Дело № 2-22/2020
УИД: 66RS0028-01-2019-001814-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит 31 января 2020 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гаевой Л.В., при секретаре судебного заседания Петровой С.В.,
с участием истца Оверченко С.Ю., третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Грачевой Л.М.,
представителя ответчика МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий» Устиновой И.Л., представителя ответчика администрации МО г.Ирбит Шолохова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оверченко С.Ю., Грачевой Л.М. к Муниципальному казенному учреждению Муниципального образования город Ирбит «Служба субсидий», администрации Муниципального образования город Ирбит о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
Оверченко С.Ю., третье лицо Грачева Л.М., обратились в суд с вышеназванным иском к Муниципальному казенному учреждению Муниципального образования город Ирбит «Служба субсидий» (далее – МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий»). Дополнительно в качестве соответчика привлечена администрация Муниципального образования город Ирбит (далее - администрация МО город Ирбит).
В обоснование иска указали, что 17.10.2019 Грачева Л.М. обратилась в МКУ МО «Служба субсидий» за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 18.10.2019 было отказано в предоставлении услуги ввиду отсутствия документов, подтверждающих доходы (или их отсутствие) от трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Дополнительно МКУ МО «Служба субсидий» разъяснило, что Оверченко С.Ю. за период с апреля по сентябрь 2019 нигде не работал и дохода не имел, а также не имел официального статуса безработного, т.к. не состоял на учете в Центре занятости населения. Однако данные сведения были задекларированы Оверченко С.Ю. при подаче заявления как и в мае 2019, когда была предоставлена субсидия. Считают отказ незаконным, поскольку имеется аналогичное решение Ирбитского районного суда от 03.02.2015, которым разъяснено, что действующим законодательством не запрещается лицу, не признанному безработным и не имеющим официального либо самостоятельного продекларированного дохода, претендовать на получение субсидий на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 3-4, 25-26).
В судебном заседании истец Оверченко С.Ю. поддержал заявленные требования, пояснив, что он не имеет статуса безработного, так как не состоит на учете в Центре занятости, поэтому предполагал, что не может получить сведения об отсутствии дохода. В настоящее время им получены сведения из Пенсионного органа, Межрайонной ИФНС № 13 по Свердловской области, Центра занятости населения, подтверждающие отсутствие дохода за период с апреля по сентябрь 2019 года, тем самым подтверждается его право на получение субсидий.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, Грачева Л.М. настаивала на удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие со стороны сотрудников МКУ МО «Служба субсидий» четких и ясных разъяснений по поводу перечня необходимых документов, подтверждающих наличие или отсутствие дохода у сына Оверченко С.Ю. При принятии документов ей лишь указали, что поскольку сын не состоит на учете в Центре занятости, субсидия им не полагается.
Представитель МКУ МО «Служба субсидий» Устинова И.Л. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что при обращении Грачевой Л.М. с заявлением о предоставлении субсидий было предоставлено заявление от члена ее семьи Оверченко С.Ю. о том, что он не является трудоустроенным, не осуществляет предпринимательскую деятельность и не состоит в центре занятости населения, в связи с этим за период с мая по октябрь 2019 он не имеет дохода. Перечень документов, подтверждающим отсутствие у граждан доходов предусмотрен п.48 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 и является исчерпывающим. К таким документам, в частности, относится документ, подтверждающий отсутствие выплат всех видов пособий по безработице и других выплат безработным. Таким образом, чтобы получать субсидию при отсутствии дохода гражданин должен состоять на учете в центре занятости, как гарантия того, что он не имеет иных видов доходов, в частности, в рамках гражданско-правовых отношений. Учитывая, что заявителем представлен не полный пакет документов, отказ Грачевой Л.М. в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным.
Представитель ответчика администрации МО город Ирбит Шолохов А.П. исковые требования не признал, полагая, что принятое решение об отказе в предоставлении Грачевой Л.М. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законно и обоснованно.
Заслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 76 (далее - Правила) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно подп. «д» п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является в соответствии с п.14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Судом установлено, что 17.10.2019 года Грачева Л.М. обратилась в МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», приложив необходимые документы, а также письменное заявление члена семьи Оверченко С.Ю. о том, что он не является трудоустроенным и не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не состоит в Центре занятости населения, связи с чем, за период май-октябрь 2019 не имел доходов (л.д. 36-37).
18.10.2019 года вынесено решение Администрации МО г. Ирбит об отказе в предоставлении Грачевой Л.М. государственной услуги «субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в связи с отсутствием документов, подтверждающих доходы (или их отсутствие) от трудовой, предпринимательской и иной деятельности) - п.п. «д» п. 8, п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.34), о чем МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий» направило Грачевой Л.М. соответствующее уведомление (л.д. 35).
Согласно п. 48 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России № 1037/пр и Минтруда России № 857 от 30.12.2016, отсутствие у граждан доходов подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения) либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).
В соответствии с п.36 Правил, если гражданине не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Поскольку при подаче заявления Грачевой Л.М. в произвольной форме было задекларировано об отсутствии доходов члена ее семьи, в силу п.45.2 Методических рекомендаций МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий» была проведена проверка полноты и достоверности содержащихся сведений.
Согласно полученной в ходе проверки информации Оверченко С.Ю. в спорный период не обращался в государственную службу занятости населения для поиска работы, официального статуса безработного, который присваивает Ирбитский центр занятости, не имеет, пособие по безработице не получал. Также не является получателем социального пособия в Управлении социальной политики по г.Ирбиту и Ирбитскому району как малоимущий одиноко проживающий гражданин (л.д. 68-69).
Таким образом, установлено, что истец в спорный период не являлся ни безработным в поисках работы, ни малоимущим гражданином.
Вместе с тем, согласно п.48 Методических указаний одним из документов, подтверждающих отсутствие дохода, является документ, подтверждающий отсутствие выплат всех видов пособий по безработице и других выплат безработным.
О том, что Грачева Л.М. была информирована о необходимости подтверждения отсутствия дохода у сына именно в статусе безработного, подтвердила свидетель ФИО1, как специалист МКУ МО город Ирбит «Служба субсидий», принимавшая заявление на субсидию.
Судом отклоняются доводы истца об отсутствии необходимости наличия статуса безработного как нарушающего его конституционные права со ссылкой на решение Ирбитского районного суда от 03.02.2015, поскольку данное решение не имеет преюдициальное значение, наличие статуса безработного является дополнительной гарантией отсутствия у истца доходов от трудовой деятельности и по гражданско-правовым договорам.
Поскольку Оверченко С.Ю. в установленном законом порядке безработным не признан, представленная им декларация, а также справка от Ирбитского центра занятости №3640010/1917 от 30.12.2019, сведения о неполучении дохода по состоянию индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д.70-74) не подтверждают факт отсутствия у него иного дохода.
То обстоятельство, что Оверченко С.Ю. в спорный период (за который просит назначить субсидию) нигде не работал и дохода не имел, само по себе не является основанием для освобождения его от обязанности по предоставлению документов о доходах либо их отсутствии, учитывая, что Оверченко С.Ю. является трудоспособным лицом (1986 года рождения) и к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства не относится.
При этом отсутствие выплат пособий по безработице и дохода от трудовой деятельности не исключает возможность получения иных видов доходов, в частности, в рамках гражданско-правовых отношений.
Руководствуясь положениями ст. 159 Жилищного кодекса РФ, нормами «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, пунктом 48 приказа Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, суд установив, что к заявлению, поданному в МКУ МО г. Ирбит «Служба субсидий» 17.10.2019, Грачева Л.М. не приложила документы о доходах своего сына, либо об их отсутствии, что лишало уполномоченный орган возможности назначения ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу о законности отказа в предоставлении Грачевой Л.М. субсидии, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
.
.
.
.