, за что неоднократно водворялся в штрафной изолятор, переводился в помещение камерного типа, ему объявлялись выговоры. Признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания 14 мая 2019 года. Имеет 1 поощрение. Не трудоустроен, от работы уклоняется. Иска не имеет. Участия в общественной жизни отряда и колонии не принимает. На меры воспитательного характера реагирует слабо. Содержится на строгих условиях отбывания наказания. Придерживается нейтральной части осужденных. На профилактическом учёте не состоит. Вину в содеянном признал частично, свои поступки осуждает, в содеянном раскаивается, но скрывает свои намерения об образе жизни после освобождения из мест лишения свободы.
С учетом всех обстоятельств суд считает необходимым установить Уйманову В.Е. административный надзор на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за тяжкое преступление (8 лет), со следующими административными ограничениями: запрещением пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов; обязательной явкой четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Устанавливая в отношении Уйманова В.Е. такой срок административного надзора и применяя указанные административные ограничения, суд учитывает положение ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ о том, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, а нахождение административного ответчика в ночное время по месту жительства с периодичностью обязательных явок для регистрации именно четыре раза в месяц в течение установленного судом срока административного надзора, наилучшим образом будет способствовать достижению задач, указанных в статье 2 того же закона.
Установление административного надзора не ухудшает положение Уйманова В.Е. как осужденного, не отягчает его ответственность, а предусматривает контроль за его поведением после отбывания наказания по его месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В целях охраны общественных интересов государство вправе установить такой контроль.
При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Статьей 9 названного закона предусмотрена возможность досрочного прекращения судом административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
решил
Административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 32 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» об установлении Уйманову В. Е. административного надзора полностью удовлетворить.
Установить Уйманову В. Е. административный надзор на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за тяжкое преступление.
Запретить Уйманову В. Е. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства, в период с 22 до 06 часов.
Обязать Уйманова В. Е. являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять Уйманову В. Е. со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Данное решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.
Судья: С.С. Маничева